Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Немецкая «Концепция DOMEA»

В Германии к вопросам внедрения систем электронного документооборота подошли серьезно. Прежде всего, была разработана концепция DOMEA (Dokumentenmanagement und elektronische Archivierung im IT-gestützten Geschäftsgang – Управление документами и электронная архивация в ИТ-системах), в которой изложены основные принципы перехода государственных организаций к электронному документообороту.

Основу DOMEA составляет «Организационная концепция» (Organisationskonzept), включающая с себя ряд приложений (Anlagen) и дополнительных модулей расширений (Erweiterungsmodulen),такие как «Защита данных», «Архивирование», «Сканирование», и другие.

На организационной концепции и приложениях к ней базируются «Требования» (Anforderungskatalog) – второй по значимости документ, определяющий технические требования к системам электронного документооборота. Проводится сертификация программных продуктов на соответствие сформулированным в этом документе функциональным требованиям к программному обеспечению.

Используя «Требования», ведомства могут более четко сформулировать свои пожелания для производителей программных продуктов. Из общего набора требований можно выбрать те, которые являются наиболее важными с точки зрения данной организации. «Требования» не дают готового рецепта для выбора подходящей системы, они лишь подсказывают, на какие вопросы нужно обратить внимание, и какие допустимые варианты решений могут быть предложены программным продуктом. «Требования», таким образом, служат основой для разработки ведомственных спецификаций и критерием при принятии решения о покупке математического обеспечения.

Разработка требований проводилась на основе ряда стандартов и законодательных актов, таких как:

Стандарт SAGA (Standards und Architekturen in E-Government-Anwendungen – Стандарты и архитектуры для математического обеспечения, используемого в программе «электронного правительства») – содержит рекомендации, направленные на обеспечение совместимости и возможности взаимодействия ИТ-систем федеральных органов власти,

MoReq – европейские требования к системам электронного документооборота,

Закон о равных возможностях для лиц с ограничениями по здоровью (Bundesbehindertengleichstellungsgesetz – BGG), принятый в 2002 году и требующий, среди прочего, равных возможностей для таких людей по части использования информационных технологий, и в первую очередь Интернета. Закон требует внедрения соответствующих технологий для доступа к государственным веб-сайтам. Требования и критерии (в том числе – к разработке Интернет-сайтов) были детализированы в декрете BITV (Barrierefreie Informationstechnik Verordnung – Декрет о свободном доступе к информационным технологиям). Для федеральных государственных органов требования BITV обязательны.

В концепции DOMEA провозглашается, что электронные документы, как и их предшественники на бумажных носителях, должны исполнять функцию «свидетельства деловых процессов». Все проблемы современного государственного документооборота излагаются в организационной концепции с точки зрения последовательности операций, которые нужно осуществить с документом (поступление, обработка, почтовая отправка, управление и архивирование).

Каждой из названных операций посвящен раздел, состоящий из четырёх частей:

1. Описание текущего состояния дел в государственных организациях,

2. Описание имеющихся проблем, мешающих более эффективному государственному управлению,

Пример: Так, в главе «Поступление документов», среди прочего, названы следующие проблемы с поступающей корреспонденцией:

  • усиливающееся «смешение» электронных и бумажных поступлений, при сохранении прежних систем работы, приводит к нарастающим трудностям,
  • электронные и бумажные документы двигаются и управляются раздельно, и т.д.

3. Описание организационных мер, которые необходимо выполнить для успешного претворения концепции в жизнь,

4. Описывает технических возможностей программных продуктов, предназначенных для организации электронного документооборота.

Вторая версия «Требований», опубликованная в 2003 году, значительно изменена по сравнению с версией 1.2. Деловые процессы описаны в определенной последовательности:

1. Подготовка ввода (Eingangsbehandlung)

2. Обработка (Bearbeitung)

3. Отправка почты (Postausgang)

4. Управление документами и архивирование (Schriftgutverwaltung und Archivierung)

5. Эргономические критерии (Softwareergonomie)

6. Технические требования (Technische Anforderungen)

7. Профессиональное администрирование (Fachliche Administration)

8. Техническое администрирование (Technische Administration)

Впервые в состав требований к программному обеспечению включено обеспечение максимального удобства и простоты работы. Для оценки эргономических критериев используются семь принципов стандарта ISO 9241, часть 10. Выполнение эргономических требований проверяется при сертификации, причём в будущем ожидается дальнейшее их ужесточение.

Обслуживать системы электронного документооборота должны совместно специалисты ДОУ и ИТ, каждый из которых выполняет свои конкретные обязанности. Специалист ИТ осуществляет общую настройку системы и техническую поддержку, а всю содержательную работу по наладке и поддержанию системы ведет специалист в области делопроизводства и документооборота.

Еще одной особенностью DOMEA является то, что в требованиях «прописаны» механизмы ввода документов на бумажных носителях в систему электронного документооборота.

В ходе сертификации системы оцениваются по степени соответствия требованиям и по удобству работы, в соответствии со специально разработанной методикой. Результаты тестирования опубликовывает Министерство внутренних дел. Программы, удовлетворяющие требованиям, получают официальный сертификат, упрощающий их продвижение на рынке математического обеспечения для органов федерального правительства. На 25 февраля 2005 года сертификацию по DOMEA прошло 11 программных продуктов.

сайт «концепции DOMEA»: http://www.kbst.bund.de/-,413/DOMEA-Konzept.htm
сайт SAGA: http://www.kbst.bund.de/saga

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^