Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Закон Азербайджанской Республики от 17 января 1997 г.

«О государственной тайне»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами в связи с отнесением информации к государственной тайне в целях обеспечения безопасности Азербайджанской Республики, их охраной и использованием, их рассекречиванием.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе использованы следующие основные понятия:

  • государственная тайна – защищаемая государством информация, в области его военной, внешнеполитической, экономической, научной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, охраняемая государством, распространение которой может нанести ущерб безопасности Азербайджанской Республики;
  • носители информации, составляющей государственную тайну – носителями информации, составляющей государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе, физические поля, выраженные в форме символов, образов, сигналов, технических решений, процессов и проектов;
  • система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, средств и методов, используемых ими для защиты сведений, составляющих государственную тайну, и носителей этих сведений, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
  • допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан, предприятий, учреждений и организаций на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • допуск к информации, составляющей государственную тайну – санкционированный должностным лицом доступ к информации, составляющей государственную тайну;
  • гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности информации, содержащейся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
  • средства защиты информации – технические, крипто-графические, программные и другие средства, предусмотренные для защиты информации, составляющей государственную тайну, средств, в которых они реализованы, а также средств контроля эффективности защиты информации;
  • шифр – коды, шифровальная техника, блокноты новой шифровки и ключей.


Статья 2. Сфера действия Закона

Положения настоящего Закона обязательны к исполнению на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами органами государственной власти и местного самоуправления Азербайджанской Республики, всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Азербайджанской Республики, взявшими на себя обязательство или обязанными по статусу выполнять требования законодательства Азербайджанской Республики о государственной тайне.

Статья 3. Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне

Законодательство Азербайджанской Республики состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона и других законодательных актов Азербайджанской Республики.

ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Статья 4. Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне

1) информация в военной сфере:

- о содержании стратегических и оперативных планов, тактических документов по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному размещению войск, о боеспособности и мобилизационной готовности войск, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

- о направлениях развития оружия и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов оружия и военной техники;

- о количестве, конструкции и технологии производства специального оружия, а также технических средствах и методах защиты от их несанкционированного применения;

- о тактико-технических характеристиках и возможностях применения в бою образцов оружия и военной техники, о свойствах рецептуры или технологии производства новых видов веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности и обороны режимных и особо важных объектов, их проектировании и строительстве, а также об отводе земли, места и акватории для этих объектов;

- о дислокации, настоящем наименовании, организационной структуре, оружии и численности Вооруженных Сил Азербайджанской Республики;

- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, назначении и степени обороны объектов административного управления и обеспечения безопасности населения;

2) информация в области экономики, науки и техники:

- о содержании планов подготовки к возможным военным операциям, мобилизационной мощности промышленности в сфере производства оружия и военной техники Азербайджанской Республики или ее отдельных зон, об объеме поставок и запасах стратегического сырья и материалов, используемых в военной сфере, а также о размещении и фактическом количестве государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Азербайджанской Республики в целях обеспечения обороноспособности и безопасности Азербайджанской Республики;

- о деятельности промышленности, транспорта и связи в целом по Азербайджанской Республике;

- об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) оружия, военной техники и другой оборонной продукции, кооперативных связях предприятий, производящих их, производителях названного оружия, военной техники и другой оборонной продукции;

- о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих большое оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность Азербайджанской Республики;

- о государственных запасах ценных металлов и драгоценностей Азербайджанской Республики, ее финансах и бюджетной политике (за исключением обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов);

3) информация в области внешней политики:

- о военном сотрудничестве Азербайджанской Республики с другими государствами;

- о планах Азербайджанской Республики в области внешней политики, указаниях, данных должностным лицам и делегациям;

4) информация в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

- о силе и средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также показатели о финансировании этой деятельности, раскрывающие перечисленные сведения;

- о лицах, тайно сотрудничающих или сотрудничавших с органами, занимающимися разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельностью;

- о системе видов особой связи, государственных шифрах, методах и средствах их анализа;

- о государственных программах и мерах в области охраны государственной тайны.

При судебном разбирательстве, в том числе в стадии предварительного следствия, государственная тайна охраняется в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным кодексом.

ГЛАВА III. ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 5. Принципы засекречивания информации

Информация засекречивается своевременно и в соответствии с законодательством и принципами обоснованности.

Засекречивание информации и носителей информации – наложение ограничений, предусмотренных настоящим Законом, на распространение информации, составляющей государственную тайну, и на допуск к работе с носителями этой информации.

Статья 6. Информация, не подлежащая засекречиванию

Не подлежит засекречиванию следующая информация:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, их результатах, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и результатах;
  • об экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре и сельском хозяйстве, а также о состоянии преступности;
  • о льготах, привилегиях и компенсациях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о здоровье высших должностных лиц Азербайджанской Республики;
  • о фактах нарушения законодательства со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.


Статья 7. Категории секретности информации, грифы секретности носителей информации, порядок их засекречивания

Категория секретности информации, составляющей государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может нанести безопасности Азербайджанской Республики разглашение этой информации. Устанавливаются 3 категории секретности информации, составляющей государственную тайну, и 3 грифа секретности носителей соответствующей информации: «особо важно», «совершенно секретно», «секретно».

Порядок определения размера ущерба, который может быть нанесен безопасности Азербайджанской Республики в результате распространения информации, составляющей государственную тайну, и правила отнесения указанной информации к той или иной категории секретности устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

Основанием для засекречивания информации, полученной (подготовленной) в результате управленческой, производственной, научной и другой деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является ее соответствие действующему в этом органе, на предприятии, в учреждении или организации перечню информации, подлежащей засекречиванию. При засекречивании указанной информации, их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученной (подготовленной) информации с информацией, имеющейся в действующем перечне, должностное лицо органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, должно обеспечить засекречивание в предварительном порядке полученной (подготовленной) информации в соответствии с предполагаемой категорией секретности и в течение одного месяца представить должностному лицу, утвердившему перечень, предложение о внесении дополнений (изменений) к этому перечню.

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, должны в течение 3-х месяцев организовать экспертизу поступивших предложений и принять решение о внесении дополнений (изменений) к действующему перечню или снятии секретности, определенной в предварительном порядке.

Статья 8. Порядок отнесения информации к государственной тайне

Информация относится к государственной тайне в соответствии с ее отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обязанность обоснования необходимости отнесения информации к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания информации возлагается на орган государственной власти, предприятие, учреждение и организацию, получившую (подготовившую) эту информацию.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти, в соответствии с утвержденным соответствующими органами исполнительной власти перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями отнесения информации к государственной тайне. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретной информации к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания информации, соответствующий орган исполнительной власти составляет перечень информации, относящейся к государственной тайне. В перечне указывается орган государственной власти, наделенный полномочиями выдавать распоряжения относительно этой информации. Перечень утверждается соответствующим органом исполнительной власти, публикуется по его решению и, в необходимых случаях, перечень пересматривается.

Органы государственной власти, чьи руководители наделены полномочиями отнесения информации к государственной тайне, составляют обширный перечень информации, подлежащей засекречиванию. Информация, в отношении которой правомочны выдавать распоряжения указанные органы, включаются в эти перечни и устанавливается категория их секретности. В рамках целевых программ по подготовке и модернизации образцов оружия и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по решению заказчиков указанных образцов и работ, могут быть составлены отдельные перечни информации, подлежащей засекречиванию. Эти перечни утверждаются руководителями соответствующих органов государственной власти. Целесообразность засекречивания перечней определяется их содержанием.

Статья 9. Ограничение права собственности граждан Азербайджанской Республики, предприятий, учреждений и организаций на информацию в связи с засекречиванием указанной информации

Если информация, находящаяся в собственности граждан, предприятий, учреждений и организаций (далее «владелец информации»), числится в перечне информации, отнесенной к государственной тайне, должностные лица, наделенные полномочиями отнесения информации к государственной тайне, могут принять решение о засекречивании этой информации в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона. Указанная информация засекречивается на основании представления ее владельца или соответствующих органов исполнительной власти.

Ущерб, нанесенный владельцу информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размере, установленном в договоре, заключенном между органом государственной власти, в чье распоряжение переходит информация, и владельцем информации. В договоре также предусматривается обязательство владельца информации о ее неразглашении. При отказе владельца информации подписать договор, он предупреждает об ответственности, предусмотренной действующим законодательством, за разглашение информации, составляющей государственную тайну.

Право собственности иностранных организаций и иностранных граждан на информацию ограничиваться не может, при условии, что эту информацию они получили (подготовили) без нарушения законодательства Азербайджанской Республики.

Статья 10. Реквизиты носителей информации, составляющей государственную тайну

Носителям информации выдаются реквизиты. В реквизитах указывается следующее:

  • категория секретности информации, содержащейся в носителе, со ссылкой на соответствующий пункт, действующего в соответствующем органе государственной власти, на предприятии, в учреждении или организации перечня информации, подлежащей засекречиванию; 
  • наименование органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, засекречивающего носителя;
  • регистрационный номер;
  • дата или условие рассекречивания информации или события, которое может стать причиной этого; 
  • где, у кого хранится, куда подшивается, возвращается документ и т.д.

При невозможности отражения подобных реквизитов на носителе информации, они указываются на документах, прилагаемых к носителю.

Если носитель состоит из составных частей с разной категорией секретности, каждой из них присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности составной части с наивысшей категорией секретности.

Помимо перечисленных в этой статье реквизитов, отраженных на носителе и (или) прилагаемых документах, на носитель могут налагаться дополнительные отметки должностных лиц о праве ознакомления с ним.

Вид и порядок наложения дополнительных отметок и других реквизитов устанавливается нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 11. Порядок рассекречивания информации

Рассекречивание информации и носителей информации – снятие наложенных ранее настоящим Законом ограничений на распространение информации, составляющей государственную тайну, и допуск к работе с их носителями.

Основанием на рассекречивание информации является следующее:

  • принятие Азербайджанской Республикой международных обязательств в области открытого обмена информацией, составляющей государственную тайну в Азербайджанской Республике;
  • истечение срока секретности;
  • утрата целесообразности охраны информации, составляющей государственную тайну, в результате изменения объективных обстоятельств.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней информации, подлежащей засекречиванию, наделяются руководители органов государственной власти, утверждающие указанные перечни, несущие персональную ответственность за обоснованность принятых решений по рассекречиванию информации. Решения указанных руководителей по изменению перечня информации, отнесенной к государственной тайне, должны согласовываться с соответствующим органом исполнительной власти. Этот орган имеет право приостановить или опротестовать эти решения.

Статья 12. Срок секретности информации

Органы государственной власти, чьи руководители наделены полномочиями отнесения информации к государственной тайне, периодически, но не менее одного раза в 5 лет, должны, пересматривая действующие в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечни информации, подлежащей засекречиванию, проверять обоснованность засекречивания информации и ее соответствие ранее установленной категории секретности.


Срок секретности информации, составляющей государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Этот срок, по заключению соответствующих органов исполнительной власти, может быть продлен на срок до 10 лет, а в исключительных случаях, в интересах государства и народа – на неопределенный срок.


Статья 13. Порядок рассекречивания носителей информации, составляющей государственную тайну

Секретность носителей информации, составляющей государственную тайну не может быть снята позднее срока, установленного при их засекречивании (за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона). При изменении положений перечня, принятого за основу при засекречивании носителей информации в соответствующем органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации, носители рассекречиваются до истечения этого срока.

В исключительных случаях правом продления установленного ранее срока секретности носителей информации, составляющих государственную тайну, наделяются руководители государственных органов, имеющих полномочия отнесения соответствующей информации к государственной тайне. Указанные руководители принимают такие решения на основании заключения экспертной комиссии, назначенной ими в установленном порядке.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями рассекречивания информации, необоснованно засекреченной должностными лицами, находящимися в их подчинении.

Руководители государственных архивов Азербайджанской Республики могут наделяться полномочиями рассекречивания носителей информации, составляющей государственную тайну, хранящейся фондообразующей организацией или ее правопреемником в закрытых фондах этих архивов.

При ликвидации фондообразующей организации и отсутствии у нее правопреемника, вопрос о порядке рассекречивания носителей информации, составляющей государственную тайну, рассматривает соответствующий орган исполнительной власти.

Статья 14. Исполнение запроса граждан Азербайджанской Республики, предприятий, учреждений и организаций, органов государственной власти о рассекречивании информации

Граждане Азербайджанской Республики, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти могут обратиться в органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, в т.ч. в госархивы с запросом о рассекречивании информации, отнесенной к государственной тайне.

Орган государственной власти, предприятие, учреждение и организация, в т.ч. госархив, получив подобный запрос, обязаны в течение 3-х месяцев рассмотреть и дать обоснованный ответ по существу. Если они не обладают полномочиями на рассекречивание запрашиваемой информации, запрос не позднее одного месяца со дня поступления направляется или в орган, наделенный такими полномочиями или в соответствующий орган исполнительной власти, с уведомлением гражданина Азербайджанской Республики, предприятия, учреждения, организации, органа государственной власти.

Уклонение должностного лица от рассмотрения запроса по существу является основанием для административной (дисциплинарной) ответственности согласно действующему законодательству.

ГЛАВА IV. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Статья 15. Представление органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями друг другу информации, составляющей государственную тайну

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в подчиненных отношениях и не ведущие общие дела, предоставляют друг другу информацию, составляющую государственную тайну, в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, с разрешения органа государственной власти, в чьем распоряжении находится такая информация.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие информацию, составляющую государственную тайну, обязаны создавать условия, обеспечивающие охрану. Их руководители несут персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений на знакомство с информацией, составляющей государственную тайну.

Обязательным условием предоставления информации, составляющей государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, является выполнение требований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 16. Предоставление информации, составляющей государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Информацию, составляющую государственную тайну, предоставляют в связи с выполнением совместных и других работ предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам. Заказчиком указанных работ лишь в объеме, необходимом для выполнения этих работ, причем, с разрешения органа, в чьем распоряжении находится, согласно статье 8 настоящего Закона, соответствующая информация. До выдачи информации, составляющей государственную тайну, заказчик должен удостовериться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии для работы с информацией соответствующей категории секретности, а у граждан – соответствующего разрешения.

При выполнении предприятиями, учреждениями или организациями совместных и других работ (при получении госзаказов) и необходимости использования в связи с этой информацией, составляющей государственную тайну, они могут заключить по охране государственной тайны договор с государственными предприятиями, учреждениями или организациями о пользовании услугами структурных подразделений по охране государственной тайны этих предприятий, учреждений и организаций, причем в лицензиях на работу с использованием информации, составляющей государственную тайну обеих договаривающихся сторон, делается соответствующая отметка об этом.

В договоре о выполнении совместных и других работ, заключенном в установленном Законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по охране информации, составляющей государственную тайну, как в процессе выполнения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг), связанных с охраной информации, составляющей государственную тайну.

При выполнении совместных и других работ, организация контроля за надежной охраной, в соответствии с положениями договора, заключенного сторонами, возлагается на заказчика.
При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ обязательств, принятых в связи с охраной государственной тайны, заказчик может приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, при повторном же нарушении может поднять вопрос об аннулировании заказа и лицензии на выполнение работ с использованием информации, составляющей государственную тайну и привлечении виновных к ответственности. В этом случае ущерб, нанесенный государству в лице заказчика, должен удерживаться в соответствии с действующим законодательством.

Статья 17. Предоставление информации, составляющей государственную тайну, другим государствам

Решение о предоставлении информации, составляющей государственную тайну, другим государствам принимает соответствующий орган исполнительной власти, при наличии экспертного заключения соответствующего органа исполнительной власти о возможности предоставления такой информации.

Обязательства принимающей стороны по охране предоставленной ей информации предусматриваются в заключенном с ней договоре (соглашении).

Статья 18. Охрана информации, составляющей государственную тайну при изменении функций субъектов правовых отношений

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, обладающие информацией, составляющей государственную тайну, при ликвидации, изменении функций или форм собственности, или завершением работ, осуществляемых с использованием информации, составляющей государственную тайну, должны принять меры по охране указанной информации и ее носителей. При этом носители информации, составляющей государственную тайну, уничтожаются в установленном порядке, передаются в архив или кому-либо из нижеуказанных:

  • если правопреемник органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, обладающие информацией, составляющей государственную тайну, имеет право на работу с использованием указанной информации, – правопреемнику, органу государственной власти, в чьем распоряжении, в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, находится соответствующая информация;
  • по указанию соответствующего органа исполнительной власти, – другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации.

Ответственность за охрану информации, составляющей государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

ГЛАВА V. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья 19. Органы охраны государственной тайны

К органам охраны государственной тайны относятся:

  • соответствующие органы исполнительной власти; 
  • соответствующие центральные органы исполнительной власти, предприятия и организации, их подразделения, связанные с охраной государственной тайны.

Органы, предусмотренные в части первой настоящей статьи, и их органы на местах организуют и обеспечивают охрану государственной тайны, согласно функциям, возложенным на них законодательством Азербайджанской Республики.

В зависимости от объема работ, осуществляемых с использованием информации, составляющей государственную тайну, руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создают структурные подразделения по охране государственной тайны, определяют их функции в соответствии с нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти, и с учетом специфики осуществляемых работ.

Статья 20. Допуск должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной

Допуск должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной осуществляется в добровольном порядке.

К работе с государственной тайной допускаются лишь граждане Азербайджанской Республики.

Допуск иностранных граждан и лиц без гражданства к работе с государственной тайной осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Допуск должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной предусматривает следующее:

  • знакомство с законодательством Азербайджанской Республики, предусматривающим ответственность за разглашение государственной тайны и принятие обязательств перед органами государственной власти по неразглашению информации;
  • согласие на частичные и временные ограничения, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона;
      письменное согласие на осуществление компетентными органами мероприятий по их проверке;
  • определение видов, количества и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;
  • принятие руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации решения о допуске к работе с государственной тайной.

Объем мероприятий по проверке зависит от категории секретности информации, к работе с которой допускается оформляющееся лицо. Мероприятия по проверке, осуществляются в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Целью осуществления мероприятий по проверке является выявление оснований, предусмотренных в статье 21 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, получающих постоянный допуск к работе с государственной тайной, в связи с работой особого режима, устанавливаются следующие льготы:

  • процентные надбавки к зарплате, в зависимости от категории секретности информации, к работе с которой они допущены; 
  • при прочих равных условиях, преимущественное право на сохранение работы, при осуществлении организационных (или) штатных мероприятий в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Для сотрудников структурных подразделений по охране государственной тайны, наряду с льготами, установленными для должностных лиц и граждан, имеющих постоянный допуск к работе с государственной тайной, устанавливаются процентные надбавки за стаж работы в этих структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и лица, получившего допуск к работе с государственной тайной, отражаются в трудовом соглашении (договоре). Не допускается заключение трудового договора (соглашения) до того, как компетентные органы закончат проверку.

В соответствии с категорией секретности информации, составляющей государственную тайну, устанавливаются три формы допуска должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной: допуск к работе с особо важной, совершенно секретной и секретной информацией. Наличие у должностных лиц и граждан допуска на работу с информацией, имеющей более высокую категорию секретности дает основание на работу с информацией меньшей степени секретности.

Порядок переоформления допуска граждан к работе с государственной тайной определяется нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти.

В условиях военного и чрезвычайного положения порядок допуска должностных лиц и граждан к работе с государственной тайной может быть изменен соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 21. Основания для отказа в допуске должностных лиц или граждан к работе с государственной тайной

Основанием для отказа в допуске должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной может служить следующее:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, привлечение его к суду или следствию с обвинением в государственном преступлении или в других тяжких преступлениях, наличие у него судимости за подобные преступления;
  • наличие заболеваний, исключающих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с перечнем, определенным соответствующим органом исполнительной власти;
  • в результате осуществления мероприятий по проверке лица, получающего допуск к работе с секретной информацией, выявление действий, представляющих угрозу безопасности Азербайджанской Республики;
  • его уклонение от мероприятий по проверке или представление заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске должностных лиц или граждан к работе с государственной тайной принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, в персональном порядке, с учетом результатов мероприятий по проверке. Гражданин имеет право обжаловать это решение.

Статья 22. Условия отмены допуска гражданина или должностного лица к работе с государственной тайной

Допуск должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной отменяется решением руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в следующих случаях:

  • расторжение трудового договора (соглашения) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • разовое нарушение взятых им на себя по трудовому договору (соглашению) обязательств по охране государственной тайны;
  • возникновение ситуации, дающей основание на отказ в допуске должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.

Отмена допуска должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной может стать дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора, если подобные условия предусмотрены в трудовом договоре (соглашении).

Отмена допуска к работе с государственной тайной не освобождает должностное лицо или гражданина от принятых обязательств о неразглашении государственной тайны.

Решение администрации об отмене допуска должностного лица или гражданина к работе с государственной тайной и расторжении на основании этого трудового договора (соглашения) с ним может быть обжаловано.

Статья 23. Ограничение прав должностного лица или гражданина, допущенного или имевшего ранее допуск к работе с государственной тайной

Права должностного лица или гражданина, получившего или имевшего ранее допуск к работе с государственной тайной, могут временно ограничиваться. Ограничения могут касаться следующего:

  • права выезда за границу в течение срока, указанного в трудовом соглашении при оформлении допуска гражданина к работе с государственной тайной;
  • права распространения информации, составляющей государственную тайну, и использования открытий и изобретений, отражающих информацию такого рода.

Статья 24. Организация допуска должностного лица или гражданина к информации, составляющей государственную тайну

Организация допуска должностного лица или гражданина к информации, составляющей государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их подразделения по охране государственной тайны. Порядок допуска должностного лица или гражданина к информации, составляющей государственную тайну, определяется нормативными документами, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание соответствующих условий для ознакомления должностного лица или гражданина лишь с той информацией, которая составляет государственную тайну, и лишь в том объеме, который необходим для исполнения их должностных (функциональных) обязанностей.

Статья 25. Допуск предприятий, учреждений и организаций к информации, составляющей государственную тайну

Предприятия, учреждения и организации допускаются к работе, связанной с использованием информации, составляющей государственную тайну, созданием средств охраны информации, а также осуществлением мероприятий по охране государственной тайны, после получения лицензии для работы с информацией, имеющей соответствующую категорию секретности, в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

Лицензии на выполнение этих работ выдаются на основании специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации, а также государственной аттестации их руководителей, ответственных за охрану информации, составляющей государственную тайну. Расходы, связанные с проведением экспертизы и выдачей лицензии, несут эти предприятия, учреждения и организации.

Лицензия на выполнение работ, связанных с использованием информации, составляющей государственную тайну, выдается предприятию, учреждению и организации при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение в процессе осуществления работ, связанных с использованием информации, составляющей государственную тайну, требований нормативных документов, утвержденных соответствующим органом исполнительной власти по обеспечению охраны этой информации;
  • наличие в их структуре подразделений по охране государственной тайны и сотрудников, специально подготовленных для работы по охране информации, чье количество и профессиональный уровень достаточны для обеспечения охраны государственной тайны;
  • наличие у них сертифицированных средств охраны информации.

Статья 26. Сертификация средств охраны информации

На средства охраны информации должен выдаваться сертификат, подтверждающий их соответствие требованиям охраны информации, имеющей соответствующую категорию секретности.

Организация сертификации средств охраны информации возлагается на соответствующий орган исполнительной власти.
Координация работ по сертификации средств охраны информации возлагается на соответствующий орган исполнительной власти.

ГЛАВА VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья 27. Финансирование мероприятий, составляющих государственную тайну

Деятельность органов государственной власти, бюджетных организаций, учреждений и организаций, также их структурных подразделений по охране государственной тайны, финансируется за счет соответствующих бюджетных средств, деятельность же остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, полученных от их основной деятельности при выполнении работ с использованием информации, составляющей государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ по охране государственной тайны указываются в бюджете Азербайджанской Республики отдельной строкой.

Контроль за проведение расходования средств, выделенных на проведение мероприятий по охране государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также наделенными особыми полномочиями должностными лицами Азербайджанской Республики. Если осуществление контроля связано с допуском к работе с государственной тайной, перечисленные лица должны допускаться к работе, имеющей соответствующую категорию секретности.

ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

Статья 28. Ответственность за нарушение настоящего Закона и порядок рассмотрения споров

Должностные лица и граждане, нарушающие законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне, несут уголовную, административную, имущественноправовую или дисциплинарную ответственность.

Все споры, связанные с настоящим Законом, рассматриваются в судебном порядке.
 
Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев
г.Баку, 15 ноября 1996 г.
N 196-1

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»

В связи с вступлением в силу Закона Азербайджанской Республики, с целью обеспечения применения указанного Закона, постановляю:

1. Создать Межведомственную комиссию по защите государственной тайны при Президенте Азербайджанской Республики, с учетом положений Закона Азербайджанской Республики «О государственной тайне». Установить, что:

  • Межведомственная комиссия по охране государственной тайны при Президенте Азербайджанской Республики является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти в области защиты государственной тайны в целях подготовки и осуществления государственных программ, нормативно-правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Азербайджанской Республики о государственной тайне;
  • Межведомственная комиссия по охране государственной тайны при Президенте Азербайджанской Республики осуществляет свои функции и высшие полномочия управления в соответствии с положением об этой комиссии, утвержденным Президентом Азербайджанской Республики.

2. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики в 2-х месячный срок:

  • представить Президенту Азербайджанской Республики предложение о приведении действующих законодательных актов Азербайджанской Республики в соответствие с Законом Азербайджанской Республики «О государственной тайне»;
  • подготовить Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны при Президенте Азербайджанской Республики и представить на утверждение Президенту Азербайджанской Республики;
  • подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о составе этой комиссии;
  • подготовить и представить на утверждение Президенту Азербайджанской Республики предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Президента Азербайджанской Республики в пункте 3 настоящего Указа;
  • обеспечить разработку и утверждение нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета министров Азербайджанской Республики в пункте 3 настоящего Указа;
  • обеспечить приведение в соответствие нормативно-правовых актов Кабинета министров и соответствующих органов исполнительной власти с Законом Азербайджанской Республики «О государственной тайне» и информировать об этом Президента Азербайджанской Республики;
  • представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о правилах сертификации средств охраны информации, с учетом положений статьи 26 указанного Закона;
  • представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о соответствующем органе исполнительной власти, организующем сертификацию средств охраны информации, с учетом положений статьи 26 указанного Закона;
  • решить, в пределах своих полномочий, другие вопросы, вытекающие из Закона Азербайджанской Республики «О государственной тайне».

3. Установить, что:

  • полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренные в части 2 статьи 7, части 3 и предложении 3 части 4 статьи 8, части 11 статьи 20 Закона, осуществляет Президент Азербайджанской Республики;
  • полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренные в предложении 1 части 4 статьи 8, части 4 статьи 11, части 2 статьи 12, части 4 статьи 13, части 2 статьи 14, части 1 статьи 17 (части, касающейся экспертного заключения), в абзаце 4 части 1 статьи 18, в абзаце 2 части 1 статьи 19, части 3 статьи 26, осуществляет Межведомственная комиссия по охране государственной тайны при Президенте Азербайджанской Республики;
  • полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренные в части 4 статьи 10, части 1 статьи 17 (в части принятия решения о предоставлении другим государствам сведений, составляющих государственную тайну), части 3 статьи 19, части 3 и части 10 статьи 20, абзаца 3 части 1 статьи 21, части 1 статьи 24, части 1 и абзаца 2 части 3 статьи 25, осуществляет Кабинет министров Азербайджанской Республики;
  • полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренные в абзаце 3 части 1 статьи 19, в соответствии с законодательством, в пределах своих полномочий, осуществляют Министерство госбезопасности Азербайджанской Республики, Министерство обороны Азербайджанской Республики и Министерство связи Азербайджанской Республики.
Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев
Баку, 17 января 1997 г.
(Перевод с азербайджанского)

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^