Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31
Вернуться к списку

Цифровое «завтра» начинается сегодня

Информационные технологии развиваются столь стремительно, что даже ориентироваться в них – непростая задача. А для того, чтобы лидировать в современном мире, нужно не просто ориентироваться, но и эффективно применять. И это настолько важная задача, что она стала сутью и целью одного из национальных проектов – «Цифровая экономика». О том, зачем и как реализуется этот проект, мы беседуем сегодня с министром цифрового развития Красноярского края Николаем РАСПОПИНЫМ.

– Николай Александрович, на ваш взгляд, цифровизация действительно настолько важна, чтобы стать содержанием национального проекта? Ведь информационные технологии и без государственного участия успешно проникают в нашу жизнь.

– Формат нацпроектов заключается в том, что мы за короткий промежуток времени хотим добиться значимых результатов. Для этого определяем конечные показатели и тратим серьезные ресурсы. Фактически это план развития на несколько лет, и цифровая экономика в этом смысле не отличается от других направлений.

Если говорить об успешном проникновении в нашу жизнь информационных технологий, то можно сказать и да и нет. В крупных городах мы в полной мере ощущаем плоды «цифры» в виде многочисленных сервисов. С другой стороны, территория страны огромная и цифровая инфраструктура развита крайне неравномерно. Если отъедем на сотню километров от Красноярска, то увидим другую картину. И одна из задач национального проекта – стереть границы этой дифференциации, покончить с «цифровым неравенством». Для этого нужны точечные воздействия – на уровне отдельных населенных пунктов.

– Как идет реализация национального проекта в нашем крае? Какие задачи ставятся сегодня?

– Начнем с информационной инфраструктуры. Есть федеральный проект, на базе его подготовлен региональный проект. Основное, что мы делаем в рамках этого направления, – создание инфраструктуры для развития услуг связи. Край у нас большой. Он второй по территории, но первый по дифференциации населения (у нас очень много небольших населенных пунктов). На сегодняшний день порядка 300 населенных пунктов в крае живут без сотовой связи вообще. Это при том что 99,2 процента населения края обеспечено услугами мобильной связи. Таким образом, речь идет об очень небольшом проценте населения, проживающем во множестве малых поселений.

Мы здесь идем несколькими направлениями. Во-первых, есть федеральный проект «Устранение цифрового неравенства». Он работает давно. В рамках этого проекта к пунктам с населением от 250 до 500 человек прокладываются оптоволоконные линии связи – создаются магистральные каналы. Мы со своей стороны дополнили этот проект краевой программой – выделяем субсидии муниципальным образованиям, которые на конкурсной основе выбирают оператора связи. Оператор, в свою очередь, должен создать необходимую инфраструктуру. С 2017 по 2021 год таким образом были подключены услуги мобильной связи в 94 населенных пунктах. Это более 40 тысяч человек, которые ранее не имели сотовой связи. В более чем 60 поселениях к сотовой связи добавился и мобильный интернет.

Вторая часть – подключение социально значимых объектов: школ, акушерских пунктов, сельсоветов. За три года мы подключаем более двух тысяч таких точек. На эти цели федеральный центр выделил 2,1 миллиарда рублей. Де-факто этот проект позволит предоставить цифровые услуги не только отмеченным объектам. Он создаст точки доступа для подключения других.

Еще одна составляющая. В прошлом году внесены изменения в федеральный закон о связи. Сегодня закон устанавливает, что населенные пункты от 100 до 500 тысяч человек должны быть обеспечены услугами сотовой связи и мобильным интернетом. В этом году в рамках федерального и регионального проекта мы подключаем сотовую связь и мобильный интернет в 39 населенных пунктах. В 12 из них работы финансируются за счет краевого бюджета, в 27 – за счет федерального. В последующие годы будем наращивать объемы. Напомню, что федеральный проект предусматривает 100-процентную цифровизацию поселений до 2030 года. Однако губернатор принял решение о краевом софинансировании, для того чтобы достичь этого результата раньше. Ведь связь людям нужна уже сейчас.

– А как обстоят дела с другими региональными проектами?

– Следующий проект – «Кадры для цифровой экономики». По сути, задачи здесь таковы. Во-первых, необходимо увеличивать количество ИТ-специалистов. В этой отрасли в последнее время появилось огромное количество новых специальностей, в которых рынок труда испытывает большие потребности.

Во-вторых, требуется массовая переквалификация, дополнительное обучение тех людей, которые сейчас работают. Современная жизнь такова, что человек обязан раз в несколько лет проходить переобучение – ведь все очень быстро меняется. Здесь поставлена задача за три года провести обучение цифровым компетенциям не менее 20 тысяч специалистов различного профиля.

– Есть ли направления, предусматривающие внедрение новых технологий в бизнес-структурах?

– Это региональный проект «Цифровые технологии», который предусматривает финансовую поддержку компаний, внедряющих цифровые решения. Здесь применяются такие механизмы, как возмещение части затрат и грантовые программы. В 2021 году проведена широкая информационная кампания, цель которой – ознакомить бизнес с этими возможностями.

– Люди уже оценили перевод части государственных услуг в цифровой формат. Что нам ожидать дальше?

– Проект «Цифровое государственное управление» – это, по существу, оцифровка деятельности органов власти. Здесь есть две стороны. Фронт-офис и бэк-офис. Фронт-офис – это сервисы, которыми пользуются обычные жители, а именно портал госуслуг.

Президент поставил задачу к концу 2023 года большую часть государственных сервисов перевести не просто в электронный вид, а в режим так называемых суперсервисов, или проактивного оказания услуг.

В первый раз мы увидели этот формат в прошлом году в пандемию, когда выплачивались пособия на детей. Человек один раз заполнял заявление и никуда не ходил с документами. Ему просто перечисляли деньги на счет в банке. Несколько дней назад в пилотном режиме началась объявленная президентом выплата денег на школьников.

В дальнейшем развитие проактивных технологий будет выглядеть примерно так. Система сама знает, что конкретному человеку положена та или иная услуга, и сама предлагает ему воспользоваться этой услугой. Человеку остается сказать только «да» или «нет», для чего потребуется нажать всего лишь одну кнопку.

Что касается бэк-офиса, то это цифровизация работы самих органов власти. Это и электронный документооборот, и различные аналитические инструменты. Понятно, что если органы власти по-прежнему будут вести бумажный документооборот, то ни о каких проактивных услугах для населения говорить не приходится.

Вторая крупная задача – создание совершенно новых принципов государственного управления – управления, основанного на данных. Так, например, информация на основе обращений граждан позволяет власти вовремя увидеть проблемы, назревающие на той или иной территории, и вовремя принять необходимые меры для ее решения. Примером может служить разработка системы межведомственного электронного взаимодействия. Красноярский край был здесь одним из первых, и многие регионы сейчас идут нашим путем.

И наконец, все эти направления объединяются проектом «Информационная безопасность». Понятно, что, создавая большие массивы важной информации, мы должны защитить ее от порчи, утечек, действий злоумышленников. Здесь есть целый ряд направлений. Одним из важнейших является переход на отечественное программное обеспечение. Ведь геополитическая обстановка такова, что в любой момент нам могут создать препятствия, связанные с использованием иностранных программных продуктов.

Стоит отметить, что Красноярский край серьезно продвинулся в сфере информационной безопасности в связи с проведением Всемирной универсиады – 2019. Благодаря этому событию были созданы современные механизмы информационной защиты.

Источник:  https://gnkk.ru/articles/cifrovoe-zavtra-nachinaetsya-segodn/


Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^