Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Комментарий к Закону Украины от 22 мая 2003 г. N 851-IV

«Об электронной цифровой подписи» и «Об электронных документах и электронном документообороте»

Комментарий к Закону Украины «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронных документах и электронном документообороте»

22 мая 2003 года Президент Украины подписал Закон Украины N851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Закон Украины «Об электронной цифровой подписи». Предлагаем Вашему вниманию анализ положений указанных Законов.

1. Когда вступают в силу

Оба Закона опубликованы в «Голосе Украины» 27 июня 2003 года (N119), однако Закон «Об электронной цифровой подписи» вступает в силу с 1 января 2004 года, а Закон «Об электронных документах и электронном документообороте» – через шесть месяцев со дня опубликования (т.е. с 27 декабря 2003 года).

2. Зачем нужна электронная подпись?

Термин «электронная подпись» является новым для экономического и правового поля Украины. Отношения, связанные с применением электронной подписи, безусловно, имеют юридическую окраску (например, использование электронной подписи при заключении договоров), и потому нуждаются в отдельном правовом регулировании на уровне Закона.

Электронная подпись по своей сути преследует единственную цель – идентификацию лица, которое подписывает данные в электронном виде. Применение электронной подписи предоставляет субъектам хозяйствования ряд новых возможностей при заключении, изменении и прекращении договоров. Кроме этого, отныне (с 01.01.2004 года) любой документ можно будет переслать по удобному каналу связи, заверив его электронной подписью.

3. Где будет применяться электронная подпись?

Электронная подпись предназначена для обеспечения деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой с использованием электронных документов. Использовать ее смогут как юридические лица всех форм собственности, так и физические лица (в том числе и предприниматели), так и органы государственной власти и управления.

Электронная подпись рассматривается как обязательный реквизит электронного документа, который используется для идентификации автора. Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

Электронный документооборот включает в себя создание, обработку, отправку, передачу, получение, сохранение, использование и уничтожение электронных документов.

4. Как отправлять электронный документ?

Отправка и передача электронных документов осуществляется автором или посредником в электронной форме с помощью средств связи (например, по электронной почте) или путем отправки электронного носителя, на котором записан документ (например, отправка CD-диска, на котором записаны документы, курьером).

Датой и временем отправки электронного документа считаются дата и время, когда отправка электронного документа не может быть отменена лицом, его отправившим. В случае отправки электронного документа путем пересылки его на электронном носителе, датой и временем отправки считается дата и время сдачи его для пересылки. При этом автор адресат могут в письменной форме предусмотреть, что будет считаться датой и временем отправки электронного документа.

Юридическая сила электронного документа не может отрицаться исключительно из-за того, что он имеет электронную форму. Кроме этого, как следует из содержания ст.8 Закона N851-IV, электронный документ теперь может рассматриваться в судебном процессе в качестве доказательства.

Законом предусмотрены случаи, когда электронный документ не может быть применен как оригинал:

  • при оформлении свидетельства о праве на наследство;
  • в случае, когда документ может существовать только в одном оригинальном экземпляре;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

В Законе «Об электронных документах» (ст.8) также упоминается и о возможности нотариального удостоверения гражданско-правового соглашения, заключенного путем создания электронного документа. Это же касается и возможности нотариального удостоверения подлинности электронной цифровой подписи. Однако детально эта процедура ни в первом, ни во втором законе не прописана.

5. Как хранить электронный документ?

Физические и юридические лица должны хранить электронные документы на электронных носителях информации в форме, дающей возможность проверить их целостность на этих носителях. Проверка целостности электронного документа осуществляется путем проверки электронной цифровой подписи.

Срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должен быть не меньше срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге.

При хранении электронных документов обязательно соблюдение следующих требований:

  • информация, содержащаяся в электронных документах, должна быть доступной для ее дальнейшего использования;
  • должна быть обеспечена возможность восстановления документа в том формате, в котором он был создан или получен;
  • в случае наличия должна сохраняться информация, дающая возможность установить происхождение и назначение электронного документа, а также дату и время его отправки и получения.

6. Когда можно будет применять электронную подпись?

Нельзя не отметить, что применения электронной подписи с 1 января 2004 года станет возможным лишь при условии разработки Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины нормативно-правовых актов, предусмотренных Законом N851-IV и Законом N852-IV. В частности, КМУ надлежит определить, какой же орган власти будет являться «центральным удостоверяющим», а какой – «контролирующим». Кабмину надлежит также определить правовой статус аккредитованного центра сертификации ключей, разработав соответствующее положение. Если чиновники проявят заинтересованность в этом вопросе, то с нового года мы сможем ощутить преимущества в использовании электронного документооборота в повседневной деятельности.

Таким образом, с 1 января 2004 года в Украине появятся электронные документы, правовой статус которых установлен специальным Законом. На наш взгляд, основным положительным моментом появления электронного документооборота является возможность сдачи всевозможных отчетов в органы государственной власти и управления в электронном виде, что избавит предпринимателей от многочисленных очередей и других неудобств, связанных с выездом на «место».


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^