Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Закон Литовской Республики от 25 ноября 1999 г. N VIII-1443

«О государственной и служебной тайнах»

Статья 1. Назначение Закона

1. Настоящим Законом регламентируются засекречивание, хранение, использование, рассекречивание, координирование защиты и контроль за обеспечением защиты информации, составляющей государственную или служебную тайну.

2. Переданная Литовской Республике информация, составляющая тайну других государств или международных организаций, хранится и используется в порядке, установленном международными договорами Литовской Республики и настоящим Законом. В случаях, если вступившими в силу международными договорами Литовской Республики установлены иные правила хранения и использования тайн иностранных государств или международных организаций, чем это предусмотрено настоящим Законом, применяются правила международных договоров.

Статья 2. Основные понятия настоящего Закона

1. Засекреченная информация – информация о наличии, существе или содержании документов, работ, изделий или иных объектов, признанная субъектом тайн государственной или служебной тайной, а также признанные такой тайной сами документы, работы, изделия или иные объекты в случае, если эти объекты или информация подлежат защите от утраты или незаконного разглашения.

2. Государственная тайна – сведения в области политики, экономики, в военной области, в области правопорядка, науки и техники, утрата или незаконное разглашение которых могут нарушить суверенитет, обороноспособность или экономическую мощность Литовской Республики, нанести ущерб конституционному строю, политическим интересам Литовской Республики, подвергнуть опасности жизнь и здоровье человека, его конституционные права. Перечень категорий государственных тайн устанавливается настоящим Законом.

3. Служебная тайна – сведения в области политики, экономики, в военной области, в области правопорядка, науки и техники, распространение которых ограничивается в интересах государства и его органов, а также в целях защиты конституционных прав человека. Перечень категорий служебных тайн устанавливается настоящим Законом.

4. Документ – зафиксированная информация независимо от способа ее фиксирования и материальные носители информации (графические работы, выполненные разными способами: написанные от руки, изданные в типографии, отпечатанные на пишущей машинке, набранные на компьютере, нарисованные или начерченные, видео- или звукозаписи, компьютерные материальные носители информации, кино- и фотографические негативы, позитивы или иные массивы информации).

5. Изделия – различные сооружения, системы, вооружения, оборудование военной и специальной техники, комплексы, агрегаты, приборы, материалы и химическая продукция.

6. Работы – научно-исследовательские, опытно-проектные, технологические процессы.

7. Другие объекты – материалы, жидкости, газы, минералы, бактерии и другие формы материи, которые по их качествам или природе нельзя отнести к понятию документа, изделий или работ.

8. Субъекты тайн – государственные органы, органы самоуправления, а также учреждаемые ими предприятия и учреждения, деятельность которых связана с использованием засекреченной информации или ее защитой и которым в установленном настоящим Законом порядке предоставляется право на засекречивание и рассекречивание информации.

9. Засекречивание информации – отнесение сведений к государственной или служебной тайнам и присвоение соответствующих грифов секретности, а также предоставление защиты.

10. Рассекречивание информации – отмена грифов секретности, защиты информации и сроков засекречивания.

11. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с засекреченной информацией – выданный в установленном порядке документ, подтверждающий право лица на проведение работ или на ознакомление с засекреченной информацией Литовской Республики.

12. Свидетельство о благонадежности лица – выданный в установленном порядке документ, удостоверяющий право лица на проведение работ или на ознакомление с переданной другими государствами или международными организациями засекреченной информацией.

13. Справочник по засекречиванию – разработанный для выполнения конкретных засекреченных заданий документ, в котором указывается используемая при выполнении конкретного задания или предусматриваемая для создания засекреченная информация, устанавливаются грифы секретности для этой информации, сроки засекречивания и дата изменения или снятия грифов секретности.

14. Третья сторона – каждый другой орган или лицо, которые не являются субъектами тайн, осуществившими засекречивание информации, либо орган или лицо, которым такая информация была передана в установленном правовыми актами порядке.

Статья 3. Классификация информации и присвоение ей грифов секретности

1. Засекреченная информация в зависимости от важности, степени тяжести возможного ущерба, который может быть нанесен государству, его органам или лицам вследствие разглашения этой информации не имеющим права на доступ к ней лицам, а также от уровня защиты, необходимой для сохранения такой информации, подразделяется на совершенно секретную информацию, секретную информацию, конфиденциальную информацию и информацию с ограниченным доступом.

2. Гриф «Совершенно секретно» присваивается информации, составляющей государственную тайну, утрата или незаконное разглашение которой могут повлечь особо тяжкие последствия для государства.

3. Гриф «Секретно» присваивается информации, составляющей государственную тайну, утрата или незаконное разглашение которой могут повлечь тяжкие последствия для государства.

4. Гриф «Конфиденциально» присваивается информации, составляющей государственную тайну, утрата или незаконное разглашение которой могут нанести ущерб интересам государства.

5. Гриф «Ограниченного доступа» присваивается информации, составляющей служебную тайну.

6. Наряду с грифом секретности может быть дана ссылка на субъект тайн, осуществивший засекречивание информации.

7. Информация под грифами секретности «Совершенно секретно» или «Секретно» без письменного согласия субъекта тайн, осуществившего ее засекречивание, не подлежит передаче третьей стороне или распространению каким бы то ни было способом в случае, если Правительством Литовской Республики не устанавливается иначе.

Статья 4. Засекречивание информации

1. Грифы секретности конкретной информации присваиваются, изменяются и сроки ее засекречивания устанавливаются субъектами тайн в порядке, установленном настоящим Законом, а также Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом.

2. Основанием для засекречивания информации являются изложенный в статье 5 настоящего Закона перечень категорий подлежащей засекречиванию информации, а также разработанные на основании этого перечня и утвержденные в установленном порядке детальные перечни подлежащей засекречиванию информации.

3. Субъекты тайн при выполнении засекреченных крупномасштабных заданий самолично или поручении в предусмотренных частью 5 статьи 7 настоящего Закона случаях их выполнения предприятиям, учреждениям или организациям, которые не являются субъектами тайн, разрабатывают справочники по засекречиванию.

Статья 5. Перечень категорий подлежащей засекречиванию информации

1. Государственную тайну могут составлять:

1) информация о государственном оборонном резерве и сводные данные о мобилизационном резерве материальных ресурсов;

2) планы деятельности государственных органов в условиях военного положения;

3) информация о создании, производстве и использовании элементов технологической защиты ценных бумаг, документов, банкнотов, монет;

4) информация о новейших достижениях в области науки и техники, новых технологических процессах, способствующих качественному совершенствованию вооружения, специальной и военной техники;

5) информация о переговорах с иностранными государствами и международными организациями, а также связанная с иностранными государствами и международными организациями информация, утрата или разглашение которой могут нанести ущерб взаимоотношениям государств, государственным интересам или заключению договоров;

6) планы по борьбе с терроризмом и диверсиями;

7) информация об организации охраны Игналинской государственной атомной электростанции;

8) сведения о детальных схемах кабельных магистралей, обеспечивающих правительственную и специальную связь, подключения оборудования, электропитания, а также некриптографических защитных систем;

9) сведения о шифрах, шифровальной технике и связанных с этим документах, об организации и выполнении шифровальных работ;

10) пароли, коды информационных систем, картотек, электронной почты субъектов тайн, порядок их присвоения, алгоритмы кодирования сетей компьютерной информации;

11) информация об использовании радиочастот, позывных, структуре телекоммуникационных сетей, схемах связи, а также о проектировании, строительстве и эксплуатации соединительных линий, радиостанций в целях государственной охраны и обороны;

12) планы государственной обороны, управления и руководства войсками и другими вооруженными силами, охраны государственной границы, а также детализированные планы организационно-технического развития войск, отдельных их родов, других органов системы охраны края и вооруженных сил;

13) мобилизационные планы развертывания войск и их родов, других вооруженных сил, схема управления мобилизационным сообщением и мобилизационным развертыванием, а также информация о действиях войск и других вооруженных сил и управлении военными единицами в случае введения ступеней подготовки к тревоге;

14) информация о программах и планах производства оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, боевой техники, специальных средств и специальной техники;

15) детализированные сведения об обеспечении войск, других органов системы охраны края и вооруженных сил, субъектов оперативной деятельности, Оружейного фонда при Правительстве Литовской Республики оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, боевой техникой, специальными средствами, а также информация об обеспечении субъектов оперативной деятельности специальной техникой;

16) данные регистра оружия, если собственником, владельцем или пользователем оружия являются орган системы охраны края, орган системы внутренних дел, Департамент государственной безопасности, прокуратура, Оружейный фонд при Правительстве Литовской Республики, а также детализированные сведения об имеющихся у субъектов оперативной деятельности оружии, боевых припасах, взрывчатых веществах, боевой технике, специальных средствах и специальной технике;

17) детализированные сведения о денежных средствах субъектов оперативной деятельности и их расходах на осуществление оперативной деятельности, приобретение оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, боевой техники, специальных средств и специальной техники;

18) информация о секретных участниках субъектов оперативной деятельности, их количественном и персональном составе, материально-техническом обеспечении;

19) информация о данных учета, взносах по государственному социальному страхованию и обязательному страхованию здоровья секретных участников субъектов оперативной деятельности, застрахованных государственным социальным страхованием и обязательным страхованием здоровья, данные декларации имущества и доходов этих лиц и членов их семей;

20) информация об организации оперативной деятельности субъектами оперативной деятельности, применении ими средств и методов, а также информация, полученная во время оперативных действий;

21) информация, добровольно предоставленная теперешними или бывшими работниками или сотрудниками спецслужб других государств субъектам оперативной деятельности;

22) засекреченные данные, устанавливающие идентичность личности свидетеля или пострадавшего;

23) сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с законами Литовской Республики применяется защита от преступного воздействия, об организации средств такой защиты;

24) топографические карты Литовской Республики, в которых указаны характеристики и назначение объектов государственного значения, стратегических, военных объектов и объектов риска, а также карты военного назначения.

2. Служебную тайну могут составлять:

1) детализированные сведения об организации защиты информации, составляющей государственную и служебную тайну, учете и упорядочении засекреченной информации;

2) детализированные сведения о порядке и ходе проверки кандидатур лиц, работа которых связана с использованием засекреченной информации или ее защитой, а также собранная во время проверки информация о лицах;

3) организация и детальные планы розыска и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в совершении преступлений, комплексных мероприятий и операций полиции;

4) организация защиты охраняемых государственными органами или их подразделениями лиц и важных объектов, документы проектирования, строительства таких объектов и выполнения в них ремонтных работ;

5) информация о взаимодействии субъектов оперативной деятельности с органами, предприятиями, учреждениями и организациями самоуправления;

6) детализированные сведения о количественном и персональном составе, материально-техническом обеспечении оперативных, специальных подразделений войск Литвы, а также органов системы охраны края, органов системы внутренних дел, Департамента государственной безопасности;

7) данные об учете, взносах по государственному социальному страхованию должностных лиц оперативных, специальных подразделений органов системы охраны края, системы внутренних дел, Департамента государственной безопасности, застрахованных государственным социальным страхованием;

8) сводные данные о государственном резерве материальных ресурсов;

9) детальные планы деятельности подразделений государственных органов в чрезвычайных ситуациях;

10) информация об организации и тактике перемещения специальных грузов;

11) сведения об обеспечении органов системы охраны края, органов системы внутренних дел, Департамента государственной безопасности техникой и оборудованием связи, используемых частотах и позывных;

12) информация о нормах хранения и учета, распределении и организации охраны хранящихся в органах системы охраны края, органах системы внутренних дел, Департаменте государственной безопасности, прокуратуре, Банке Литвы, Оружейном фонде при Правительстве Литовской Республики оружия, боевых припасов, средств личной защиты и активной защиты, радиационной и химической безопасности, специальных средств дегазации и инженерной техники;

13) информация, полученная от банков и других кредитных учреждений в целях осуществления надзора за ними;

14) проекты определения курса национальной и базовой валюты и сведения об участниках осуществляемых Банком Литвы откупных сделок, срочных вкладов, аукционов ценных бумаг Правительства, Банка Литвы и об их предложениях, ссудах ликвидности.

3. Перечисленная в пунктах 1-24 части 1 настоящей статьи информация в случае, если ее разглашение или утрата не могут нанести ущерб государственным интересам и если для такой информации в зависимости от степени ее важности не требуется более высокий уровень защиты, решением субъекта тайн может засекречиваться в качестве служебной тайны.

4. Субъекты тайн на основании перечня категорий подлежащей засекречиванию информации составляют детальные перечни подлежащей засекречиванию информации, связанной с их деятельностью. В детальных перечнях подлежащей засекречиванию информации должны быть предусмотрены грифы секретности подлежащей засекречиванию информации, сроки ее засекречивания или условия рассекречивания. Детальные перечни подлежащей засекречиванию информации утверждаются и изменения в них вносятся руководителями субъектов тайн по согласованию с Комиссией Литовской Республики по координированию защиты тайн.

Статья 6. Сроки засекречивания

1. Информация, составляющая государственную тайну, за исключением предусмотренных в части 5 настоящей статьи случаев, засекречивается на срок, не превышающий:

1) информация под грифом секретности «Совершенно секретно» – 30 лет, а информация, связанная с секретными участниками оперативной деятельности, – 75 лет;

2) информация под грифом секретности «Секретно» – 15 лет;

3) информация под грифом секретности «Конфиденциально» – 5 лет.

2. Максимальный срок засекречивания информации, составляющей служебную тайну, не устанавливается. Наряду с грифом секретности указывается срок засекречивания либо конкретная дата или обстоятельство, в случае наступления которого информация рассекречивается. При отсутствии дополнительных ссылок такая информация рассекречивается по истечении 2 лет с даты ее засекречивания.

3. Срок засекречивания информации исчисляется с даты засекречивания.

4. В случаях, если информацию, составляющую государственную тайну, целесообразно засекретить на более короткий срок засекречивания, чем предусмотрено пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, срок засекречивания указывается наряду с грифом секретности.

5. В случаях, если в интересах государственной безопасности срок засекречивания определенной информации должен быть более длительным, чем предусмотрено пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, этот вопрос по представлению субъекта тайн решается и срок засекречивания продлевается Комиссией Литовской Республики по координированию защиты тайн. Срок засекречивания может быть продлен до 10 лет. Число продлений не ограничивается, однако общий срок засекречивания информации не может превышать 95 лет, за исключением информации о секретных участниках оперативной деятельности.

Статья 7. Право собственности на засекреченную информацию, изменение установленных грифов секретности и сроков засекречивания, а также защита засекреченной информации

1. Засекреченная информация, за исключением информации, составляющей тайну других государств или международных организаций, является собственностью Литовской Республики. Физическому или юридическому лицу, которое не является субъектом тайн, за являющуюся его собственностью засекреченную информацию при приобретении ее в собственность государства должно быть предоставлено справедливое возмещение. Порядок приобретения такой информации в собственность государства устанавливается Правительством Литовской Республики.

2. Засекреченная информация может быть передана только тем государствам или международным организациям, с которыми Литовской Республикой заключены договоры о взаимной защите засекреченной информации, или в установленном пунктом 9 части 3 статьи 12 настоящего Закона порядке.

3. Субъект тайн, осуществивший засекречивание информации, вправе изменять установленный гриф секретности и срок засекречивания. О таких изменениях информируются субъекты тайн, которым была передана засекреченная информация.

4. Защита засекреченной информации организуется, осуществляется и обеспечивается субъектами тайн в порядке, установленном настоящим Законом, а также Правительством или уполномоченным им органом.

5. Субъекты тайн при выполнении порученных им функций вправе заключать сделки с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не являются субъектами тайн, относительно выполнения определенных работ или создания определенных изделий, содержащих засекреченную информацию. Требования по защите засекреченной информации, доверенной таким органам, должны быть адекватны требованиям, установленным в отношении субъектов тайн.

6. Субъекты тайн, передавшие в предусмотренных частью 5 настоящей статьи случаях засекреченную информацию, обязаны осуществлять контроль за защитой переданной информации и обеспечить наличие у всех лиц, связанных с использованием информации под грифами секретности «Совершенно секретно», «Секретно» или «Конфиденциально», соответствующих разрешений на проведение работ или на ознакомление с такой информацией.

7. Хранение, упорядочение и уничтожение засекреченной информации осуществляются в порядке, установленном Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом.

Статья 8. Рассекречивание засекреченной информации

1. Засекреченная информация рассекречивается:

1) по истечении установленного статьей 6 настоящего Закона срока засекречивания;

2) при утрате целесообразности засекречивания, несмотря на то, что установленный срок засекречивания еще не истек.

2. Вся засекреченная информация до истечения установленного срока засекречивания может рассекречиваться только по решению субъекта тайн, осуществившего ее засекречивание.

3. По истечении установленного срока засекречивания информация рассекречивается по решению субъекта тайн, осуществившего ее засекречивание или распоряжающегося этой информацией.

Статья 9. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с засекреченной информацией

1. В соответствии с должностью ознакомиться с информацией, составляющей государственную тайну, и пользоваться ею могут Президент Республики, Председатель Сейма Литовской Республики и Премьер-министр Литовской Республики.

2. Занимать должности, связанные с использованием информации, составляющей государственную тайну, или ее защитой, а также ознакомиться с информацией, составляющей государственную тайну, могут только лица, имеющие специальные разрешения. Претенденты на государственную службу, отобранные для замещения должностей, связанных с использованием информации, составляющей государственную тайну, или ее защитой, назначаются после проверки их кандидатур в установленном Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом порядке и после получения этими лицами разрешений на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну. Перечень этих должностей устанавливается субъектом тайн самолично.

3. Разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, выдаются субъектом тайн после проверки кандидатур лиц в установленном Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом порядке и после согласования их, за исключением секретных участников оперативной деятельности, с Департаментом государственной безопасности. До принятия окончательного решения органы, осуществляющие проверку кандидатуры лица, могут вызвать лицо на собеседование и в случае необходимости потребовать от него письменные объяснения. Субъекту тайн запрещается выдать лицу разрешение на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, в случае, если Департамент государственной безопасности на основании части 5 настоящей статьи возражает против этого.

4. Лицу разрешается работать или ознакомиться с информацией, составляющей государственную тайну, в случае, если:

1) лицо является гражданином Литовской Республики;

2) лицо представляет в соответствии с установленной формой сведения о себе и своих связях и в письменной форме выражает согласие с проверкой его кандидатуры;

3) лицо по своим личным данным, личным и деловым качествам, а также по состоянию здоровья является пригодным для этой работы;

4) лицо в письменной форме обязуется хранить информацию, составляющую государственную тайну;

5) во время проверки не устанавливается ни одно из указанных в пунктах 2-14 части 5 настоящей статьи обстоятельств.

5. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, лицу не выдается, если оно:

1) не соответствует хотя бы одному из указанных в пунктах 1-4 части 4 настоящей статьи условий;

2) постоянно проживало в Литовской Республике в течение менее 3 последних лет и если в установленном пунктом 5 части 3 статьи 12 настоящего Закона порядке Комиссией Литовской Республики по координированию защиты тайн было принято решение о невыдаче разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну. Настоящее положение не применяется в отношении лиц, проходивших службу в военных или оборонительных структурах членов НАТО;

3) обращалось в соответствующие государственные органы относительно отказа от гражданства Литовской Республики или в органы других государств относительно предоставления политического убежища;

4) имеет двойное гражданство и если в установленном пунктом 5 части 3 статьи 12 настоящего Закона порядке Комиссией Литовской Республики по координированию защиты тайн было принято решение о невыдаче разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну. Настоящее положение не применяется в отношении лиц, проходивших службу в военных или оборонительных структурах членов НАТО;

5) было осуждено за совершение государственного преступления или иного тяжкого преступления;

6) имеет судимость за совершение нетяжкого умышленного преступления;

7) в установленном порядке признано недееспособным или ограниченно дееспособным;

8) в интересах, враждебных Литовской Республике, сотрудничало или поддерживает связи со спецслужбой другого государства;

9) в интересах, враждебных Литовской Республике, поддерживает связи с лицами, сотрудничающими со спецслужбой другого государства или принадлежащими преступному объединению;

10) сокрыло или представило ложные биографические факты или иные ложные сведения о себе;

11) в установленном законами или иными правовыми актами порядке было освобождено от должности в связи с нарушением порядка работы с засекреченной информацией;

12) является лицом, в отношении которого проводится оперативное расследование, или привлечено к уголовной ответственности за совершение умышленного преступления;

13) является лицом, в отношении которого применяются меры превентивного воздействия в соответствии с Законом о пресечении организованной преступности;

14) получает доходы от военных служб или спецслужб других государств, если это не предусмотрено в соглашениях или обязательствах, заключенных между Литовской Республикой и другими государствами.

6. Для лиц, имеющих разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией под грифом более высокой степени секретности, отдельное разрешение на проведение работ или на ознакомление с информацией под грифом более низкой степени секретности не требуется.

7. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с составляющей государственную тайну информацией под грифами секретности «Совершенно секретно» или «Секретно» выдается сроком на 5 лет, а с составляющей государственную тайну информацией под грифом секретности «Конфиденциально» – сроком на 7 лет. По истечении этих сроков лицо вновь подвергается проверке. Лицо может подвергаться дополнительной проверке и до истечения установленных в настоящей статье сроков.

8. Решение о невыдаче разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, а также возражение Департамента государственной безопасности против выдачи лицу такого разрешения могут быть обжалованы в Комиссию Литовской Республики по координированию защиты тайн, которая выносит окончательное решение.

9. Лицам, работа которых связана с использованием информации, составляющей государственную тайну, или ее защитой, право на проведение работ или на ознакомление с такой информацией предоставляется субъектом тайн. Согласие Департамента государственной безопасности не требуется.

Статья 10. Аннулирование разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну

1. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, аннулируется в случае:

1) отказа лица от гражданства Литовской Республики или утраты им гражданства Литовской Республики;

2) систематического нарушения лицом установленного порядка работы с засекреченной информацией;

3) прекращения трудовых (служебных) отношений лица с субъектом тайн или перевода лица на должность, не связанную с использованием информации, составляющей государственную тайну;

4) осуждения лица за совершение государственного преступления или умышленного преступления;

5) признания лица в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) установления того, что разрешение лицу было предоставлено необоснованно;

7) если лицо по своим личным данным, личным и деловым качествам или по состоянию здоровья становится не пригодным для работы с засекреченной информацией;

8) возникновения или выявления какого-либо из обстоятельств, указанных в пунктах 3-9, 12, 13 или 14 части 5 статьи 9 настоящего Закона.

2. Разрешение на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, аннулируется субъектом тайн по собственной инициативе или по мотивированному представлению Департамента государственной безопасности. О принятом решении аннулировать разрешение субъект государственных тайн информирует Департамент государственной безопасности.

3. Аннулирование разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, или прекращение трудовых (служебных) отношений, или перевод на другую должность либо освобождение от должности не освобождают лицо от обязательства хранить доверенную ему или ставшую ему известной во время нахождения на службе засекреченную информацию, а также от ответственности за разглашение такой информации.

4. Решение об аннулировании разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, может быть обжаловано в Комиссию Литовской Республики по координированию защиты тайн, которая выносит окончательное решение.

Статья 11. Предоставление права на ознакомление с засекреченной информацией, которой располагает другой субъект тайн

1. Правом на ознакомление с составляющей государственную тайну информацией под грифами секретности «Совершенно секретно», «Секретно» и «Конфиденциально» обладает только лицо, имеющее разрешение на проведение работ или на ознакомление с этой информацией, и только с той информацией, которая связана с выполнением его обязанностей.

2. Право на ознакомление с засекреченной информацией, которой располагает другой субъект тайн, лицу предоставляется руководителем субъекта тайн, располагающего этой информацией. Лицо обязано представить целевое направление руководителя органа, в котором оно работает. В направлении должно быть подтверждено наличие у лица разрешения на проведение работ или на ознакомление с засекреченной информацией под соответствующим грифом секретности, а также указано, по какой причине и с какой информацией лицу необходимо ознакомиться.

3. В случае принятия решения о недопущении лица к ознакомлению с указанной в направлении засекреченной информацией руководитель субъекта тайн, располагающего этой информацией, обязан обосновать свое решение и в течение 10 дней ознакомить с этим решением руководителя направившего лицо органа. Такое решение может быть обжаловано в Комиссию Литовской Республики по координированию защиты тайн.

Статья 12. Комиссия Литовской Республики по координированию защиты тайн

1. Комиссия Литовской Республики по координированию защиты тайн является коллегиальным органом, координирующим защиту засекреченной информации. Положение о ней утверждается Правительством Литовской Республики.

2. Комиссия Литовской Республики по координированию защиты тайн образуется в составе семи членов: по два члена делегируют Президент Республики, Председатель Сейма Литовской Республики, Премьер-министр Литовской Республики, председателем этой комиссии является генеральный директор Департамента государственной безопасности. Департамент государственной безопасности назначает одно свое должностное лицо секретарем этой комиссии, который подготавливает и представляет комиссии подлежащие рассмотрению материалы. Членами этой комиссии и секретарем комиссии могут быть только лица, получившие в установленном настоящим Законом порядке разрешение на проведение работ или на ознакомление с составляющей государственную тайну информацией под грифом секретности «Совершенно секретно».

3. Комиссия Литовской Республики по координированию защиты тайн:

1) координирует подготовку и осуществление международных договоров Литовской Республики о защите засекреченной информации;

2) в установленном Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом порядке выдает свидетельства о благонадежности лица;

3) вносит в Правительство Литовской Республики предложения относительно внесения изменений в настоящий Закон и другие правовые акты, связанные с защитой засекреченной информации, или признания их утратившими силу, относительно совершенствования системы защиты имеющей силу засекреченной информации;

4) анализирует и согласовывает подготовленные субъектами тайн детальные перечни подлежащей засекречиванию информации, связанной с осуществляемой ими деятельностью, а также внесение изменений в такие перечни;

5) при посредничестве субъектов тайн решает вопросы относительно возможности выдать свидетельства о благонадежности лица или указанные в статье 9 настоящего Закона разрешения на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, лицам, имеющим двойное гражданство, или лицам, не имеющим установленного пунктом 2 части 5 статьи 9 настоящего Закона ценза постоянного проживания в Литовской Республике;

6) по истечении предусмотренного в пунктах 1-3 части 1 статьи 6 настоящего Закона срока засекречивания информации по представлению субъектов тайн решает вопросы относительно целесообразности продления срока засекречивания;

7) решает споры между субъектами тайн, а также споры между субъектами тайн и другими лицами, возникающие в связи с засекречиванием, хранением, использованием, рассекречиванием, контролем за обеспечением защиты информации, составляющей государственную или служебную тайну, а также в связи с обоснованностью невыдачи или аннулирования разрешений на проведение работ или на ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, и свидетельств о благонадежности лица;

8) вносит в Правительство Литовской Республики предложения относительно приобретения информации, которая по ее характеру и важности составляет государственную или служебную тайну, однако на праве собственности принадлежит физическому или юридическому лицу, не являющемуся субъектом тайн;

9) по представлению субъектов тайн решает вопросы относительно возможности передачи засекреченной информации другим государствам или международным организациям, с которыми не заключены договоры о взаимной защите засекреченной информации.

4. Вынесенные Комиссией Литовской Республики по координированию защиты тайн решения являются обязательными для субъектов тайн.

Статья 13. Контроль за обеспечением защиты информации, составляющей государственную тайну

1. Контроль за обеспечением защиты информации, составляющей государственную тайну, во всех органах страны осуществляется Департаментом государственной безопасности. Этот Департамент:

1) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка засекречивания, использования, хранения и рассекречивания информации, составляющей государственную тайну;

2) вносит предложения в Правительство Литовской Республики и Комиссию Литовской Республики по координированию защиты тайн относительно совершенствования системы защиты государственных тайн;

3) производит дознание в случае возбуждения уголовного дела об утрате или разглашении информации, составляющей государственную тайну;

4) оказывает методическую помощь субъектам тайн в обеспечении защиты информации, составляющей государственную тайну.

2. Контроль за обеспечением защиты информации, составляющей служебную тайну, осуществляется субъектами тайн, располагающими этой информацией.

3. Порядок учета, упорядочения, организации делопроизводства охраняемых субъектами тайн документов, содержащих засекреченную информацию, и контроля за ним устанавливается Правительством Литовской Республики или уполномоченным им органом.

Статья 14. Обязанности лица, которому доверена засекреченная информация, и применяемые в отношении него ограничения

1. Лицо обязано хранить доверенную ему либо ставшую известной ему во время службы засекреченную информацию в течение всего срока засекречивания такой информации.

2. Лицо, которому была доверена информация под грифом секретности «Совершенно секретно», не может эмигрировать в течение 5 лет, «Секретно» – в течение 2 лет, «Конфиденциально» – в течение 1 года с момента, когда оно уже не выполняет работу, связанную с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, либо когда ему было разрешено ознакомиться с такой информацией. Данное ограничение не применяется в случае, если доверенная лицу информация, составляющая государственную тайну, до дня подачи ходатайства относительно эмиграции была рассекречена.

Статья 15. Ответственность за хищение и (или) незаконное разглашение, утрату, уничтожение, повреждение, сбор, куплю, продажу, хранение или распространение засекреченной информации

За хищение и (или) незаконное разглашение, утрату, уничтожение, повреждение, сбор, куплю, продажу, хранение или распространение информации, составляющей государственную или служебную тайну, лицо несет ответственность согласно законодательству Литовской Республики.

Статья 16. Введение Закона в действие

1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 марта 2000 г.

2. Подготовка к введению в действие настоящего Закона устанавливается Законом Литовской Республики об осуществлении Закона о государственной и служебной тайнах.

Статья 17. Признание законов и других правовых актов утратившими силу

С введением в действие настоящего Закона утрачивают силу:
1) Закон Литовской Республики о государственных тайнах и их охране (Вед. 1996 г., № 3-40; 1997 г., № 21-218; 1998 г., № 5-30);

2) Постановление Сейма Литовской Республики «Об осуществлении Закона Литовской Республики «О государственных тайнах и их охране» (Вед. 1996 г., №3-41);

3) Закон об осуществлении Закона о государственной и служебной тайнах (от 1 июля 1999 г. № VIII-1280).

Обнародую настоящий Закон, принятый Сеймом Литовской Республики.

Президент Республики
Валдас Адамкус
г. Вильнюс

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^