Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Закон Грузии от 29 октября 1996 г. N 455-Iс

«О государственной тайне»

В редакции законов: «О внесении дополнений в Закон Грузии «О государственной тайне»« от 4 марта 1998 года № 1276-IIс и «О внесении дополнений в Закон Грузии «О государственной тайне»« от 19 марта 1999 года № 1853-IIс.

Исходя из информационного суверенитета Грузии и общепризнанных международных принципов в сфере информации, настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с отнесением информации к государственной тайне, её засекречиванием и защитой в целях соблюдения жизненно важных интересов страны в сферах обороны, экономики, внешних сношений, разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Использованные в Законе понятия

1. Государственная тайна – вид информации, охватывающий сведения, содержащие государственную тайну в сферах обороны, экономики, внешних сношений, разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение или утрата которых может нанести ущерб суверенитету, конституционному строю, политическим и экономическим интересам Грузии и которые в порядке, установленном настоящим Законом, признаны государственной тайной и подлежат государственной защите.

2. Степень секретности – категория, характеризующая важность информации, возможный ущерб вследствие её разглашения или утраты, степень ограничения доступа к ней и уровень её защиты государством.

3. Система защиты государственной тайны – средства и методы защиты государственной тайны, используемые органами защиты государственной тайны, а также осуществляемые в этих целях мероприятия.

4. Засекречивание – установленные настоящим Законом ограничения доступа и распространения сведений, содержащих государственную тайну.

5. Рассекречивание – снятие установленных настоящим Законом ограничений доступа и распространения сведений, отнесенных к государственной тайне.

6. Носитель информации, содержащей государственную тайну, – документ или другого рода материальный предмет, включающий информацию, признанную государственной тайной.

7. Допуск к государственной тайне – выданное государственному органу, физическому или юридическому лицу разрешение на выполнение работ с использованием информации, содержащей государственную тайну.

8. Право ознакомления с информацией, содержащей государственную тайну, – предоставляемая должностным лицом лицу, имеющему допуск к государственной тайне, возможность ознакомления с материалами, содержащими государственную тайну.

9. Гриф секретности – реквизит, удостоверяющий степень секретности информации, содержащей государственную тайну.

10. Средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства защиты информации, содержащей государственную тайну.

Статья 2. Законодательство Грузии о государственной тайне

1. Законодательство Грузии о государственной тайне состоит из настоящего Закона и других нормативных актов.

2. Действие законодательства Грузии о государственной тайне не распространяется на отношения, связанные с соблюдением коммерческой или банковской тайны, финансовой, научно-технической, изобретательской и другого вида секретной информации, если эта информация одновременно не является государственной тайной.

Статья 3. Государственная политика в отношении государственной тайны

1. Государственную политику в отношении государственной тайны как составную часть политики обеспечения суверенитета, обороны и национальной безопасности Грузии разрабатывает Парламент Грузии.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления Грузии обеспечивают проведение этой политики в пределах компетенции, предоставленной им законодательством.

3. Специально уполномоченным органом исполнительной власти Грузии, обеспечивающим организационные мероприятия по защите государственной тайны, является Государственная инспекция по защите государственной тайны.

4. Министерство государственной безопасности Грузии является органом исполнительной власти, осуществляющим мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны и контролирующим их выполнение.

5. Государственный департамент разведки Грузии – учреждение исполнительной власти, осуществляющее мероприятия по обеспечению соблюдения режима государственной тайны расположенными за пределами Грузии дипломатическими представительствами, организациями и находящимися в командировке лицами Грузии, по роду своей деятельности связанными с информацией, содержащей государственную тайну.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти по отнесению информации к государственной тайне и защите тайны

1. Парламент Грузии:

а) обеспечивает законодательное регулирование защиты информации, содержащей государственную тайну;

б) осуществляет парламентский контроль за исполнением законодательства Грузии и международных договоров о государственной тайне;

в) определяет полномочия должностных лиц Аппарата Парламента, обеспечивающих защиту государственной тайны в Парламенте;

г) в пределах своей компетенции решает иные вопросы отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

2. Президент Грузии:

а) утверждает Порядок отнесения информации к государственной тайне и её защиты;

б) утверждает Положение и структуру Государственной инспекции по защите государственной тайны, назначает на должность и освобождает от должности начальника Государственной инспекции по защите государственной тайны;

в) утверждает Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

г) утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению конкретной информации к государственной тайне;

д) утверждает Перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать разрешение на доступ к государственной тайне;

е) определяет полномочия должностных лиц Государственной канцелярии, обеспечивающих защиту государственной тайны в Государственной канцелярии;

ж) решает в пределах своей компетенции иные вопросы отнесения сведений к государственной тайне и их защиты в соответствии с настоящим Законом.

з) правомочен по предложению Группы доверия Парламента Грузии снять гриф государственной тайны с представленной Группой доверия информации, имеющей степень государственной тайны.

3. Совет национальной безопасности Грузии:

а) разрабатывает и представляет Президенту на утверждение:

  • порядок отнесения информации к государственной тайне и её защиты;
  • перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне;
  • список должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению конкретных сведений к государственной тайне;
  • список должностных лиц, уполномоченных выдавать разрешения на доступ к государственной тайне;

б) осуществляет организацию разработки и выполнения государственных программ в сфере защиты государственной тайны.

4. Центральные и местные органы управления исполнительной власти Грузии и их руководители:

а) обеспечивают защиту переданной им информации, содержащей государственную тайну;

б) обеспечивают в соответствии с законодательством Грузии защиту государственной тайны на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях;

в) представляют высшим органам государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Судебная власть:

а) рассматривает уголовные и гражданские дела в случаях нарушения законодательства Грузии – о государственной тайне;

б) обеспечивает соблюдение государственной тайны при рассмотрении дел;

в) определяет размер ущерба, причиненного в результате распространения или утраты информации, содержащей государственную тайну, а также размер ущерба, нанесенного разглашением этих сведений собственнику информации;

г) определяет полномочия должностных лиц судебной власти по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Статья 5. Осуществление права собственности на информацию, отнесенную к государственной тайне, и её носители

1. Собственник информации, отнесенной к государственной тайне, или её материальных носителей осуществляет свое право собственности с учетом ограничений, установленных настоящим Законом.

2. Порядок и условия защиты государственной тайны, включая установление специального режима пользования и распоряжения информацией, отнесенной к государственной тайне, и её носителями, определяются в соответствии с настоящим Законом договором, заключенным между собственником информации или её носителей и Государственной инспекцией по защите государственной тайны.

3. Если указанные в договоре ограничения права собственности на информацию, отнесенную к государственной тайне, и её носители наносят ущерб их собственнику, полная компенсация этого ущерба производится за счет государства, включая доходы, не полученные собственником.

4. Если собственник информации, отнесенной к государственной тайне, или её носителей отказывается от заключения договора о защите государственной тайны или нарушает его, по решению суда эта информация или её носители могут быть изъяты и переданы в собственность государства. В таком случае размер компенсации определяется судом.

Статья 6. Финансирование мероприятий по отнесению информации к государственной тайне, её засекречиванию и защите

1. Финансирование мероприятий по отнесению информации к государственной тайне, её засекречиванию и защите осуществляется в государственных органах, организациях, учреждениях и на казенных предприятиях за счет соответствующих бюджетов.

2. Меры по защите находящейся в частной собственности информации, отнесенной к государственной тайне, принимаются на основе договора, предусмотренного статьей 5 настоящего Закона.

3. Мероприятия по отнесению информации к государственной тайне, её засекречиванию и защите в соответствии с законодательством Грузии на неказенном предприятии финансируются на основе договора, заключенного между предприятием и заказчиком на выполнение работ, связанных с государственной тайной.

Глава II. Отнесение информации к государственной тайне

Статья 7. Информация, которая может быть отнесена к государственной тайне

К государственной тайне может быть отнесена только следующая информация:

1. В сфере обороны:

а) содержащая стратегические и оперативные планы, документы, отражающие подготовку и проведение военных операций, по вопросам стратегического и оперативного перемещения войск, их мобилизации, боевой готовности и использования мобилизационных ресурсов;

б) о целевых программах развития вооружения и боевой техники, а также о научно-исследовательских и конструкторских работах, касающихся разработки новых видов вооружения, боевой техники и оборонных технологий;

в) о режиме, структуре и составе особо охраняемых военных объектов и объектов гражданской обороны.

2. В сфере экономики о:

а) мобилизационных планах и мощностях народного хозяйства, запасах и объемах поставок стратегического сырья и материалов военного назначения, а также размещении и объемах государственных и мобилизационных резервов;

б) системе и режиме охраны транспорта, связи, других отраслей и объектов инфраструктуры страны в интересах обеспечения их безопасности;

в) конкретных видах государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей, входящих в монетарную группу общего золотого запаса, операциях, связанных с изготовлением, хранением, защитой и предотвращением подделки денежных знаков и ценных бумаг, их обращением, обменом или изъятием из обращения.

3. В сфере внешних сношений:

а) о внешней политике и внешнеэкономических отношениях Грузии, преждевременное разглашение которых может нанести ущерб государственным интересам;

б) по вопросам военного, научно-технического и иного сотрудничества с иностранными государствами, если разглашение сведений может нанести ущерб интересам Грузии.

4. В сфере разведки, государственной безопасности и охраны правопорядка о:

а) планах организации, средствах материально-технического обеспечения, формах, методах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также финансировании конкретных программ; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших в вышеуказанных сферах на конфиденциальной основе с соответствующими органами Грузии, осуществляющими такую деятельность;

б) режиме охраны определенных в соответствии с Законом Грузии «О специальной службе государственной охраны» высших должностных лиц государства, административных зданий и правительственных резиденций;

в) системе правительственной и специальной связи;

г) разработке и использовании государственных шифров, научно-исследовательской работе в сфере криптографии.

Статья 8. Информация, не считающаяся государственной тайной

1. Запрещается относить к государственной тайне любые сведения, могущие ущемить или ограничить основные права и свободы человека, нанести ущерб здоровью и безопасности населения.

2. Не могут быть отнесены к государственной тайне нормативные акты, кроме актов министерств обороны и государственной безопасности, государственных департаментов разведки и охраны Государственной границы и Специальной службы государственной охраны, регулирующих их внутреннюю деятельность непосредственно с точки зрения государственной обороны и безопасности, а также международные договоры и соглашения.

3. Не могут быть отнесены к государственной тайне карты, за исключением специальных карт военного назначения.

4. Не может быть отнесена к государственной тайне следующая информация о:

а) стихийных бедствиях, катастрофах и других чрезвычайных событиях, угрожающих безопасности граждан, которые уже произошли или могут произойти;

б) состоянии окружающей среды и здоровья населения, его жизненном уровне, включая медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, образовании и культуре населения;

в) коррупции, незаконных деяниях должностных лиц и криминогенной ситуации;

г) привилегиях, компенсациях и льготах, устанавливаемых государством для граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций;

д) Государственном валютном фонде и общем золотом запасе;

е) состоянии здоровья высших должностных лиц государственной власти.

Статья 9. Порядок отнесения информации к государственной тайне

1. Обоснование необходимости отнесения информации к государственной тайне с учетом важности этих сведений возлагается на орган государственной власти, а также на предприятия, учреждения и организации, разработавшие или получившие эти сведения на рассмотрение и(или) хранение.

2. Вопрос отнесения информации к государственной тайне решается руководящим лицом государственного органа, наделенным соответствующими полномочиями согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 4 настоящего Закона.

Статья 10. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, готовит к опубликованию и публикует в официальных государственных изданиях Государственная инспекция по защите государственной тайны.

2. Изменения и дополнения в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, публикуются в месячный срок после принятия Президентом Грузии соответствующего решения.

3. Государственная инспекция по защите государственной тайны не реже одного раза в пять лет официально публикует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

4. Если в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, внесена информация, не отвечающая требованиям, предусмотренным статьей 7 настоящего Закона, или нарушающая установленный порядок отнесения информации к государственной тайне, заинтересованные лица правомочны в установленном законодательством порядке обжаловать это решение в суде.

Статья 11. Понижение степени секретности и отмена решения об отнесении к государственной тайне

Понижение степени секретности и отмена решения об отнесении к государственной тайне осуществляются путем отмены или изменения решения об отнесении к государственной тайне в связи с истечением сроков действия этого решения или на основании решения суда в случае, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона, и оформляются Государственной инспекцией по защите государственной тайны путем внесения соответствующего изменения в перечень секретных сведений.

Глава III Засекречивание информации

Статья 12. Принципы засекречивания информации

1. Засекречивание информации осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

2. Законность засекречивания информации определяется на основании статей 7 и 8 настоящего Закона и в порядке, установленном законодательством Грузии.

3. Обоснованность засекречивания информации определяется на основании экспертной оценки конкретного материала с учетом жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

4. Принцип своевременности засекречивания информации определяется ограничением распространения этой информации с момента её получения (разработки).

Статья 13. Степень секретности и гриф секретности информации

1. Засекречивание информации, отнесенной к государственной тайне, осуществляется путем присвоения соответствующему документу, изделию или иному материальному носителю информации грифа секретности.

2. Гриф секретности является обязательным реквизитом каждого материального носителя информации, отнесенной к государственной тайне. Он должен обозначать степень секретности этой информации («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»), сроки засекречивания информации и сведения о должностном лице, проставившем указанный гриф.

3. К сведениям, для которых устанавливается степень секретности «особой важности», относятся сведения, распространение или утрата которых может существенно повлиять на интересы Грузии в сферах обороны, государственной безопасности, экономики и политики, повлечь особо тяжкие последствия.

4. К сведениям, для которых устанавливается степень секретности «совершенно секретно», относится информация, распространение или утрата которой может повлечь тяжкие последствия для обороны, государственной безопасности, экономических и политических интересов Грузии, а также для интересов лиц, определенных под- пунктом «а» пункта 4 статьи 7 настоящего Закона.

5. К сведениям, для которых устанавливается степень секретности «секретно», относится информация, распространение которой может отрицательно повлиять на оборону, государственную безопасность, экономические и политические интересы.

6. Если гриф секретности невозможно нанести непосредственно на материальный носитель информации, он должен быть указан в сопроводительных документах.

7. Запрещается проставлять грифы секретности, предусмотренные настоящим Законом, на носителях информации, защищенная в которых тайная или конфиденциальная информация другого вида не составляет государственной тайны.

8. Список должностных лиц, имеющих право присваивать носителям информации гриф секретности, утверждается руководителями предприятий, учреждений или организаций, занимающихся деятельностью, связанной с государственной тайной.

9. По истечении установленных сроков засекречивания информации и в случае понижения степени секретности информации или отмены решения об отнесении её к государственной тайне должностные лица, осуществляющие засекречивание информации, обязаны обеспечить изменение грифа секретности или рассекречивание информации.

Статья 14. Срок засекречивания информации

1. Срок засекречивания информации зависит от степени её секретности. Для информации «особой важности» он составляет не более 20 лет, для информации «совершенно секретно» – не более 10 лет, для информации «секретно» – не более 5 лет.

2. Отсчет срока засекречивания начинается с даты присвоения носителю информации грифа секретности.

3. Президент Грузии по истечении срока засекречивания информации в особых случаях вправе продлить срок засекречивания.

4. Независимо от степени тайности информации Президент Грузии правомочен по предложению Группы доверия Парламента Грузии до срока, предусмотренного пунктом первым настоящей статьи, снять гриф государственной тайны с представленной Группой доверия информации, имеющей степень государственной тайны.

Статья 15. Порядок засекречивания сведений, содержащих государственную тайну

1. Основанием для засекречивания сведений, т. е. присвоения документам и другим материальным объектам грифа секретности, является их соответствие Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне.

2. Если невозможно идентифицировать полученные (разработанные) сведения со сведениями, включенными в действующий Перечень, руководитель государственного органа, учреждения, ведомства и предприятия обязан обеспечить предварительное засекречивание полученных сведений с учетом предполагаемой степени секретности и в недельный срок переслать Совету национальной безопасности свои предложения. Совет национальной безопасности в месячный срок производит экспертную оценку поступивших предложений и представляет Президенту на утверждение предложение о внесении изменения в действующий Перечень.

Статья 16. Обжалование необоснованного засекречивания информации

1. Граждане и юридические лица правомочны обратиться к должностному лицу, присваивающему носителю информации гриф секретности, с мотивированным предложением о рассекречивании этой информации, которое должно быть рассмотрено в обязательном порядке. Указанное должностное лицо в месячный срок должно дать гражданину или юридическому лицу обоснованный ответ в письменной форме.

2. Решение о засекречивании информации может быть обжаловано в суде.

Глава IV. Рассекречивание секретной информации

Статья 17. Основание для рассекречивания секретной информации

1. Основанием для снятия грифа секретности со сведений является:

а) взятие на себя Грузией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составлявшими ранее государственную тайну;

б) изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составлявших государственную тайну, более не является необходимой;

в) истечение установленного срока.

г) представление Группы доверия Парламента Грузии Президенту Грузии о снятии грифа государственной тайны с конкретной информации.

2. Государственные органы, осуществляющие засекречивание, обязаны ежегодно пересматривать данные о засекречивании сведений, с тем чтобы в связи с конкретной ситуацией оценить необходимость секретности сведений.

Статья 18. Порядок рассекречивания государственной секретной информации

1. Рассекречивание государственной секретной информации производится не позднее сроков, на которые были засекречены сведения. Рассекречивание секретной информации осуществляет Государственный архивный департамент, если он наделен такими полномочиями организацией – собственником государственной тайны или её правопреемником. Если Государственный архивный департамент такими полномочиями не наделен или если эта организация упразднена, вопрос рассекречивания решает Государственная инспекция по защите государственной тайны.

2. В случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта первого статьи 17 настоящего Закона, правом рассекречивания информации, содержащей государственную тайну, обладает Государственная инспекция по защите государственной тайны.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта первого статьи 17 настоящего Закона, предложение о рассекречивании информации, содержащей государственную тайну, Совету национальной безопасности предоставляет соответствующий орган, наделенный правом отнесения информации к государственной тайне. Совет национальной безопасности принимает решение в месячный срок после получения предложения.

4. Президент Грузии правомочен по предложению Группы доверия Парламента Грузии снять гриф государственной тайны с представленной Группой доверия информации, имеющей любую степень государственной тайны.

Статья 19. Право органов государственной власти, физических и юридических лиц обращаться с запросами о рассекречивании информации

1. Органы государственной власти, физические и юридические лица Грузии вправе обратиться в органы государственной власти, а также на предприятия, в учреждения и организации (в том числе в государственные архивы) с запросами о рассекречивании информации, отнесенной к государственной тайне.

2. Органы государственной власти, а также предприятия, учреждения, организации (в том числе государственные архивы), получившие такой запрос, обязаны в месячный срок рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны рассекречивать эти сведения, то в недельный срок после поступления запроса он передается в орган государственной власти, обладающий таким правом, либо – в Государственную инспекцию по защите государственной тайны. Мотивированный ответ на запрос должен быть дан в месячный срок.

3. Уклонение должностного лица от рассмотрения запроса по существу влечет дисциплинарную и(или) административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат немедленному рассекречиванию.

5. В случае признания судом необоснованности засекречивания сведений полная компенсация ущерба, причиненного физическим или юридическим лицам, производится за счет государства, включая доходы, не полученные собственником. Размеры компенсации в соответствии с действующим законодательством определяет суд.

Глава V. Распоряжение сведениями, содержащими государственную тайну

Статья 20. Выдача предприятию, учреждению и организации разрешения на деятельность, связанную с государственной тайной

1. Право заниматься деятельностью, связанной с государственной тайной, предприятию, учреждению и организации предоставляется Министерством Государственной безопасности Грузии путем оформления соответствующего разрешения.

2. Порядок и условия выдачи такого разрешения определяются Порядком отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

Статья 21. Выдача сведений, содержащих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

1. Орган государственной власти, предприятие, учреждение, организация выдают сведения, содержащие государственную тайну, с санкции должностных лиц государственной власти, определенных подпунктами «г» и «д» пункта второго статьи 4 настоящего Закона.

2. Орган государственной власти, предприятие, учреждение и организация, получившие сведения, содержащие государственную тайну, обязаны создать все условия для защиты государственной тайны. Должностные лица несут персональную ответственность за обеспечение защиты сведений, содержащих государственную тайну.

3. При передаче сведений, содержащих государственную тайну, должны соблюдаться требования статьи 20 настоящего Закона.

Глава VI. Защита государственной тайны

Статья 22. Суть защиты государственной тайны

1. Защита государственной тайны включает совокупность организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических и оперативных мер, целью которых является предупреждение разглашения информации, содержащей государственную тайну.

2. Осуществление этих мероприятий в соответствии со своей компетенцией на договорной основе обеспечивает собственник государственной тайны.

Статья 23. Основные организационно-правовые меры защиты государственной тайны

В целях защиты государственной тайны устанавливаются:

1. Единые требования к изготовлению, пользованию, хранению, передаче, транспортировке и учету материальных носителей информации, отнесенной к государственной тайне.

2. Условия и порядок выдачи разрешений предприятиям, учреждениям и организациям деятельность, которых связана с государственной тайной.

3. Особый режим деятельности (режим секретности) вышеуказанных предприятий, учреждений и организаций.

4. Специальный порядок допуска граждан к государственной тайне.

5. Ограничения по опубликованию, передаче другому государству или распространению иным путем информации, содержащей государственную тайну.

6. Специальный порядок выполнения судебных, надзорных, контрольно-ревизионных и других функций органами государственной власти в отношении предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной.

7. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.

Статья 24. Единые требования к носителям информации, содержащей государственную тайну, и их хранению

Единые требования к изготовлению, пользованию, обеспечению сохранности, передаче, транспортировке и учету носителей государственной секретной информации устанавливаются Порядком отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

Статья 25. Особый режим деятельности предприятий, учреждений и организаций

Особый режим деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с государственной тайной (режим секретности), определяется Порядком отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

Статья 26. Допуск к государственной тайне

1. Допуск к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Грузии, достигшим 18-летнего возраста, которым ознакомление с информацией, содержащей государственную тайну, необходимо для своей служебной или научно-исследовательской деятельности.

2. Решение о допуске к секретной информации принимают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в которых осуществляются работы или хранятся носители сведений, связанных с такой информацией, и которые правомочны выдавать допуск к государственной тайне.

3. В высших органах государственной власти, охрану которых в соответствии с Законом Грузии «О Специальной службе государственной охраны» осуществляет Специальная служба государственной охраны, решение о допуске к секретной информации на основании заключения начальника службы принимают руководители этих органов.

4. Отказ в предоставлении гражданину Грузии допуска к секретной информации возможен лишь при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом первым настоящей статьи.

5. Иностранным гражданам и лицам без гражданства допуск к государственной тайне предоставляется на основании международных договоров и соглашений или письменного распоряжения Президента Грузии.

6. Предоставление допуска предусматривает:

а) проверку лица для допуска к государственной тайне;

б) принятие лицом на себя обязательств по сохранению доверенной ему государственной тайны;

в) письменное согласие лица на предусмотренные законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;

г) ознакомление лица с нормами ответственности за нарушение Закона о государственной тайне.

7. Формы допуска к необходимой лицу информации устанавливаются в зависимости от степени её секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»).

8. Решение о допуске лица к государственной тайне принимается не позднее 5 дней после окончания его проверки.

Статья 27. Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне

Допуск к государственной тайне не выдается, если:

1) лицо не представило обоснования необходимости работы с информацией, содержащей государственную тайну;

2) в процессе проверки лица для выдачи ему допуска к государственной тайне были выявлены факты его содействия противоправной деятельности иностранных государств и организаций или участия в объединениях граждан, деятельность которых запрещена в судебном порядке или они занимаются запрещенной Законом деятельностью, либо выявлены факты невыполнения лицом, принятых обязательств по сохранению доверенной ему государственной тайны;

3) лицо отказывается принять обязательство по сохранению доверенной ему государственной тайны или дать согласие на предусмотренные Законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;

4) лицо имеет судимость за установленные законом особо тяжкие преступления, направленные против государства;

5) лицо признано судом недееспособным или на основании медицинского заключения не может быть допущено к государственной тайне. Такие заболевания определяются Министерством здравоохранения Грузии и Государственной инспекцией по защите государственной тайны согласно утвержденному Перечню;

6) лицо в процессе оформления допуска умышленно сообщило о себе недостоверные сведения.

Статья 28. Проверка лица для выдачи ему допуска к государственной тайне

1. Проверку лиц для выдачи им допуска к государственной тайне осуществляет Министерство государственной безопасности Грузии в месячный срок в порядке, установленном Законом Грузии «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими законодательными актами.

2. Во время проверки выясняется наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами «а», «б» и «г» статьи 27 настоящего Закона.

3. Учет заключения, выданного органом, осуществляющим проверку, является обязательным для должностных лиц, уполномоченных принимать решение о выдаче допуска к государственной тайне.

Статья 29. Обжалование отказа в предоставлении допуска к государственной тайне

1. Должностные лица, уполномоченные принимать решения о предоставлении допуска к государственной тайне, обязаны сообщить заявителям в письменной форме причины и основания отказа в выдаче допуска.

2. Лицо вправе обжаловать отказ в суде.

Статья 30. Прекращение допуска к государственной тайне

1. Прекращение допуска к государственной тайне возможно в случае возникновения или выявления обстоятельств, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона.

2. По просьбе лица допуск его к государственной тайне прекращается в трехдневный срок с обращения о прекращении допуска.

3. Решение о прекращении допуска принимает должностное лицо, уполномоченное принимать решение о выдаче допуска. Лицо вправе обжаловать отказ в суде.

Статья 31. Ознакомление с информацией, содержащей государственную тайну

1. Ознакомление с информацией, содержащей государственную тайну, осуществляется согласно приказу руководителя предприятия, учреждения или организации, где хранятся носители сведений, связанных с такой информацией.

2. Граждане иностранных государств и лица без гражданства допускаются к государственной тайне на основании статьи 26 настоящего Закона. В отношении них действуют те же правила, что и в отношении граждан Грузии.

Статья 32. Обязанности допущенного к государственной тайне лица по сохранению государственной тайны

Лицо, допущенное к государственной тайне, обязано:

1) не разглашать государственной тайны, которая ему было доверена или стала известна при исполнении служебных обязанностей;

2) выполнять требования режима секретности, установленного в соответствии со статьей 25 настоящего Закона;

3) сообщать должностным лицам, предоставившим ему допуск к государственной тайне, об обстоятельствах, препятствующих сохранению доверенной ему государственной тайны.

Статья 33. Ограничение на опубликование информации, содержащей государственную тайну, в печати и других средствах массовой информации

1. При подготовке материалов для опубликования в печати и других средствах массовой информации, распространения или вывоза за границу предприятия, учреждения, организации и физические лица в целях защиты информации, содержащей государственную тайну, обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона.

2. Надзор за последствиями разглашения государственной тайны в печати и других средствах массовой информации осуществляется Государственной инспекцией по защите государственной тайны.

3. Не допускается предварительный контроль за разглашением государственной тайны в печати и других средствах массовой информации.

Статья 34. Ограничения по передаче государственной тайны другому государству

Передача другому государству информации или носителя информации, составляющей государственную тайну или предварительно засекреченной в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона, до принятия решения об отнесении её к государственной тайне, возможна только на основании ратифицированных Парламентом Грузии международного договора и соглашения либо мотивированного распоряжения Президента Грузии.

Статья 35. Инженерно-технические меры защиты государственной тайны

1. В целях технической защиты информации предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, обязаны использовать защищенные средства соблюдения, обработки, передачи и хранения информации и технические устройства, сертифицированные на соответствие нормативами технической защищенности.

2. Предприятия, учреждения и организации вправе создавать и производить системы и средства обеспечения технической защиты государственной тайны, выполнять работы по их обслуживанию и технической защите, а также прекращать обслуживание только с разрешения Министерства государственной безопасности Грузии.

3. Правила сертификации и лицензирования, предусмотренные настоящей статьей, определяются Порядком отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

Статья 36. Криптографические меры защиты государственной тайны

Криптографические меры защиты государственной тайны определяются Порядком отнесения информации к государственной тайне и её защиты.

Статья 37. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

1. Руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны установить постоянный контроль за обеспечением защиты государственной тайны.

2. Предприятия, учреждения и организации, которые на основании договоров передают физическим или юридическим лицам сведения, содержащие государственную тайну, вправе контролировать состояние защиты переданной ими государственной тайны.

3. Государственные органы, которым предоставлено право решать вопрос о доступности конкретной информации, содержащей государственную тайну, обязаны контролировать состояние защиты государственной тайны на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, выполняющих соответствующие работы, связанные с государственной тайной, или хранящих носители такой информации.

4. Министерство государственной безопасности Грузии обязано контролировать состояние защиты государственной тайны во всех органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях, организациях и на предприятиях, получивших право на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.

5. Правом контролировать обеспечения защиты информации, отнесенной к государственной тайне, являющейся собственностью физических и негосударственных юридических лиц, обладает Министерство государственной безопасности Грузии, если имеется аргументированное основание того, что имеют место факты нарушения настоящего Закона. Подобное действие Министерства государственной безопасности Грузии может быть обжаловано в суде.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне

Статья 38. Ответственность за нарушение Закона «О государственной тайне»

1. На лицо, нарушившее обязательства по соблюдению государственной тайны, определенные статьей 32 настоящего Закона, или не соблюдающее ограничения по передаче государственной тайны другому государству, возлагается ответственность, определенная законом.

2. На должностных лиц и государственных служащих, которые:

а) засекречивают информацию, предусмотренную статьей 8 настоящего Закона;

б) необоснованно засекречивают информацию;

в) присваивают гриф секретности носителям информации, не составляющей или более не составляющей государственной тайны;

г) нарушают требования выдачи допуска к государственной тайне, установленные статьей 26 настоящего Закона;

д) нарушают требования статьи 19 настоящего Закона;

е) нарушают обязательства по соблюдению государственной тайны;

ж) не соблюдают ограничений по передаче государственной тайны другим государствам, определенных статьей 34 настоящего Закона;

з) не осуществляют контроля за защитой государственной тайны, - возлагается установленная Законом ответственность.

3. Вопрос ответственности лица, разгласившего информацию, отнесенную к государственной тайне, которая в соответствии с настоящим Законом не подлежала отнесению к государственной тайне, может рассматриваться только после установления законности секретности информации, и если её секретность признана незаконной, ответственность на лицо не возлагается.

4. Разглашение государственной тайны лицом, которое не знало и не должно было знать, что эта информация относится к государственной тайне, преступлением не считается.

5. Если государственная тайна разглашена через средства массовой информации, и тем самым нанесен существенный ущерб государственной безопасности и международным отношениям Грузии либо создана угроза жизни людей, установленная Законом ответственность возлагается на ответственного редактора (лицо, ответственное за выпуск).

6. Опубликование через средства массовой информации сведений, относящихся к государственной тайне, разглашение которых имеет значение для охраны общественной безопасности или которые были опубликованы ранее, преступлением не считается.

Президент Грузии
Эдуард Шеварднадзе
 
Тбилиси
29 октября 1996 года
N455-Iс
(Опубликовано: «Парламентис уцкебани», 21 ноября 1996 года, NN 27-28/4)
(Перевод с грузинского)

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^