Настоящий закон определяет правовые, организационные и экономические основы выдачи лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и принимается с целью обеспечения строгого соблюдения стандартов и квалификационных требований, необходимых для осуществления данных видов деятельности, обеспечения защиты интересов и безопасности личности, общества и государства.
(1) Лицензия на занятие определенными видами деятельности является документом, удостоверяющим способность и право его обладателя осуществлять определенный вид деятельности при условиях, обеспечивающих высокое качество и надежность товаров и услуг.
(2) Виды деятельности, осуществляемые на основании лицензии, устанавливаются законом.
(1) Лицензия представляет собой бланк, образец которого предусмотрен в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона (, и имеет не менее восьми степеней защиты – слова исключены Законом №464-XIV от 24.06.99 г.).
(2) В лицензии указываются:
а) выдавший ее орган;
b) серия, номер и дата выдачи лицензии;
с) хозяйствующий субъект: наименование, юридический адрес, дата и номер государственной регистрации, фискальный код – для юридического лица; фамилия, имя (при необходимости – отчество), данные удостоверения личности (серия, номер, место жительства), фискальный код – для физического лица;
d) вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
е) условия осуществления лицензируемой деятельности;
f) срок действия лицензии.
(3) Лицензия подписывается руководителем органа, выдавшего лицензию, и заверяется печатью этого органа.
(4) Бланки лицензий являются документами строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагаются на органы, уполномоченные выдавать лицензии.
(1) Лицензия действительна на всей территории Республики Молдова.
(2) Лицензия может быть действительна и за пределами страны в соответствии с международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.
(1) Лицензия выдается на срок 5 лет.
(2) На виды деятельности, указанные в подпунктах f), g), h), i) и j) пункта 2, подпунктах h) и i) пункта 4, подпунктах а), b) и с) пункта 5 и пункте 20 приложения 2, лицензия выдается на срок один год. ( (3) На виды деятельности, указанные в пункте 18 приложения 2, лицензия выдается на срок до 25 лет. – часть 3 дополнена Законом №464-XIV от 24.06.99 г.)
Право на получение лицензии имеют физические и юридические лица, как местные, так и иностранные, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательства в Республике Молдова в установленном законодательством порядке.
Для получения лицензии хозяйствующий субъект представляет:
а) заявление с просьбой о выдаче лицензии, в котором указываются:
b) устав (для юридического лица) или решение об учреждении (для физического лица);
с) свидетельство о регистрации в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции;
d) в случае необходимости – заключение органа, наделенного соответствующими полномочиями, согласно приложению 2, являющемуся неотъемлемой частью настоящего закона.
(1) Все документы, указанные в статье 7, представляются в оригинале или в нотариально заверенной копии.
(2) Запрещается запрашивать документы, не предусмотренные настоящим законом и иными нормативными актами.
(1) Лицензии выдаются министерствами, департаментами и другими органами публичного управления на виды деятельности, предусмотренные в приложении 2.
(2) Исключительное право выдачи лицензий банкам и другим финансовым учреждениям (кассы обмена валют, беспошлинные магазины) принадлежит Национальному банку Молдовы.
(1) Приказом руководителя органа, уполномоченного выдавать лицензии, создается лицензионная комиссия (далее – комиссия), состоящая из 5-7 членов (включая председателя и секретаря) – специалистов в данной сфере.
(2) В компетенцию комиссии входит:
а) рассмотрение заявлений, проверка документов, представленных заявителями, и принятие решений о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
b) осуществление контроля за соответствием деятельности обладателей лицензий условиям, указанным в лицензии;
с) принятие решения о приостановлении действия лицензии;
d) ведение делопроизводства:
е) ведение и хранение протоколов заседаний комиссии.
(3) Комиссия ведет реестр хозяйствующих субъектов – обладателей лицензий и обеспечивает сохранность документов, представленных хозяйствующими субъектами, в течение всего периода действия лицензии.
(1) Председатель комиссии организует ее работу, определяет место и время проведения заседаний, обеспечивает выполнение комиссией ее функций.
(2) Заседания комиссии созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. О месте и времени заседания комиссии сообщается не позднее чем за 3 дня до проведения заседания.
(3) Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.
(4) Решения комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются соответствующими протоколами, подписываемыми председателем и секретарем комиссии.
(5) Решение комиссии в 10-дневный срок после выдачи лицензии доводится до сведения Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов и органа местного публичного управления.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается комиссией в 30-дневный срок после представления документов, указанных в статье 7.
(1) Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа доводится до сведения заявителя в письменном виде в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
(2) Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
а) недостоверные или искаженные данные, содержащиеся в представленных документах;
b) частичное или полное отсутствие условий (технических, технологических, санитарно-гигиенических, экологической безопасности технологических процессов), необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности, указанных в заключении;
с) аннулирование ранее лицензии на тот же вид деятельности в связи с нарушениями, указанными в пунктах c), d) и e) части (1) статьи 16;
d) другие основания, предусмотренные законодательством.
(3) При устранении причин, по которым было отказано в выдаче лицензии, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче лицензии.
(4) Решение комиссии может быть обжаловано в установленном порядке в судебную инстанцию.
1) Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, обладателю лицензии одновременно с лицензией выдаются для каждого из них заверенные выписки с указанием адреса объекта.
(2) Лицензия и заверенные выписки выдаются только после представления заявителем документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
(3) Запрещается передача лицензии другому лицу и одновременное использование одной и той же лицензии несколькими хозяйствующими субъектами.
(4) В случае, если обладатель лицензии меняет наименование или осуществляет свою деятельность с иными, чем это указано в лицензии, данными, он обязан в 15-дневный срок обратиться в комиссию для получения новой лицензии. До выдачи новой лицензии заявитель осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии.
(5) В случае утраты лицензии ее обладатель обязан в 15-дневный срок обратиться в комиссию для получения дубликата лицензии.
(6) Новые лицензии, заверенные выписки и дубликаты подлежат регистрации комиссией.
(1) Лицензия выдается за плату.
(2) Плата за лицензию не превышает 20 минимальных заработных плат для физических лиц и 50 минимальных заработных плат для юридических лиц, за исключением видов деятельности, указанных в подпунктах f), g), h), i) и j) пункта 2, подпунктах h) и i) пункта 4, подпунктах а), b) и с) пункта 5 и пункте 20 приложения 2, для которых плата устанавливается ежегодно законом о бюджете.
(3) Плата за заверенные выписки и дубликат лицензии устанавливается в размере 10 процентов платы за лицензию.
(4) Плата за лицензию поступает в бюджет, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный выдавать лицензии.
(1) Лицензия аннулируется в следующих случаях:
a) по заявлению обладателя лицензии;
b) в случае ликвидации юридического лица – обладателя лицензии;
c) при выявлении в документах содержащихся в них недостоверных данных, которые не могли быть выявлены при выдаче лицензии;
d) при нарушении обладателем лицензии условий, указанных в лицензии;
e) при невыполнении обладателем лицензии указаний или распоряжений органа, уполномоченного выдавать лицензии.
(2) В случае установления обстоятельств, предусмотренных пунктами a), b) и c) части (1), орган, выдавший лицензию, предупреждает обладателя лицензии о необходимости их устранения в приемлемый срок, установленный в уведомлении.
(3) В случае, если нарушения, указанные в пунктах c), d) и e) части (1), не устранены в установленный срок, орган, выдавший лицензию, обращается в судебную инстанцию с исковым заявлением об аннулировании лицензии, одновременно приостановив действие лицензии на трехмесячный срок.
Обладатель лицензии вправе:
a) требовать от комиссии разъяснений в случае приостановления действия лицензии, отказа в выдаче, визировании или регистрации лицензии;
b) обжаловать в судебную инстанцию отказ комиссии в выдаче, визировании или регистрации лицензии;
c) обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию решение суда об аннулировании лицензии.
Нарушение настоящего закона влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
(1) Правительству:
(2) Лицензии, выданные до вступления настоящего закона в силу, считаются действительными до указанной в них даты при условии осуществления их визирования и соответствующих перерасчетов.
(3) Лицензии, предусматривающие занятие видами деятельности, не предусмотренными настоящим законом, признаются недействительными.
П Е Р Е Ч Е Н Ь видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии
1. Министерство экономики и реформ
а) организация внешнего туризма и оказание услуг иностранным туристам;
b) сбор технических отходов, содержащих цветные металлы;
с) биржевая торговля и организация аукционов;
d) осуществление функций управляющего процедурой ликвидации и управляющего процедурой реорганизации
2. Министерство финансов
а) аудиторская деятельность;
b) деятельность в области страхования;
с) деятельность сберегательно-заемных ассоциаций граждан;
d) функционирование ломбардов;
е) деятельность, связанная с государственной маркировкой изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
f) организация и проведение лотерей;
g) содержание казино, эксплуатация игровых автоматов с денежными выигрышами, проведение пари во время спортивных и иных состязаний;
h) импорт алкогольных напитков и оптовая торговля ими;
i) импорт табачных изделий и оптовая торговля ими;
j) импорт бензина и дизельного топлива и торговля ими;
k) функционирование свободных таможенных складов
3. Министерство промышленности и торговли
производство химических веществ, изделий и продукции бытовой химии
4. Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
а) производство и реализация материала для размножения и посадки плодовых, ягодных культур и виноградников;
b) производство и реализация семян овощей, бахчевых культур, картофеля, полевых культур;
с) проектирование насаждений плодовых, ягодных культур и виноградников;
d) производство для продажи биологического материала лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы и рыбы;
е) выращивание племенного скота для продажи;
f) импорт и реализация химических, биологических препаратов и стимуляторов роста растений;
g) производство биологических препаратов и стимуляторов роста растений;
h) производство, хранение и оптовая торговля или только хранение и оптовая торговля алкогольными напитками, включая этиловый спирт и пиво, произведенные в Республике Молдова;
i) переработка табака и производство табачных изделий, оптовая торговля ими
5. Министерство транспорта и связи
а) эксплуатация автотранспорта для пассажирских перевозок (кроме городского пассажирского транспорта);
b) международные грузовые перевозки: автомобильные, железнодорожные и на водном транспорте;
с) эксплуатация специализированного автотранспорта (по согласованию с Департаментом стандартов, метрологии и технического надзора, Департаментом гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций или в, некоторых случаях, – со службами санитарно-эпидемиологического контроля);
d) разработка проектов, монтаж, установка, техническое обслуживание и эксплуатация сетей гражданских телекоммуникаций, в том числе сетей передачи данных, и предоставление услуг посредством этих сетей;
е) разработка проектов, монтаж, установка, техническое обслуживание сетей кабельного телевидения и станций эфирного радиовещания и телевидения;
f) функционирование сетей кабельного телевидения и станций эфирного радиовещания и телевидения (техническая лицензия);
g) оказание почтовых экспресс-услуг по перевозке и доставке посылок.
6. Министерство развития территорий, строительства и коммунального хозяйства
а) работы по проектированию всех видов строений, в том числе реконструкции, капитального ремонта, укрепления, модернизации и реставрации;
b) строительно-монтажные работы, работы по реконструкции, капитальному ремонту, укреплению, модернизации и реставрации всех видов строений, в том числе санитарно-технических систем;
с) производство строительных изделий и материалов
7. Министерство окружающей среды
а) использование и переработка отходов (кроме технических отходов, содержащих цветные металлы);
b) использование природных ресурсов: сбор и продажа дикорастущих растений, в том числе лекарственных, отлов животных, за исключением охотничьих, отлов животных, которые не являются объектами охоты и рыболовства (улитки, змеи, лягушки и т.д.), промышленное рыболовство в естественных водоемах;
с) проведение экологического контроля;
d) гидрометеорологические наблюдения;
е) использование технологий разделения атмосферного воздуха на составные части;
f) ввоз, вывоз, производство и потребление в пределах страны озоноразрушающих веществ, регулируемых Монреальским протоколом, а также продуктов, содержащих регулируемые вещества;
g) эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
h) ввоз, хранение, эксплуатация и использование источников ионизирующей радиации и радиоактивных материалов (по согласованию с Министерством здравоохранения)
8. Министерство труда, социальной защиты и семьи
а) организация временного трудоустройства граждан Республики Молдова за руб.ежом, а также трудоустройство иностранных граждан на территории Республики Молдова;
b) управление активами негосударственных пенсионных фондов
9. Министерство здравоохранения
а) фармацевтическая деятельность;
b) оказание медицинской помощи (кроме деятельности, осуществляемой исключительно государственными предприятиями, организациями и учреждениями);
с) исследования в области генетики и микробиологии;
d) производство, продажа, приобретение, использование и хранение радиоактивных веществ, токсических химических и биологических веществ, применяемых в медицине;
е) производство, продажа, техническое обслуживание, ремонт и поверка изделий медицинской техники и оптики
10. Министерство образования и науки
деятельность учебных заведений всех уровней, учреждений и курсов повышения квалификации и переподготовки кадров
11. Министерство культуры
а) поисковые работы и археологические исследования (по согласованию с Академией наук Молдовы);
b) разработка проектов и выполнение работ по консервации, реставрации и использованию исторических памятников;
с) торговля объектами, представляющими художественную и антикварную ценность
12. Министерство юстиции
а) оказание юридической помощи;
b) осуществление судебной экспертизы;
с) нотариальная деятельность
13. Министерство внутренних дел
а) использование взрывчатых веществ, подрывных и пиротехнических средств;
b) ремонт спортивного и охотничьего оружия;
с) продажа различных видов оружия и боеприпасов к нему (лицензии предоставляются исключительно государственным предприятиям);
d) ввоз, вывоз оружия и боеприпасов к нему;
е) частная детективная деятельность;
f) негосударственная охранная деятельность и обеспечение безопасности;
g) обучение различным видам и стилям рукопашного боя, в том числе восточным единоборствам;
h) обучение и повышение квалификации водителей автотранспортных средств;
i) изготовление печатей
14. Министерство национальной безопасности
а) разработка, производство, приобретение и реализация шифровальной техники, техническая помощь и профилактика шифровальных и других специальных средств хранения, обработки, передачи, снятия и записи информации для обеспечения ее достоверности и предоставление услуг по шифрованию;
b) криптографическая и инженерно-техническая защита информации, криптоалгоритмов и криптографического анализа;
с) специальные обследования технических средств и сооружений в целях защиты от утечки информации по техническим каналам;
d) разработка шифров;
е) подготовка кадров в области криптографии
15. Департамент стандартов, метрологии и технического надзора
а) проектирование, строительство, монтаж (в том числе наладка), эксплуатация и ремонт объектов горных производств, взрывопожароопасных производств, объектов, связанных с хранением и манипулированием на них веществами, которые могут привести к образованию взрывчатых смесей пыли и воздуха или паров и воздуха, систем газоснабжения, подъемных сооружений, котлов, сосудов, работающих под давлением, а также трубопроводов пара и горячей воды (по согласованию с Департаментом гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций);
b) производство, монтаж (в том числе наладка), эксплуатация и ремонт химического, горного взрывозащитного, электротермоэнергетического оборудования;
с) хранение и использование промышленных взрывоопасных материалов (по согласованию с Министерством внутренних дел);
d) экспертиза безопасности промышленных производств и объектов, в том числе подземных и электротермоэнергетических работ;
е) импорт, использование, хранение, реализация химических реактивов, сжиженных газов и токсических химических веществ (материалов) и взрывоопасных веществ;
f) работы по бурению (кроме технических изысканий в строительстве);
g) эксплуатация источников и розлив минеральных и столовых вод;
h) изготовление, ремонт, поверка, калибровка, прокат, эксплуатация и продажа средств измерения;
i) хранение топлива и горюче-смазочных материалов (по согласованию с Департаментом гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций);
j) эксплуатация газо- и бензозаправок (по согласованию с Департаментом гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций)
16. Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций
а) эксплуатация пожаро- и взрывоопасных зданий, сооружений и производств, объектов с большим скоплением людей;
b) проектирование, монтаж (в том числе наладка), техническое обслуживание автоматических противопожарных систем на предприятиях;
с) проведение сертификации и испытаний на пожарную опасность и огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и сооружений в соответствии с правилами национальной системы сертификации;
d) создание ведомственной пожарной службы на предприятиях, формирований и служб гражданской защиты (военных, военизированных, специализированных, территориальных и т.д.);
е) производство пожарной техники, пожарно-технического оборудования, средств противопожарной защиты, техники, снаряжения и средств для незамедлительного осуществления работ по спасению и разблокированию;
f) перевозка радиоактивных материалов;
g) внедрение технологий по предупреждению и вмешательству в чрезвычайных ситуациях;
h) проектирование и обслуживание систем предупреждения и вмешательства в чрезвычайных ситуациях, сооружений гражданской защиты и систем жизнеобеспечения;
i) обучение и подготовка в области гражданской защиты
17. Национальное агентство кадастра, земельных ресурсов и геодезии
а) топогеодезические и картографические работы в составе технической разведки для разных видов деятельности; комплексные технические разведки в строительстве;
b) работы, связанные с основным кадастром, в том числе земельным, с разработкой проектов землеустройства и оценкой земельных участков;
с) деятельность по инвентаризации и оценке недвижимого имущества
18. Национальное агентство по регулированию в энергетике
а) производство, транспортировка, диспетчеризация, распределение и поставка электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым тарифам;
b) производство, распределение и поставка тепловой энергии;
с) производство, хранение, транспортировка, распределение и поставка природного газа по регулируемым и нерегулируемым тарифам
19. Национальная комиссия по ценным бумагам
а) профессиональная деятельность с ценными бумагами;
b) деятельность Фондовой биржи;
с) деятельность инвестиционных фондов
20. Координационный совет по телевидению и радио
а) радиовещание;
b) телевещание
21. Примэрии муниципиев, городов, коммун (сел)
а) розничная торговля алкогольными напитками;
b) розничная торговля табачными изделиями;
с) городские пассажирские перевозки, включая такси
22. Торгово-промышленная палата
а) осуществление товарной экспертизы;
b) организация выставок и ярмарок.
Календарь мероприятий
Уважаемые коллеги и друзья! Мы с радостью сообщаем, что очередная партнерская конференция ЭОС «Весенний документооборот – 2022» состоится. Впервые в истории наших конференций встреча друзей-партнеров ЭОС пройдет на территории Сибири, в городе Красноярске.
С 23 по 27 мая мы будем обсуждать актуальные темы, подводить итоги работы партнерского сообщества. А также надеемся успеть увидеть местные достопримечательности и неформально пообщаться.
7 000 компаний