Дополнительная информация «Архивное дело»
Приказом Федерального Архивного Агентства (Росархив) от 20.12.2019 N 236 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения.
Перечень типовых управленческих архивных документов подготовлен и утвержден Росархивом как органом, уполномоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела и делопроизводства. После регистрации Минюстом России (06.02.2020 N 57449) он является нормативным документом и обязателен для применения во всех органах управления и организациях Российской Федерации независимо от их статуса и формы собственности. Перечень является основным нормативным источником для разработки номенклатуры дел.
*Внимание: перед загрузкой файлов с описанием статей хранения указанного перечня следует загрузить файл с описанием сроков хранения, соответствующих данному перечню. Загрузку перечня статей выполнять в справочнике Статьи хранения внутри вершины первого уровня, которую необходимо создать для нового перечня.
СУБД | PostgrePro не ниже 12 (PostgreSQL – только в демонстрационных или тестовых целях) MS SQL Server не ниже 2019 |
Операционные системы на сервере | Alt Linux не ниже 9.0 Astra Linux Special Edition Орел, Воронеж 1.7.3, Смоленск 1.6 РЕД ОС не ниже 7.3.1 WinServer не ниже 2016 |
Операционные системы на рабочем месте пользователя | Альт Рабочая станция Astra Linux Special Edition Орел, Воронеж 1.7.3, Смоленск 1.6 Red OS MUROM (7.3.2) рабочая станция Windows 10, Windows 11 |
Офисные пакеты | МойОфис не ниже 2019.03 Microsoft Office не ниже 2013 |
Процесс установки и требования к аппаратным средствам подробно описаны в «Руководстве администратора».
Документация по текущей версии включена в комплект установки.
ВАЖНО!
– В системе «Архивное дело» версии 7.0 предусмотрено два варианта хранения файлов: в базе данных и внешнем файловом Архивном хранилище (подробно в разделах 9-11 Руководства администратора). При установке или обновлении необходимо учитывать, где будут расположены файлы. Миграция файлов из базы данных в Архивное хранилище может выполняться согласно порядку, описанному в разделе 11 Руководства администратора.
– Установка Архивного хранилища возможна, как на отдельном сервере, так и с другими компонентами системы, в зависимости от планируемого объема хранимой информации и особенностей инфраструктуры клиента.
Вопросы и ответы
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
В чем особенность хранения электронных документов? |
Необходимость обеспечивать аутентичность, достоверность, целостность и воспроизводимость электронного документа новыми для архивной отрасли средствами и способами, для которых не существует устоявшейся практики в архивной отрасли. |
2. |
Что такое «доверенная среда»? |
Доверенная среда определяется через понятия доверенной системы, т.е. это комплекс технических, организационных и нормативных мер, в результате выполнения которых мы получаем доверенную систему. Доверенная система – система управления информацией, используемая для сохранения электронной информации и обеспечивающая ее точность, надежность, пригодность к использованию / читаемость, а также целостность во времени (ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801:2009 «Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности»). Доверенные системы обеспечивают хранение и управление информацией защищенным и безопасным образом в течение ее жизненного цикла (ГОСТ ISO/TS 18759:2022 «Управление контентом – Доверенная система хранения – Функциональные и технические требования») |
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Из каких информационных систем могут передаваться документы? |
Из любых информационных систем, у которых есть возможность сформировать контейнер по установленным требованиям. |
2. |
Как происходит загрузка/ импорт документов в архивной системе? |
Из информационных система-источников данные для формирования контейнера передаются специализированному API, которое формирует контейнер. Контейнер проходит проверку на вредоносное программное обеспечение, форматно-логический контроль, подписывается электронной подписью передающей стороны и загружается в эталонное и рабочее хранилище. Пользователь получает ссылку-ярлык на контейнер, по данной ссылке пользователь осуществляет постановку документов на учет в системе «Архивное дело» (выбирает дело по номенклатуре дел, к которому относятся документы в контейнере). |
3. |
Приём реализован и по делам, и по документам? |
В систему архивного хранения можно принимать один или несколько документов в связке с данными о деле по номенклатуре дел, к которому они относятся. Т.е. формально передается дело целиком или частями. |
4. |
Почему прием электронных документов разделен на два этапа, когда пользователь должен загружать ссылку-ярлык в «Архивное дело» после загрузки в Архивное хранилище контейнера? |
Первый этап нужен для загрузки контейнера в Архивное хранилище чтобы обеспечить целостность передаваемых документов. Второй этап нужен для загрузки документов в конкретный заголовок по номенклатуре дел: в существующее дело или с созданием нового тома. |
5. |
Можно ли сформировать документ/отчёт/акт, подтверждающий факт передачи документов в архив? |
Такими отчетами являются опись дел и акт приема-передачи документов на архивное хранение. Документы формируются передающей стороной средствами системы «Архивное дело» в разделе «Сдаточная опись».Как передаются документы, содержащие чертежи и т.д.? |
6. |
Как передаются документы, содержащие чертежи и т.д.? |
В составе контейнера можно передать документы любых форматов. Чертеж будет рассматриваться системой как файл документа, к которому он относится согласно схеме описания формата передачи. |
7. |
Предусмотрена ли в системе передача листов-согласований вместе с документом? |
Да, информацию по согласовании можно передавать вместе с документом, для этого предусмотрен специальный раздел в формате передачи в систему «Архивное дело» – информация о проекте документа, которая должна содержать информацию о ходе согласования. Кроме того, возможна передача листа-согласования как отдельного файла документа в составе контейнера. |
8. |
При работе с документами, находящимися в документальном фонде предприятия, пользователь будет работать в режиме двух окон: и в оперативной системе, и в архивной системе? Будут ли доступны документы архива из оперативной системы? |
Предполагается, что документы, переданные в архив организации используются в системе «Архивное дело», а из системы оперативного делопроизводства уничтожаются для исключения дублирования данных, освобождения серверного пространства и оптимизации затрат организации на хранение информации. Организация вправе выбирать, каким образом решать этот вопрос. Продукты ЭОС позволяют реализовать любой из сценариев. Реализация сквозного поиска между системой оперативного делопроизводства и системой архивного хранения возможна в режиме заказной разработки. |
9. |
Уничтожается ли информация в системе оперативного делопроизводства после того как документ попал в архив? |
Автоматически – нет, однако продукты ЭОС предоставляют такую возможность, все необходимые инструменты присутствуют в системах «Дело» и «Архивное дело». |
10. |
Как передавать в архив зашифрованные документы, скрытые от просмотра других лиц? Ни администратор, ни делопроизводитель не смогут их найти и инициировать передачу в архив? |
Данный вопрос можно рассматривать с двух сторон: – с методологической точки зрения – законодательство на данный момент не регламентирует порядок и требования к передаче зашифрованных документов. Каких-либо регламентов или устоявшихся правил нет. Существуют научные исследования РГГУ в которых указывается, что «передаваемые на архивное хранение архивные файлы не могут быть полностью или частично: зашифрованы, защищены паролем, сжаты собственным алгоритмом сжатия, кодированы.» – с технической точки зрения – передать зашифрованные документы на архивное хранение возможно. Зашифрованный документ не перестаёт быть документом. Содержащаяся в нём информация не изменяется. А учётная карточка документа для его идентификации находится в ведении архивистов и не является секретной информацией. Исходить нужно из того, для каких целей документ претерпел криптографическое преобразование (шифрование). В случае защиты от НСД при работе в оперативном хранилище, при передаче документа в архив, являющимся отдельной информационной системой, с ограниченным числом пользователей, документ следует: – либо перенести в архив расшифрованным, если политика безопасности не предусматривает работу с архивом тех лиц, доступ к документу которых не желателен; – либо при передаче расшифровать, провести валидацию документа, и зашифровать на ключе/пароле ответственного архивиста (служебной записи архива). (Шифровать все документы одним паролем – не самая хорошая идея, поэтому вариант с закрытым ключом предпочтительнее); – либо при передаче шифрованного документа в архив, у работника, который его шифровал, запросить копию закрытого ключа, доверенность на использование его ключа для дешифрации документов (перечня документов, конкретного документа). Таким образом потребуется дополнительное защищённое хранилище для реестра ключей, доверенностей и ссылок на зашифрованные документы. Хранить документ, ключ и доверенность в одном контейнере / хранилище – не имеет смысла. Описанные выше варианты, на усмотрение заказчика, могут быть реализованы как организационными, так и организационно-техническими мерами, в зависимости от рисков, определённых в документации по ИБ конечного оператора архива (заказчика). Остается открытый вопрос, что делать если требуется документ расшифровать, а сотрудник, ключом которого документ шифровался, уволился, и ключ уничтожен. А доверенность на использование ключа, и архивная копия контейнера не были предоставлены. В таком случае хранение такого документа не имеет смысла, поскольку извлечь информацию в разумный период времени не получится. |
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Где происходит процесс формирования контейнера? | Контейнер формируется на стороне системы-источника, согласно установленному формату. |
2. | Может ли контейнер содержать много документов? | Да, при этом каждый документ в контейнере может содержаться приложения к передаваемому документу. В этом случае в состав контейнера входят: |
3. | Мы обеспечиваем возможность проверки валидности изначальной ЭП? | Проверка изначальной ЭП на документе системой архивного хранения не производится. В этом нет смысла, так как сертификат при передаче на архивное хранение уже будет истекшим, а на юридическую значимость напрямую факт проверки не повлияет. Для проверки необходимы списки отозванных сертификатов или усовершенствование ЭП до формата, содержащего цепочку информации о сертификатах на стороне системы-источника. Система архивного хранения обеспечивает неизменность того, что передала система-источник, которой мы доверяем. |
4. | Где можно посмотреть информацию о подписи на ЭД? | В PDF/A-версию документа должен добавляться штамп с информацией о подписи на стороне системы оперативного делопроизводства, в составе метаданных передается информация о подписи. |
5. | Для чего подписанный документ разделяется на тело и подпись? | Это разделение прописано в рекомендациях Росархива по структуре хранимых контейнеров. Тем самым мы показываем, что соответствуем существующим на сегодняшний день рекомендациям и нормам. |
6. | Почему в контейнере выбран формат PDF/A? Может ли формат PDF/A содержать XML-схему с метаданными по файлу? | Этот формат соответствует рекомендациям Росархива. Конвертацию документов в PDF/A должна делать система-источник. PDF/A не работает с XML, это графический формат – читаемая копия, используемая нами для просмотра. Подробнее см. Чем отличается формат PDF от PDF/A? |
7. | Где гарантия, что PDF/A сформирован корректно и будет поддерживаться в течение долгого времени? | Компания Adobe Systems Inc. обеспечивает длительную поддержку формата PDF/A. На сегодняшний день это сертифицированный ISO 19005-1:2005 стандарт архивирования. Гарантий, что PDF/A сформирован системой-источником корректно – нет |
8. | Как предполагается доказывать пользователю, что документ, подписанный ЭП руководителя и PDF/A – это идентичные документы? | Это опять же вопрос регламентов формирования контейнера на стороне системы-источника. Пользователь будет работать с PDF/A. |
9. | Теряется ли смысл ЭП при переводе документа в другой формат – PDF/A? | Мы не только переводим документ в новый формат, мы храним оба документа в контейнере и отсоединенные ЭП. Храним и XML, которую нам передала система-источник. Юридическая значимость исходного документа от этого не теряется. |
10. | Как быть если формат ZIP «умрёт»? | В таком случае нужно будет разработать сценарии миграции на новый формат хранения. |
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Как происходит проверка целостности? |
Целостность файлов контейнера проверяется в рамках контроля целостности контейнера, которому они принадлежат посредством специальных фоновых процедур. |
2. |
Что делать в случае устаревания алгоритмов расчета хэш-сумм? |
Система использует незамкнутую цепочку алгоритмов хэширования. Это значит, что в любой момент перечень алгоритмов можно дополнить/изменить. В этом случае хэш-суммы будут пересчитаны по новому алгоритму. |
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Как происходит экспертиза ценности и уничтожение электронных документов? |
Используются фоновые процедуры контроля сроков хранения по делам. Дела, которые подлежат выделению к уничтожению включаются сотрудников в акт и после принятия решения экспертной комиссии сотрудником инициируется уничтожение. |
2. |
Как уничтожаются документы, хранящиеся в бэкапах? |
Мы не делали специальных инструментов для удаления документов из бэкапов. Этот вопрос решается индивидуально в рамках проектов. Проведя исследование, мы можем рекомендовать заказчикам следующий вариант: зашифровать документы, находящиеся в бэкапе, сертификатом ЭП, и в момент уничтожения документов, уничтожать и сертификат, которым зашифрованы документы в бэкапах. Документы физически останутся, но открыть их и воспользоваться ими уже будет нельзя. |
3. |
Рассматривался ли вариант хранения документов в базе данных, а не в файловом хранилище? |
Предполагается, что объем документов в архивной системе складывается из документов со всех информационных систем за весь период деятельности организации. Обрабатывать такой объем документов в базе данных неэффективно. |
4. |
Что остается в базе данных после уничтожения документов? |
Документы и дела уничтожаются вместе с файлами и регистрационными карточками (данными в базе данных), если такое решение принято в организации. В системе существует возможность выбрать состав «остаточных реквизитов». Информация о составе удаляемой информации и об удаленных делах и документах добавляется в акт об уничтожении. Акты о выделении дел к уничтожению, акты об уничтожении имеют постоянные сроки хранения. |