Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Закон Кыргызской Республики от 8 октября 1999 г. N 107

«Об информатизации»

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 сентября 1999 года

Настоящий Закон регулирует основные правовые, экономические и организационные отношения, необходимые для развития процесса информатизации в Кыргызской Республике. Целью Закона является создание благоприятных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, учреждений, организаций и органов государственного управления на основе формирования в Кыргызской Республике современной информационной инфраструктуры, ее интеграции в международные информационные сети и системы. Закон устанавливает условия защиты законных интересов и прав государства, юридических и физических лиц при осуществлении деятельности по созданию, накоплению, хранению, передаче и распространению информации средствами современных информационных технологий.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности действий в сфере информатизации, а именно:

  • формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, поиска, сбора, накопления, обработки, передачи, распространения и предоставления документированной информации;
  • создании, внедрении и использовании систем обработки и передачи информации, баз и банков данных, средств информационных технологий;
  • защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах с применением средств информационных технологий;
  • управлении и регулировании информационных процессов, реализации государственной политики в области информатизации.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие с недокументированной информацией, а также на отношения, регулируемые нормами авторского и патентного права, законами в области средств массовой информации.

3. Юридические и физические лица других государств осуществляют предусмотренные настоящим Законом права и обязанности на территории Кыргызской Республики наравне с организациями и гражданами Кыргызской Республики, если иное не установлено международными договорами Кыргызской Республики.

4. Отношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются иными не противоречащими ему нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

  • информация – сведения о лицах, предметах, объектах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • информационная технология – совокупность средств вычислительной техники и телекоммуникаций, программных средств и методов их использования для поиска, обработки, хранения, передачи и получения информации;
  • информационная инфраструктура (инфраструктура информатизации) – совокупность информационных центров, баз и банков данных, систем связи и передачи данных, других структур, которые обеспечивают функционирование информационной сети государства;
  • документированная информация (документ) – зафиксированная на каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
  • информационные ресурсы – пригодные для использования программные средства и документы на любом носителе, отдельные либо в составе информационных систем;
  • база данных – интегрированная совокупность данных, предназначенная для многофункционального использования и модификации;
  • банк данных – совокупность программных, информационных и технических средств, предназначенных для централизованного сбора, хранения и коллективного использования данных об определенной предметной области человеческой деятельности, а также сами данные, которые хранятся в виде файлов или не связанных между собой баз данных;
  • информационные процессы – процессы сбора, обработки, хранения, передачи, поиска и распространения информации;
  • информационная система – система, основанная на применении информационной технологии;
  • виды обеспечения информационных систем – техническое, программное, математическое, организационное, лингвистическое, правовое и другие виды, необходимые для обеспечения нормального выполнения всех предписанных функций системы;
  • информатизация – разработка, создание, освоение и использование информационных технологий, информационных ресурсов; процесс, включающий организационный, научно-технический, социальный и производственно-экономический компоненты и результат деятельности, направленный на удовлетворение информационных потребностей отдельных граждан, их объединений, государственных и негосударственных организаций, общества в целом путем формирования и использования информационных ресурсов во всех сферах жизни общества;
  • информационные услуги – услуги, направленные на удовлетворение информационных потребностей граждан и организаций, предоставляемые физическими и юридическими лицами, занятыми в информационной сфере;
  • собственник информационных ресурсов, информационных технологий, информационных систем – субъект, обладающий полномочиями владения, пользования и распоряжения указанными объектами;
  • потребитель (пользователь) информационных услуг и информационных ресурсов – субъект, обращающийся к информационной системе, собственнику информационных ресурсов или посреднику за предоставлением ему необходимой информации и пользующийся ею в пределах установленных законодательством Кыргызской Республики или приобретенных прав пользователя;
  • конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничен определенным кругом лиц;
  • защита информации – предотвращение несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы, незаконных действий по получению, копированию, распространению, искажению, уничтожению или блокированию информации.

Статья 3. Государственная политика в области информатизации

1. Государственная политика в сфере информатизации направлена на создание условий для эффективного информационного обеспечения решения задач социального и экономического развития Кыргызской Республики.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

  • создание условий для всестороннего удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций независимо от форм собственности;
  • поддержка развития национальной информационной инфраструктуры путем создания и совершенствования компьютерных информационных систем и сетей на основе осуществления единой научно-технической политики;
  • поддержка развития в республике международных и всемирных информационных сетей и систем;
  • формирование, развитие, обеспечение сохранности, доступности и эффективного использования национальных информационных ресурсов;
  • создание условий для формирования рынка информационных продуктов, ресурсов, технологий, а также услуг информационных систем, сетей;
  • обеспечение национального суверенитета и безопасности, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов, систем и сетей;
  • реализация прав граждан и организаций на доступ к информационным ресурсам, а также защита прав собственности и авторства в сфере информатизации;
  • организация производства средств информационной техники и технологий с учетом имеющегося в Кыргызской Республике научного, технического и производственного потенциала, а также современного мирового уровня;
  • создание и совершенствование системы финансирования разработок и реализации проектов и программ информатизации за счет средств государственного бюджета, средств негосударственных источников и зарубежных инвестиций;
  • создание системы экономических стимулов и льгот деятельности, направленной на разработку, ввоз, предоставление и использование прогрессивных средств информационной техники и технологий;
  • принятие прогрессивных систем унификации, классификации и стандартизации информации, содействующих созданию единого информационного пространства стран СНГ и интеграции с международными информационными сетями и системами;
  • укрепление и развитие организационных и нормативно-правовых основ развития информатизации;
  • поддержка школьного, начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовки кадров и научных исследований в сфере информатизации.

3. Государственную политику в сфере информатизации разрабатывают и осуществляют органы государственной власти и управления.

Статья 4. Законодательство Кыргызской Республики в области информатизации

Законодательство Кыргызской Республики в области информатизации составляют настоящий Закон, другие законодательные акты об отдельных видах, формах и средствах информационных процессов. Отношения в области информатизации регулируются также нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, заключенными Кыргызской Республикой, а также принципами и нормами международного права, ратифицированными Кыргызской Республикой.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Статья 5. Назначение информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы предназначены для удовлетворения информационных потребностей общества и государства, создания единого информационного пространства страны и обеспечения вхождения ее в мировое информационное сообщество.

2. Информационные ресурсы являются объектами отношений государства, юридических, физических лиц, входят в общегосударственные ресурсы Кыргызской Республики и охраняются законом.

Статья 6. Основы правового режима информационных ресурсов

1. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации и формирования информационных ресурсов;
  • право собственности и авторства на информационные ресурсы, отдельные документы и массивы документов;
  • порядок определения категории информационных ресурсов по уровню доступа к ним и режиму использования;
  • порядок защиты информационных ресурсов от несанкционированного использования и от разрушения.

2. Правовой режим использования информационных ресурсов устанавливается нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, договорами и соглашениями участников отношений в области информатизации.

Статья 7. Документирование информации и формирование информационных ресурсов

1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

2. Документ приобретает юридическую силу после его подписания юридическим или физическим лицом. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

3. Информационные ресурсы, создаваемые в Кыргызской Республике, должны соответствовать требованиям мировых стандартов и унификации.

4. Формирование информационных ресурсов может осуществляться государственными органами в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, а также юридическими или физическими лицами на договорной основе в рамках производственно-коммерческой деятельности при выполнении информационных услуг.

Статья 8. Право собственности и авторства на информационные ресурсы

1. Информационные ресурсы выступают как элемент состава имущества и находятся в собственности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий или в личной собственности граждан.

2. Собственником информационных ресурсов является субъект (юридическое или физическое лицо), за счет средств которого они созданы или приобретены на законных основаниях. Информационные ресурсы могут принадлежать на правах общей (долевой или совместной) собственности одновременно нескольким собственникам.

3. Основаниями возникновения права собственности на информационные ресурсы являются:

  • создание информационных ресурсов своими силами и за свой счет;
  • договор на создание информационных ресурсов;
  • договор купли-продажи, поставки или другой договор, содержащий условия перехода информационных ресурсов в собственность другого субъекта.

4. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами собственника, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики, в том числе имеет право:

  • назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение, управление или распоряжение информационными ресурсами;
  • устанавливать правила обработки, защиты и использования информационных ресурсов.

5. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими и физическими лицами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и данного субъекта.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, когда они представляют государственную или коммерческую тайну. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Статья 9. Государственные информационные ресурсы

1. Государственные информационные ресурсы создаются за счет средств республиканского бюджета Кыргызской Республики и обеспечивают функционирование органов государственной власти, территориальных и отраслевых органов управления.

2. Государственные информационные ресурсы включаются в состав государственного имущества и подлежат учету и защите.

3. Ведение государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в соответствии с их компетенцией, ответственными за их формирование, сохранность, накопление и эффективное использование. Организация работ по формированию и представлению пользователям государственных информационных ресурсов возлагается на органы государственной власти и управления.

4. Все юридические и физические лица обязаны предоставлять организациям, ответственным за формирование государственных информационных ресурсов, документированную информацию, определенную органами государственной власти и управления. Субъекты, представляющие документированную информацию для включения в государственные информационные ресурсы, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку государственных информационных ресурсов, утверждает Правительство Кыргызской Республики.

Статья 10. Негосударственные информационные ресурсы

1. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, информационных ресурсов, которые созданы за счет их средств или приобретены ими на законных основаниях. Информационные ресурсы, формируемые самим собственником или по его поручению за его средства, являются негосударственными.

2. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью юридического или физического лица, включаются в состав их имущества в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Негосударственные информационные ресурсы используются в производственной деятельности собственника для создания информационных продуктов и услуг.

4. Государство имеет право выкупа документированной информации у юридических и физических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Статья 11. Информационные ресурсы по категориям доступа

1. Государственные информационные ресурсы Кыргызской Республики являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа. Доступ юридических и физических лиц Кыргызской Республики к государственным информационным ресурсам осуществляется на бесприбыльной основе.

2. Документированную информацию и государственные информационные ресурсы с ограниченным доступом составляет информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная. Отнесение информации к государственной тайне или к конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Собственник (владелец) и пользователь вправе вступать в договорные отношения купли-продажи информационных ресурсов, если последние не являются ресурсами с ограниченным доступом.

4. Режим использования информационных ресурсов устанавливается их собственником или уполномоченными им лицами и не должен противоречить действующему законодательству.

Статья 12. Реализация права пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов

1. Пользователи – юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением информации с ограниченным доступом.

2. Владельцы (собственники) обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основании утвержденных положений или договоров бесплатно или по договорным ценам на информационные услуги.

3. Пользователь несет ответственность за несанкционированное использование, копирование, распространение информационных ресурсов, за нарушение прав собственности на ресурсы в соответствии с договором (соглашением) или в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Порядок получения пользователем информации определяет собственник информационных ресурсов с соблюдением требований настоящего Закона.

4. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование государственных информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации. Отказ в предоставлении общедоступной информации из государственных информационных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 13. Доступ граждан и организаций к информации о них

1. Граждане и организации (физические и юридические лица) имеют право на бесплатный доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и для каких целей использовал или использует эту информацию.

2. Государственные органы и другие владельцы информационных ресурсов о частных лицах обязаны предоставлять информацию по требованию лиц, которых она касается, если эти данные не являются информацией с ограниченным доступом.

3. Лица, права или интересы которых нарушены собственником или пользователем информации, вправе требовать восстановления прав и возмещения ущерба в судебном порядке.

Статья 14. Обязанности и ответственность владельца (собственника) информационных ресурсов

1. Владелец (собственник) информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение порядка пополнения и актуализации информационных ресурсов, режима их обработки и правил предоставления информации пользователю.

2. Владелец (собственник) информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение порядка работы с информацией в соответствии с настоящим Законом.

ГЛАВА 3. ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Статья 15. Составляющие инфраструктуры информатизации

1. Инфраструктуру информатизации в Кыргызской Республике составляют организационные, технические структуры, объекты и системы, функционирование которых направлено на осуществление:

  • сбора, обработки, передачи, хранения и распространения информации средствами новых информационных технологий;
  • услуг по приему и передаче информации всеми средствами электросвязи;
  • исследований, разработки и производства новых информационных систем, технологий и средств;
  • поставок, продажи и сервисного обслуживания информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
  • обучения, консультативной, методической помощи и другой вспомогательной деятельности, связанной с распространением и использованием новых информационных технологий.

2. Инфраструктуру информатизации в Кыргызской Республике формируют различные организации всех форм собственности.

3. Единство инфраструктуры информатизации основывается на государственном управлении и регулировании процессов информатизации, а также на деятельности специальных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением единых стандартов, сертификатов качества на производимые и используемые информационные продукты и средства.

4. Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и средств обеспечения их деятельности по предоставлению информационных продуктов и услуг составляют специальную отрасль, развитие которой определяется государственной научно-технической и экономической политикой.

Статья 16. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы составляют в Кыргызской Республике информационные системы по сбору, обработке и хранению информации, экспертные и информационно-поисковые системы, сети центральных и местных органов государственной власти и управления, других организаций и учреждений, созданные за счет средств государственного бюджета или являющиеся государственной собственностью.

2. Передача и обмен информацией между государственными информационными системами и сетями производится по договорам и соглашениям в рамках необходимого перечня и структуры на основе единства системного, программного и сетевого обеспечения.

3. Порядок обмена информацией между государственными информационными системами устанавливается нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и управления в пределах своей компетенции, а также договорами и соглашениями.

Статья 17. Негосударственные информационные системы

1. Негосударственные информационные системы в Кыргызской Республике составляют информационные системы по сбору, обработке и хранению информации, экспертные и информационно-поисковые системы и сети юридических и физических лиц, созданные или приобретенные на их средства.

2. Негосударственные информационные системы создаются и используются для удовлетворения специальных нужд их владельцев или для предоставления информационных продуктов и услуг.

3. Функционирование негосударственных информационных систем возможно при условии получения их владельцами лицензии на право соответствующей информационной деятельности в установленном порядке, соблюдения принятых в Кыргызской Республике стандартов и требований на используемые информационные средства, продукты и услуги.

Статья 18. Системы связи и передачи данных

1. Коммуникационную основу инфраструктуры информатизации в Кыргызской Республике составляют системы связи и передачи данных независимо от форм их собственности.

2. Системы связи и передачи данных строятся на основе соблюдения международных стандартов и протоколов вхождения в связь, приема и передачи данных, которые должны обеспечивать возможность развития и создания новых видов архитектуры сетей связи и передачи данных.

3. Между различными системами связи и передачи данных общего пользования независимо от форм собственности, функционирующими на территории Кыргызской Республики, должна обеспечиваться возможность взаимного межсетевого соединения для организации обмена и передачи данных.

4. Системы связи и передачи данных подлежат обязательной сертификации на соблюдение стандартов, норм и технических требований, принятых в Кыргызской Республике.

5. Право на деятельность в области предоставления услуг по связи и передаче данных осуществляется на основе лицензии, выдаваемой в установленном законодательством порядке.

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Статья 19. Цели защиты

Целями защиты являются:

  • обеспечение правового режима информационных ресурсов как объекта собственности, предотвращение незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, несанкционированных действий по копированию, блокированию, модификации, искажению, уничтожению информации;
  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных в информационных системах;
  • сохранение государственной тайны и конфиденциальности документированной информации, предотвращение утечки, хищения, подделки, искажения информации;
  • обеспечение прав субъектов в информационных процессах при формировании и использовании информационных ресурсов, разработке, производстве и применении информационных систем, технологий.

Статья 20. Защита информации

1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается:

  • в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне уполномоченными государственными органами на основании законодательства Кыргызской Республики о государственной тайне;
  • в отношении открытой или конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Закона.

2. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

3. Собственник или владелец документированной информации для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах вправе обращаться в органы государственной власти, определенные Правительством Кыргызской Республики. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки. Правительство Кыргызской Республики определяет порядок контроля органами государственной власти соблюдения требований к защите информации с ограниченным доступом, обрабатываемой в негосударственных структурах.

Статья 21. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации

1. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий, средств их обеспечения, а также на деятельность по предоставлению информационных продуктов и услуг.

2. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных процессов и информатизации осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

3. Защита прав субъектов осуществляется судом, арбитражным судом, с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

4. За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, требований международных конвенций по охране авторских прав возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными партнерами, с учетом международных договоров, ратифицированных Кыргызской Республикой.

Статья 22. Защита авторских прав и прав собственности на информационные ресурсы, технологии и системы

1. Автор информационных ресурсов, собственник информационных ресурсов, технологий, систем и иные правообладатели вправе требовать от нарушителя их прав:

  • признания прав;
  • восстановления положения, существующего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения;
  • возмещения убытков, включая доходы, полученные нарушителем;
  • вместо возмещения убытков – выплаты компенсации в сумме, определяемой по усмотрению суда в соответствии с действующим законодательством;
  • принятия иных предусмотренных законодательством мер.

2. За защитой своего права правообладатели вправе обратиться в суд или арбитражный суд.

3. В судебном порядке рассматриваются споры:

  • об авторстве (соавторстве);
  • о собственности на информационные ресурсы;
  • о нарушении авторских правомочий на выпуск в свет, воспроизведение и распространение;
  • о нарушении прав собственности на информационные ресурсы, технологии, системы;
  • о возмещении убытков, компенсации, моральном и материальном ущербе, включая доходы, полученные от нарушения прав;
  • иные имущественные и неимущественные споры с участием правообладателей.

4. Суд может вынести решение о наложении запрета на информационные ресурсы, о конфискации контрафактных экземпляров, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторского права или права собственности, и об их уничтожении либо о передаче их правообладателям или государству.

Статья 23. Защита прав пользователя на доступ к информации

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым было отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение нанесенного им ущерба.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору купли-продажи, поставки информационных ресурсов, стороны несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

3. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей и обязательств по договорам.

4. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Статья 24. Органы государственного управления и регулирования сферой информатизации

1. Государственное управление и регулирование сферы информатизации осуществляется с целью реализации государственной политики в области информатизации.

2. Государственное управление и регулирование отношений в сфере информатизации осуществляет в соответствии со своими полномочиями и настоящим Законом Правительство Кыргызской Республики через единую систему органов исполнительной власти. Единую систему органов исполнительной власти в области информатизации составляют:

  • Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
  • Национальный статистический комитет Кыргызской Республики;
  • министерства, ведомства и административные органы Кыргызской Республики и их подразделения в соответствии с их компетенцией;
  • местные (областные и городские) органы управления и самоуправления.

3. Формирование единой государственной политики и координацию процессов развития в сфере информатизации осуществляет специально уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган.

4. Правительство Кыргызской Республики может создавать межведомственные органы по координации и регулированию развития сферы информатизации.

Статья 25. Полномочия и ответственность государственных органов управления и регулирования в области информатизации

1. К полномочиям государственных органов управления и регулирования в области информатизации относятся:

  • разработка основ государственной политики развития информатизации и определение ее приоритетных направлений;
  • установление порядка выделения финансовых средств из государственного бюджета и зарубежных инвестиций на развитие сферы информатизации, контроль за их использованием;
  • руководство, координация разработки и реализации общегосударственных программ и проектов в области информатизации;
  • обеспечение создания, развития и надежности функционирования общегосударственных телекоммуникационных систем и сетей;
  • регулирование порядка и условий взаимодействия информационных систем, сетей и других компонентов инфраструктуры информатизации, внедрение прогрессивных систем межсетевых протоколов;
  • определение порядка и условий информационного обеспечения органов государственного управления, использования юридическими и физическими лицами общегосударственных информационных ресурсов;
  • организация экспертизы программ, проектов и предложений в области информатизации, сертификация информационных продуктов, процессов и технологий;
  • поддержка рынка информационных продуктов и услуг, ликвидация монополизма в этой сфере, лицензирование деятельности в области информатизации;
  • установление стандартов, классификаторов и систем унификации в сфере информатизации, контроль за их соблюдением;
  • определение порядка и условий проведения исследований, разработок и производства информационных средств, технологий и систем;
  • обеспечение защиты и охраны прав и интересов юридических и физических лиц в области информатизации;
  • установление порядка государственного учета программных продуктов и баз данных, созданных с использованием средств государственного бюджета, а также регистрации информационных центров, систем и сетей, действующих на территории Кыргызской Республики, независимо от их ведомственной подчиненности;
  • организация сотрудничества и координация связей в области информатизации с зарубежными странами и международными организациями.

2. Участие органов системы исполнительной власти в государственном управлении и регулировании сферы информатизации осуществляется в пределах их прав и обязанностей, определенных Правительством Кыргызской Республики.

Статья 26. Финансирование информатизации

1. Финансирование информатизации осуществляется за счет средств государственного бюджета Кыргызской Республики, собственных средств юридических и физических лиц, а также зарубежных инвестиций.

2. Правительство Кыргызской Республики определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования. Решения по инвестициям проектов развития информатизации из средств государственного бюджета принимаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с утвержденной Программой информатизации.

3. Правительство Кыргызской Республики создает благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в сферу информатизации.

Статья 27. Лицензирование деятельности в сфере информатизации

Лицензирование деятельности в сфере информатизации осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О лицензировании».

Статья 28. Экспертиза и сертификация информационных систем, технологий и средств их обеспечения

1. Для обеспечения качества, конкурентоспособности и защиты внутреннего рынка осуществляются экспертиза и сертификация информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

2. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обеспечения организаций и граждан, подлежат экспертизе и сертификации уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О сертификации продукции и услуг».

3. Информационные системы органов государственной власти и управления, обрабатывающие документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется специальным положением, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

4. Нормативно-техническая база и правила сертификации должны соответствовать международным нормам и соглашениям.

5. Интересы потребителей при использовании импортной продукции информатизации защищаются таможенными органами Кыргызской Республики на основе международной системы сертификации.

Статья 29. Государственное регулирование и стимулирование деятельности в сфере информатизации

1. В Кыргызской Республике государством создаются условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства информационных систем, средств и технологий.

2. Правительство Кыргызской Республики в соответствии с научно-технической и промышленной политикой определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования.

3. Органы государственного управления в соответствии с приоритетными направлениями развития информатизации в Кыргызской Республике оказывают поддержку разработчикам и производителям информационных систем, технологий и средств их обеспечения, содействуют повышению конкурентоспособности информационной продукции, стимулируют развитие перспективных научных исследований, обеспечивают патентование принципиально новых решений и освоение компьютерных информационных технологий. В установленных Законом случаях государственные органы вправе ограничивать экспорт и импорт определенных видов информационных технологий, продуктов и услуг, реализацию их на внутреннем рынке, а также обязать производителей обеспечивать необходимый уровень стандартов и качества.

Статья 30. Государственный учет и регистрация в сфере информатизации

1. Все объекты инфраструктуры информатизации, их информационные, материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы юридических лиц подлежат государственному учету и регистрации.

2. Органы государственной статистики устанавливают правила учета и анализа состояния информационной инфраструктуры государства.

3. Деятельность всех структур независимо от форм собственности в сфере информатизации учитывается в экономике Кыргызской Республики как подотрасль «Информатика» («Информационные услуги»).

Статья 31. Образование в сфере информатизации

1. В целях повышения информационной культуры населения и профессиональной подготовки специалистов в Кыргызской Республике устанавливается система всеобщего и непрерывного воспитания, образования и распространения знаний по информатике и компьютерной технике.

2. В программах школ независимо от их профиля и форм собственности должно предусматриваться преподавание основ информатики и компьютерной техники.

3. В программах начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений, а также организаций и учебных заведений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации, должно предусматриваться преподавание специальных курсов по информатике и компьютерной технике в соответствии с их профилем.

4. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и общественные объединения осуществляют распространение среди населения знаний, касающихся возможностей информатизации, информационных систем, технологий, использования информационных ресурсов, и информируют население о законодательстве в области информатизации.

Статья 32. Ограничение монополистической деятельности в сфере информатизации

1. Монополизация физическими и юридическими лицами Кыргызской Республики деятельности в сфере информатизации не допускается.

2. Дела по фактам монополизации в сфере информатизации рассматриваются в государственных антимонопольных органах Кыргызской Республики по собственной инициативе, по представлению органов государственной власти и управления, а также субъектов, права которых были нарушены в результате такой монополизации.

3. Правила добросовестной конкуренции распространяются на все формы деятельности в сфере информатизации.

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Статья 33. Международные отношения в сфере информатизации

1. Отношения в сфере информатизации между государствами устанавливаются на основе двусторонних и многосторонних соглашений, совместных научно-технических программ, договоров и обязательств юридических лиц по созданию единых, совместных, коллективных программно- и технически совместимых между собой информационных систем, а также по другим вопросам информатизации.

2. Международное сотрудничество в области информатизации осуществляется на основании международных договоров и соглашений.

Статья 34. Правовой режим международного информационного обмена и международного сотрудничества в области информатизации

Органы государственной власти и управления, юридические и физические лица вправе на основе договоров включать свои информационные системы в международные информационные сети.

Статья 35. Интеграция в международные информационные сети и системы

1. Включение информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом, в международные информационные сети допускается только после принятия необходимых мер защиты.

2. Несанкционированное включение информационных систем юридических и физических лиц в информационные сети, а равно и получение из них информации влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормами международного права.

3. Защита информации при международном обмене осуществляется в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

2. Поручить Правительству Кыргызской Республики:

  • привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты;
  • представить в Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;
  • принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.
Президент Кыргызской Республики А.АКАЕВ
гор.Бишкек, Дом Правительства 8 октября 1999 года №107
(Перевод с киргизского)

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^