Компания ЭОС поделилась опытом и экспертизой с участниками PKI-Форума 2023

Наталья Александровна Храмцовская, к.и.н., ведущий эксперт-аналитик по управлению документацией ЭОС, эксперт ИСО, приняла участие в работе нескольких тематических сессий PKI-Форума 2023. XXI международная конференция по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи состоялась в Петербурге 12-14 сентября.

Наталья Александровна Храмцовская, к.и.н., ведущий эксперт-аналитик по управлению документацией ЭОС, эксперт ИСО

PKI-Форум, проходит в России с 2002 года, сегодня является наиболее крупной и представительной площадкой для обсуждения проблематики инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи. Она объединяет представителей регуляторов (Минцифры, ФСБ, ФНС), документоведов, сотрудников удостоверяющих центров, отраслевых экспертов, юристов, разработчиков систем управления документами, СЭД и средств информационной безопасности. На PKI-Форуме можно максимально подробно узнать актуальные сведения о правовом регулировании и стандартизации в области PKI, электронной подписи, ЭДО, ИБ, обсудить опыт и нюансы применения технологий PKI.

Миссия ЭОС на таких мероприятиях, в первую очередь, просветительская. Вопросы применения электронной подписи и безопасности документооборота являются базовыми в деятельности разработчика СЭД. Кроме того, специалисты компании принимают активное участие в российских и международных отраслевых комитетах и экспертных группах.

«PKI-Форум – одно из самых уважаемых и компетентных мероприятий по вопросам управления информацией. Широкий состав участников позволяет рассматривать все темы очень многогранно. Другой особенностью форума является активнейшее участие органов государственной власти в обсуждениях, причем достаточно откровенных, проблем и задач, которые стоят на данный момент перед нашим обществом. Распространение электронной подписи растет, развивается представление о юридической значимости документов, которые создаются, используются и хранятся в СЭД. Поэтому для нас очень важно быть в тренде текущей ситуации и тех направлений, которые в ближайшее время будут реализовываться», – комментирует Наталья Храмцовская.

Первое выступление Натальи Храмцовской на сессии «Электронные архивы» было посвящено тенденциям в нормативном регулировании хранения электронных и бумажных документов в России.

Она отметила, что сегодня основные комплексы документов формируются в смешанном виде: электронном и бумажном. По ряду направлений переход на электронные документы практически завершен. Но, хотя доля бумажных документов постепенно снижается, их физический объем остается прежним. Из-за быстрого обновления цифровых технологий и морального устаревания стирается грань между электронными документами постоянного и временного срока хранения. Разработку серьезных, продуманных концепций хранения электронных документов и информации могут позволить себе только крупные госструктуры и коммерческие организации.

«Сегодня отсутствует единая концепция организации хранения документов, каждая компания решает проблемы самостоятельно. Поэтому разработка новых законов и реализация новых проектов идут трудно», – обозначила ключевую проблему Наталья Храмцовская.

Хорошими примерами таких концепций можно назвать

– Концепцию по реализации единых принципов обработки, регистрации и хранения документов в налоговых органах РФ (2007 год),

– Концепцию хранения и использования электронных документов с обеспечением их юридической силы для финансового рынка (2017 год).

В качестве примеров удачных и эффективных решений названы также проекты по организации хранения документов в ФНС России, Росреестре, Ленинградской и Ростовской областях.

«Нормативное регулирование архивного хранения на уровне регионов и отдельных органов государственной власти – это уже реально реализованные проекты, и они постоянно развиваются. Единственное – каждый из них имеет специфические особенности, из-за чего в итоге Росархив может просто не справиться с таким разнообразием технологий хранения, которые нужно объединить в единое целое в федеральном архиве. Значит, придется искать какие-то новые решения», – говорит Наталья Храмцовская.

14 сентября на сессии «Стандартизация в области PKI, ЭДО, СКАиП» Наталья Александровна рассказала об участии российских представителей в международной стандартизации по управлению документами и информацией.

В целом в компании ЭОС работа по стандартизации идет по двум направлениям. Во-первых, на базе ЭОС создан подкомитет ПК-6 «Жизненный цикл электронного документооборота», занимающийся переводом и адаптацией международных ГОСТов с их последующим утверждением в качестве национальных стандартов. Таким образом решается проблема нехватки в России собственных нормативных документов и методических рекомендаций. Результатом работы подкомитета стало появление в стране ряда документов: например, стандарт по электронному хранению документов, по организации конверсии и миграции.

Во-вторых – это работа экспертов ЭОС в составе нескольких комитетов международной организации по стандартизации ИСО: например, по направлениям блокчейна, искусственного интеллекта, делопроизводства и архивного дела, управления информацией и документацией.

«Сейчас работа ИСО происходит в режиме онлайн, раз в неделю проводятся двухчасовые заседания комитетов и подкомитетов по всем проектам. Мы активно участвуем в них, благодаря чему принимается значительная часть наших предложений по готовым текстам, а также некоторые части этих стандартов по запросу мы пишем сами. Я считаю это очень важным направлением нашей деятельности, поскольку мы же впоследствии эти документы и переводим. Идеологию, которую мы изначально включаем в эти тексты, становится легче донести до российских специалистов», – отмечает Наталья Храмцовская.

В тот же день на сессии «МЧДискурс». Наталья Александровна выступила экспертом по регулированию сферы бумажных и электронных доверенностей.

По ее мнению, до того, как в закон «Об электронной подписи» были внесены нормы о машиночитаемой доверенности, работу с доверенностями регулировали только Гражданский кодекс, Налоговый кодекс и «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Для того, чтобы начать безболезненно вводить в законодательство понятие МЧД, прежде всего необходимо урегулировать использование машиночитаемой доверенности в трех упомянутых документах.

«На мой взгляд, следует начинать с фундамента, то есть с Гражданского кодекса, после чего уже внедрять надстройки в виде других законов и подзаконных актов. Только так можно стабилизировать дисбаланс, который сегодня возник в отношении МЧД. Иначе закон будет трактоваться по-разному, и все эти нестыковки могут вылиться в судебные разбирательства», – предупреждает Наталья Храмцовская.