Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. N 1174

«О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год»

Совет Министров Республики Беларусь постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и план первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр
Республики Беларусь
С.Сидорский
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
09.08.2010 № 1174

Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Стратегия основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и ожидаемые результаты от ее реализации.

Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия и их определения:

государственная информационная система – информационная система, создаваемая и (или) приобретаемая за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц;

государственный информационный ресурс – информационный ресурс, формируемый или приобретаемый за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также средств государственных юридических лиц;

информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;

информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;

информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации;

информационно-коммуникационная инфраструктура (далее – ИКИ) – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации;

информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;

информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;

контент – любое информационно значимое наполнение информационного ресурса, которое может быть предоставлено пользователю (употребляется, как правило, в отношении информационного наполнения интернет-сайтов);

наукоемкое программное обеспечение – программное обеспечение, созданное на основе результатов научных исследований (например, программное обеспечение для моделирования, автоматизированного проектирования);

средство электронной цифровой подписи – программное, программно-аппаратное или техническое средство, реализующее одну или несколько следующих функций: выработку электронной цифровой подписи, проверку электронной цифровой подписи, создание личного ключа подписи или открытого ключа;

хостинг – услуга по размещению информационного ресурса на сервере и обеспечению постоянного доступа к этому ресурсу в сети, включая Интернет;

цифровой контент – контент, представленный в виде, который обеспечивает работу с ним с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;

широкополосный доступ – доступ во внешние сети и Интернет со скоростью, обеспечивающей предоставление большинства востребованных электронных услуг;

электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;

электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом ИКТ отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы государственной поддержки разработки ИКТ.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная ИКИ, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо:

  • совершенствовать государственную систему управления процессом информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг;
  • обеспечить более четкое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации;
  • совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение;
  • ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в сети Интернет;
  • принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом.

ГЛАВА 3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в настоящей Стратегии:

  • формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;
  • развитие ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;
  • развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;
  • совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;
  • развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества.

Условиями развития информационного общества являются:

  • определяющая роль государства в координации процесса информатизации, организации научных исследований, создании и развитии человеческого капитала;
  • постоянное совершенствование бизнес-климата и развитие конкуренции в сфере ИКТ;
  • становление национальной информационной индустрии, обеспечивающей производство ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг.

Основным показателем успешной реализации настоящей Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (далее – МСЭ) и ООН (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).

ГЛАВА 4. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Государственная информационная политика

Государственная информационная политика, реализуемая посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.

Законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:

  • право на получение и распространение информации;
  • право на защиту персональных данных;
  • право на защиту интеллектуальной собственности.

Приоритетными направлениями деятельности в области регулирования отношений в информационной сфере являются:

  • обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
  • определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг;
  • поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ;
  • охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
  • регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов;
  • контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию;
  • развитие системы непрерывного образования в области ИКТ;
  • обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации;
  • обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство.

Основным фактором, влияющим на развитие информационного общества, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций).

Совершенствование законодательства охватывает вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной собственности, защиты информации, развития электронной торговли, оптимизации условий для коммерциализации разработок в сфере ИКТ, выполняемых высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, другими организациями. Авторское право и патентная защита должны стать взаимодополняющими инструментами охраны интеллектуальной собственности.

Национальная ИКИ

Технологической платформой информационного общества является национальная ИКИ. Основная цель ее развития на современном этапе – создание благоприятной среды для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц.

Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям:

  • совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики;
  • создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам;
  • совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.

До 2015 года требуется завершить работу по формированию и развитию следующих базовых компонентов ИКИ, необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:

  • общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;
  • государственная система управления открытыми ключами;
  • система идентификации физических и юридических лиц;
  • система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения, на основе которого создается единая система идентификации граждан;
  • платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные трансакции через портал ОАИС;
  • единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.

Человеческий капитал

Настоящая Стратегия основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.

Для создания качественного человеческого капитала необходимо принять следующие первоочередные меры.

В системе общего среднего образования. Обеспечить, с одной стороны, подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, с другой – изучение информатики как науки.

В системе профессионально-технического и среднего специального образования. Расширить номенклатуру специальностей в целях обеспечения подготовки кадров для сферы ИКТ.

В системе высшего образования:

  • постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ;
  • увеличить набор на специальности, по которым обеспечивается подготовка кадров для приоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики;
  • для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.

До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Республики Беларусь, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений будет обеспечен широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и Интернет.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, создание открытых образовательных ресурсов послужат реализации принципа «образование на протяжении всей жизни», обеспечат дополнительный приток высококвалифицированных кадров в сферу ИКТ. При участии государства и частного капитала будет налажено обучение основам компьютерной грамотности малообеспеченных людей, пенсионеров, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Намечено дальнейшее развитие системы сертификации пользователей в сфере ИКТ. Владение навыками использования ИКТ, подтвержденное соответствующими сертификатами, будет включено в квалификационные требования к государственным служащим.

Перечисленные мероприятия могут быть реализованы только при условии сохранения и воспроизводства педагогических кадров в сфере ИКТ. На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и частных предприятий сферы информационных технологий должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, сокращена разница в оплате труда педагогов и работников отрасли. Создание человеческого капитала в интересах развития информационного общества будет происходить с участием государства и предприятий отрасли ИКТ.

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ – одно из важнейших условий успешного развития информационного общества. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:

  • развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;
  • разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;
  • создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;
  • увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;
  • формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.

В условиях стремительно развивающегося рынка электронных услуг и электронной торговли актуальными являются вопросы цифрового доверия. Первоочередные задачи для республики:

  • создание государственной системы управления открытыми ключами;
  • широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи;
  • разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем;
  • создание системы идентификации для физических и юридических лиц.

Выполнение данных задач позволит свести к минимуму возможность злоупотребления персональной и иной конфиденциальной информацией. Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, обеспечит возможность ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей.

Национальная информационная индустрия и научные исследования

Развитие информационной индустрии – производства программных и технических средств создания, обработки, передачи информации – одно из необходимых условий конкурентоспособности национальной экономики. Роль и место индустрии ИКТ не ограничиваются только прямым вкладом в валовой внутренний продукт. Национальная информационная индустрия обеспечивает эффективное использование ИКТ во всех секторах экономики, государственном управлении и социальной сфере.

В целях стимулирования развития национальной информационной индустрии Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 1/6811) создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), для резидентов которого предусмотрен особый экономический режим. Основным направлением деятельности резидентов ПВТ является экспортно-ориентированное производство программного обеспечения.

Приоритетными направлениями развития информационной индустрии и научных исследований в сфере ИКТ также являются:

  • создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения;
  • создание на базе ПВТ производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики;
  • развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации;
  • разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений;
  • создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно-конструкторской и технологической документации.

Следует обеспечить максимальное использование в различных отраслях экономики индустриальных программ и программно-технических средств, разработанных резидентами ПВТ. Внедрение ИКТ, в частности CALS-технологий и ERP-систем, в промышленность должно стать долговременной государственной политикой в области повышения эффективности производства и развития экономики.

Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения научных исследований – одна из приоритетных задач развития информационного общества. Для ее решения необходимо дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь, базовый элемент которой – сеть НАН Беларуси, обеспечивающая автономный доступ к мировым компьютерным сетям через общеевропейскую научную сеть GEANT.

Международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство

Приоритетными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам построения информационного общества являются:

  • участие в обсуждении проблем формирования глобального информационного общества, регулирования отношений в области использования глобальной информационной инфраструктуры, создания систем мониторинга и определения показателей развития информационного общества;
  • участие в разработке и внедрении международных стандартов в области ИКТ;
  • содействие развитию международного и межгосударственного информационного обмена;
  • участие в формировании международной системы безопасности в информационной сфере и противодействия противоправному использованию ИКТ;
  • интеграция системы образования, науки и культуры республики в глобальное научно-образовательное и культурное мировое информационное пространство;
  • участие в международных проектах развития информационного общества.

ГЛАВА 5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Электронное правительство

Во всех развитых странах государственное управление является приоритетной областью применения ИКТ. Основная цель построения в республике электронного правительства – создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам.

В результате информатизации государственного управления должно быть обеспечено повышение эффективности реализации следующих основных государственных функций:

  • управление политическими и социально-экономическими процессами в целях развития производительных сил общества и обеспечения высокого уровня жизни граждан;
  • защита прав и свобод личности;
  • оказание государственных услуг населению и экономическим агентам (субъекты хозяйствования, финансовые учреждения, некоммерческие организации, домашние хозяйства);
  • обеспечение национальной безопасности.

Благодаря использованию ИКТ в работе государственных органов становится возможным:

  • реинжиниринг управленческих бизнес-процессов и административных регламентов;
  • совершенствование организации труда (переход на электронный документооборот, технологии дистанционного взаимодействия и тому подобное);
  • получение необходимой для принятия управленческих решений информации и применение средств ее аналитической обработки;
  • предоставление электронных услуг через различные среды доступа путем использования современной сетевой инфраструктуры;
  • обеспечение оперативной связи между управленческими структурами и общественностью.

Для создания электронного правительства необходимо решение следующих задач.

Создание единой защищенной ИКИ, включающей:

  • корпоративную интранет-сеть государственных органов, объединяющую локальные сети республиканских, областных и районных органов;
  • систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов на основе базовых – Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);
  • эффективную инфраструктуру доступа к внешним информационным ресурсам для населения и юридических лиц, направленную на снижение уровня регионального и социального «цифрового неравенства».

Создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями, путем:

  • определения перечня базовых (наиболее востребованных) электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено всем заинтересованным к 2015 году;
  • проведения реинжиниринга бизнес-процессов и оптимизации административных регламентов в организациях, предоставляющих электронные услуги;
  • обеспечения развития ИКИ для оказания электронных услуг с использованием различных средств доступа (Интернет, инфокиоски, центры обработки вызовов, мобильные сети, интерактивное цифровое телевидение);
  • разработки нормативной правовой базы для предоставления электронных услуг.

Создание системы электронных государственных закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд, включающей:

  • онлайновые каталоги, электронные торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий;
  • интернет-систему проведения конкурсов с подачей заявок и формированием контрактов в электронном виде, а также механизмами автоматизированного контроля и аудита.

Создание системы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ.

Внедрение ИКТ в систему государственного управления обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы государственного управления в целом.

Электронное здравоохранение

Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики. Основные направления деятельности в области развития электронного здравоохранения:

  • создание республиканских и региональных автоматизированных информационных систем, отраслевой системы электронного документооборота, которые позволят перейти к ведению медицинской документации в электронном виде;
    развитие телемедицины;
  • развитие систем мониторинга состояния здоровья населения;
  • создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов;
  • создание общедоступных электронных медицинских ресурсов.

Электронное обучение

В области развития электронного обучения приоритетными направлениями являются создание национальной системы электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний и совершенствование инфраструктуры доступа к этим и мировым образовательным ресурсам.

Национальная система электронных образовательных ресурсов и сетевая инфраструктура системы образования должны образовать единую информационную среду системы образования республики. Стратегическая цель ее создания – обеспечение для учащихся и специалистов различных учебных заведений независимо от места их расположения равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов.

Широкомасштабное внедрение ИКТ на всех уровнях образования должно быть обеспечено как технологически, путем укрепления материальной базы учебных заведений и развития сетевой инфраструктуры, так и методически – путем разработки методологических принципов использования ИКТ, национальных и мировых электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Дальнейшее развитие получит система повышения квалификации учителей, преподавателей профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в области использования ИКТ.

Электронная занятость и социальная защита населения

Основными направлениями деятельности в области развития электронной занятости и социальной защиты населения являются:

  • создание удаленных рабочих мест (телеработа);
  • создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;
  • создание электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки лиц, временно не работающих;
  • дистанционный мониторинг состояния пожилых людей и людей с ограниченными возможностями;
  • увеличение числа электронных услуг, предоставляемых гражданам системой социальной защиты населения.

Следует развивать положительный опыт в области внедрения ИКТ в систему социальной защиты населения республики по следующим направлениям:

  • обеспечение интеграции подсистем социальной защиты, таких как пенсионное страхование, социальное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование и тому подобное, в единую систему, осуществляющую унифицированные процедуры взаимодействия с населением, страхователями, финансовой системой, органами государственного управления, с использованием стандартов открытых информационных систем;
  • создание автоматизированной системы начисления и предоставления потребителям различных социальных выплат, пособий и льгот;
  • предоставление информационных услуг населению по правовым и организационным вопросам деятельности служб социальной защиты в круглосуточном режиме;
  • предоставление гражданам доступа к информации по индивидуальному учету их прав в области социальной защиты с соблюдением необходимой конфиденциальности и безопасности.

Электронная экономика

Целью реализации настоящей Стратегии в экономической сфере является обеспечение в ближайшей перспективе поступательного развития отечественной экономики на основе информационно-технологических инноваций.

Создание в республике электронной экономики будет способствовать конкурентоспособности национальной экономики, развитию производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. В основе формирования электронной экономики лежит надежное и безопасное взаимодействие при осуществлении коммерческих транзакций всех участников хозяйственной деятельности.

Одной из ключевых задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по следующим приоритетным направлениям: электронные государственные закупки, оптовая и розничная электронная торговля, электронная реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур. Эта задача решается путем:

  • совершенствования нормативного правового обеспечения электронной торговли;
  • развития и применения предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки);
  • принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия и обеспечению информационной безопасности;
  • развития единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи;
  • развития и широкомасштабного внедрения системы дистанционного обслуживания, использования качественно новых систем электронных платежей и платежных инструментов, таких как мобильный и интернет-банкинг;
  • обеспечения дальнейшей интеграции национальной платежной системы с международными платежными системами.

В банковской сфере необходимо совершенствовать единое расчетное информационное пространство. Это даст возможность унифицировать платежные инструменты и предоставит широкий выбор средств регулирования коммерческих отношений вне зависимости от банка. Создание единого информационного ресурса банковской системы, интегрированного с государственными информационными ресурсами посредством ОАИС, обеспечит своевременное информирование участников хозяйственных операций о банковских продуктах и услугах, а также централизованную идентификацию пользователей этих услуг.

Завершение формирования системы электронного декларирования позволит уменьшить затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, а также получать информационные услуги по принципу одного окна.

Необходимо принимать меры по гармонизации национальной и международной нормативной правовой базы в области электронной торговли.

Система массовых коммуникаций и электронный контент

Основными технологическими составляющими системы массовых коммуникаций (далее – СМК) являются эфирное, кабельное и спутниковое телевидение и радиовещание, сети передачи данных, периодические издания, в том числе электронные.

Направления деятельности в области развития СМК:

Масштабный переход к цифровым технологиям телевизионного и звукового вещания.

Формирование и развитие системы национального электронного контента, включающей:

  • образовательные интернет-ресурсы, объединяемые национальным образовательным порталом;
  • интернет-ресурсы средств массовой информации (СМИ) и портал-дайджест белорусских СМИ, являющийся единой точкой доступа к этим сайтам;
  • библиотечные интернет-ресурсы, обеспечивающие доступ к электронным версиям произведений, права на которые принадлежат государству, либо с истекшим сроком давности охраны авторских прав, либо права на которые авторы предоставили сайту сами, включая архивные аудио- и видеоматериалы, документальные и художественные фильмы;
  • музейные интернет-ресурсы, аккумулирующие историческое и культурное наследие Беларуси (электронные путеводители по белорусским музеям, памятникам архитектуры, историческим местам);
  • энциклопедические интернет-ресурсы, в том числе представленные в открытом доступе электронные версии книжной продукции издательства «Белорусская Энциклопедия»;
  • электронные каталоги отечественных товаров и услуг, предлагаемых белорусским и зарубежным потребителям, иные справочно-информационные системы различного назначения;
  • государственный картографический интернет-сервис с возможностью установки на любой интернет-сайт в целях бесплатного или платного пользования.

Принятие специальной программы сохранения культурно-исторического наследия в цифровых форматах.

Развитие научно-методической базы библиотек, архивов, музеев и других учреждений культуры, которая позволит им в полной мере выполнять функцию поставщиков национального электронного контента.

Совершенствование нормативного правового обеспечения развития системы массовых коммуникаций и национального электронного контента.

ГЛАВА 6. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

Для успешной реализации настоящей Стратегии необходимо выработать в республике Единую систему показателей развития информационного общества (далее – ЕСПРИО) и в соответствии с ней систему мониторинга, анализа и оценки хода реализации настоящей Стратегии. Создание ЕСПРИО основывается на следующих принципах:

  • соответствие целям и задачам настоящей Стратегии;
  • максимальная корреляция с международно признанными системами показателей и методиками, используемыми МСЭ, ООН и Региональным содружеством в области связи;
  • преимущественное использование показателей, содержащих количественную оценку.

ЕСПРИО позволит определить степень готовности государства и общества к широкомасштабному использованию ИКТ, а также станет инструментом информационно-аналитической поддержки государственного управления развитием информационного общества.

При создании ЕСПРИО должен быть использован как зарубежный, так и опыт статистических и исследовательских организаций республики, а также результаты маркетинговых исследований.

Структура ЕСПРИО включает следующие группы показателей.

Факторы развития информационного общества:

  • состояние ИКИ;
  • развитие человеческого капитала;
  • состояние экономической среды;
  • развитие национальной индустрии ИКТ;
  • безопасность использования ИКТ.

Использование ИКТ:

  • в государственном управлении;
  • в экономике;
  • в сфере образования;
  • в здравоохранении и социальной сфере;
  • населением;
  • в иных областях.

ЕСПРИО должна содержать ключевые показатели, определяющие качественный уровень состояния государственных информационных ресурсов и эффективность приложений электронного правительства:

  • востребованность предоставляемой информации и сервисов;
  • уровень доступности информации;
  • уровень готовности государственных информационных систем и информационных ресурсов к предоставлению электронных услуг (состояние ИКИ, доступ к ИКТ государственных органов, доступ к ИКТ граждан и организаций, подготовка и мотивация пользователей в сфере ИКТ, нормативная правовая база).

В структуре ЕСПРИО необходимо также предусмотреть формирование показателей не только в целом по республике, но и на уровне отраслей, облисполкомов и Минского горисполкома.

Ввиду отсутствия общепринятого мирового композитного индекса оценки состояния развития информационного общества целесообразно определять международные рейтинговые позиции, достигаемые республикой в результате реализации настоящей Стратегии, по системам показателей МСЭ и ООН.

ГЛАВА 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Процессы формирования информационного общества затрагивают все стороны жизнедеятельности белорусского общества и государства. Развитие информационного общества является национальным приоритетом и должно найти отражение во всех основополагающих документах, определяющих социально-экономическое развитие страны. При реализации настоящей Стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. Необходимо организовать взаимодействие и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления. Требуется проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества.

Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные инновационные фонды, и иные источники. Как показывает опыт развитых стран, для сокращения государственных расходов целесообразно максимально использовать возможность передачи субъектам хозяйствования части государственных функций по оказанию электронных услуг населению и бизнесу.

В целях обеспечения эффективного планирования и оптимизации расходования бюджетных средств на информатизацию рекомендуется предусмотреть для государственных органов минимальный норматив таких расходов, обоснование и методика определения которого подлежат разработке в рамках научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии.

Структура расходов на информатизацию должна включать следующие статьи затрат:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • капитальные вложения (всего), в том числе приобретение средств вычислительной техники, технических средств телекоммуникаций, программного обеспечения;
  • обучение и переподготовка работников государственных организаций информационным технологиям;
  • эксплуатация и защита информационных систем, локальных и корпоративных сетей, корпоративных и публичных интернет/интранет-ресурсов государственных организаций, включая услуги электросвязи и услуги сторонних эксплуатирующих организаций;
  • иные расходы.

Организационно-распорядительный механизм реализации настоящей Стратегии обеспечивается системой государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики.

Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 «О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890).

Реализация настоящей Стратегии на начальном этапе будет осуществляться в соответствии с планом первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год (далее – план).

Планом предусматриваются в том числе мероприятия по созданию Государственной программы развития информационного общества в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа).

Так, в соответствии с законодательством и согласно настоящей Стратегии и плану предусматривается разработка республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом концепции Государственной программы. Указанная концепция будет включать систему обоснований, принципов, подходов и направлений, определяющих основные положения Государственной программы, а также цели, задачи, приоритеты, ресурсное обеспечение, перечень наиболее востребованных электронных услуг (базовые услуги).

Поскольку в целях рациональной организации решения и выполнения соответствующих задач Государственной программы предполагается деление ее на подпрограммы, в том числе в разрезе заказчиков, которыми будут выступать республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы:

  • соответственно региональной и отраслевой направленности мероприятий, подлежащих выполнению в целях достижения показателей и задач Государственной программы, могут выделяться (комбинироваться) блоки подпрограмм;
  • подлежащие разработке республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом положения концепции Государственной программы по структуре и содержанию должны быть фактически самостоятельными концепциями. Такой подход обеспечит возможность разработки проекта Государственной программы с учетом требований законодательства, предъявляемых к содержанию подпрограмм, и одновременно усилит ответственность их разработчиков и роль инициатора Государственной программы, ее заказчика-координатора;
  • проекты подпрограмм проекта Государственной программы, так же как и положения ее концепции, разрабатываются республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Приоритетными для Государственной программы являются мероприятия, направленные на развитие ИКИ информационного общества, результатом которых будет создание информационных ресурсов и оказание электронных услуг.

Финансирование Государственной программы предусматривается осуществлять в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов и других источников.

Контроль за выполнением плана осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации – инициатором и одновременно заказчиком-координатором Государственной программы.

По решениям МВКИ при уполномоченном органе в сфере информатизации, иных государственных органах могут создаваться межведомственные советы по реализации отдельных направлений настоящей Стратегии.

Существенным элементом в системе подготовки и реализации проектов в области развития информационного общества является институт экспертизы. Все проекты Государственной программы должны проходить процедуры конкурсного отбора и экспертизы. Необходимо создание национальной системы экспертизы и мониторинга в сфере развития информационного общества. Механизмы, обеспечивающие поддержку и финансирование работы независимых экспертов, позволят дать множественную оценку создаваемым информационным системам и ресурсам. Кроме того, роль экспертного сообщества неоценима в части формирования альтернативных подходов к реализации конкретных информационных стратегий, программ, проектов, типовых решений в сфере информатизации.

Целесообразно сформировать службу эксплуатации государственных информационных систем. Аналогичные службы в мировом информационном сообществе созданы в том числе на основе передачи соответствующих функций государственным и негосударственным организациям. Качество услуг службы эксплуатации информационных систем должно подтверждаться их обязательной сертификацией в Национальной системе подтверждения соответствия. При этом следует предусмотреть условия для развития конкуренции и исключения монополизма.

На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь и ведущих университетов необходимо организовать централизованную систему повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в области использования современных ИКТ.

Научно-методологическое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется НАН Беларуси и должно финансироваться отдельной статьей бюджета. Основными задачами научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии являются:

  • исследование социально-экономических и политических проблем развития информационного общества, научное обоснование политики и стратегии информатизации, своевременное уточнение избранных приоритетных направлений, прогнозирование возможных социально-экономических, политических, культурных и иных последствий;
  • разработка научных основ и исследование проблем управления процессом развития информационного общества;
  • разработка и развитие методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации.

Координацию инновационного обеспечения формирования информационного общества осуществляет ГКНТ, который в том числе:

  • организует в установленном порядке совместно с другими государственными органами проведение и финансирование научных исследований и разработок в сфере ИКТ;
  • осуществляет планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целях развития информационного общества;
  • организует разработку проектов государственных научно-технических программ, координирует деятельность государственных органов и организаций по разработке проектов отраслевых и региональных научно-технических программ в области информатизации и создания ИКТ;
  • обеспечивает развитие инновационной инфраструктуры и библиотечных технологий.

ГЛАВА 8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Реализация настоящей Стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов:

  • количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 38 (в настоящее время 18,3);
  • количество абонентов и пользователей мобильного широкополосного доступа на 100 жителей составит 53 (в настоящее время 30,5);
  • относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится на 20 процентов;
  • в комплексе будут завершены работы по созданию базовых компонентов ИКИ информационного общества, в том числе необходимых для обеспечения функционирования государственной системы оказания электронных услуг;
  • доля интегрированных через ОАИС государственных информационных ресурсов в общем объеме государственных информационных ресурсов, используемых для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов;
  • будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов на основе интеграции через ОАИС государственных информационных ресурсов;
  • будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями и не менее чем на 50 процентов сокращено время ожидания результата оказания услуги;
  • число государственных органов и организаций, сокративших совокупные издержки на эксплуатацию государственных информационных систем за счет пользования услугами специализированных организаций, составит не менее 10 процентов от числа организаций, эксплуатирующих государственные информационные системы;
  • завершится создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов;
  • число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 100 процентов;
  • относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50 процентов;
  • относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100 процентов;
  • доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, достигнет 30 процентов;
  • доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, составит не менее 20 процентов.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
09.08.2010 № 1174

План первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год

Наименование мероприятий

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

1. Внесение в Совет Министров Республики Беларусь соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего уточнение задач, функций, полномочий и расширение состава межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь

Минсвязи, НАН Беларуси

2010 год

2. Разработка в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (далее – Стратегия) и внесение в установленном порядке проекта концепции Государственной программы развития информационного общества в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа)

республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком (Минсвязи – внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта концепции Государственной программы)

июнь 2010 г.

3. Разработка и внесение в установленном порядке проекта Государственной программы и проекта нормативного правового акта о ее утверждении

республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком (Минсвязи – внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Государственной программы и проекта нормативного правового акта о ее утверждении)

октябрь 2010 г.

4. Разработка региональных и отраслевых планов по реализации Стратегии на 2011–2015 годы с учетом их финансирования, согласование с Минсвязи и НАН Беларуси этих планов и их утверждение

республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком

2010 год

5. Создание межведомственного координационного совета по развитию государственной системы управления открытыми ключами. Разработка и утверждение этим советом плана развития государственной системы управления открытыми ключами

Национальный банк

2010 год


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^