Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Указ Мэра Москвы от 13 февраля 2006 г. 11-УМ.

communiware item 188355

Указ Мэра Москвы 13 февраля 2006 г. 11-УМ

"О методических правилах подготовки проектов законов города Москвы" (фрагмент)

В соответствии с п.8 постановления Правительства Москвы от 19 апреля

2005 г. 238-ПП "О совершенствовании законотворческой деятельности

органов исполнительной власти города Москвы", в целях повышения качества

подготовки проектов законов города Москвы:

1. Утвердить методические правила подготовки проектов законов города

Москвы (далее - методические правила), согласно приложению к настоящему

указу..

2. Органам исполнительной власти города Москвы руководствоваться

методическими правилами при подготовке проектов законов города Москвы.

3. Рекомендовать субъектам законодательной инициативы в целях

обеспечения единства требований, предъявляемых к оформлению проектов

законов города Москвы, использовать методические правила в своей

деятельности.

4. Признать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 11 августа

2003 г. 305-РМ "О методических правилах подготовки проектов законов

города Москвы".

5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя

Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение

к указу Мэра Москвы

от 13 февраля 2006 г. 11-УМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Настоящие методические правила разработаны в целях совер

шенствования работы по подготовке проектов законов города Москвы

(далее - проект закона).

1. Общие положения

1.1. Законы города Москвы - это нормативные правовые акты

города Москвы высшей юридической силы. Законы города Москвы регу

лируют наиболее значимые и стабильные общественные отношения.

1.2. Проект закона должен соответствовать Конституции Рос-

сийской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города

Москвы, а в части оформления - Закону города Москвы от 14 декаб-

ря 2001 года 70 "О законах города Москвы и постановлениях Мос-

ковской городской Думы".

1.3. Проект закона может быть оформлен в виде:

- проекта нового закона;

- проекта закона о внесении изменений в действующий закон

города Москвы;

- проекта закона о признании утратившим силу действующего

закона города Москвы.

1.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в слу-

чаях, когда:

- требуется законодательное регулирование отношений, не уре-

гулированных или недостаточно урегулированных нормативными право-

выми актами;

- закон города Москвы, регулирующий данные отношения, утра-

тил силу;

- общественные отношения, урегулированные подзаконным нор-

мативным правовым актом или несколькими подзаконными нормативны-

ми правовыми актами, необходимо урегулировать законом города

Москвы;

- имеется несколько законов города Москвы по данному вопро-

су, которые необходимо объединить;

- необходимо внести изменения в положения действующего за-

кона города Москвы, составляющие более половины его текста. При

этом возможно сохранение прежнего названия закона города Москвы.

В таком случае ранее действовавший и вновь принятый законы города

Москвы будут различаться по дате принятия и номеру.

В установленных случаях разработчики проекта закона готовят

его концепцию. Концепция проекта закона оформляется в соответс-

твии с примерной структурой (приложение 1).

1.5. Подготовка проекта закона о внесении изменений в дейс-

твующий закон города Москвы осуществляется в случаях, когда не-

обходимо:

- изменить редакцию преамбулы, структурного элемента (здесь

и далее под структурным элементом понимается: глава, статья, часть,

пункт, подпункт закона города Москвы), абзаца, предложения, заме-

нить слова, цифры;

- дополнить закон города Москвы преамбулой, структурным эле-

ментом, предложением, словами, цифрами;

- признать утратившим силу структурный элемент, абзац, исклю-

чить предложение, слова, цифры.

Внесение изменений в действующий закон города Москвы путем

изложения его в новой редакции не допускается.

1.6. Подготовка проекта закона о признании утратившим силу

действующего закона города Москвы осуществляется в случаях, ког-

да:

- закон города Москвы противоречит федеральному законода-

тельству, Уставу города Москвы;

- необходимо устранить ситуацию, при которой несколько зако-

нов города Москвы по-разному регулируют одни и те же общественные

отношения;

- отпала необходимость в законодательном регулировании дан-

ных общественных отношений.

2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту

проекта закона

2.1. Текст проекта закона излагается преимущественно в ут-

вердительной форме с использованием глаголов в настоящем време-

ни с соблюдением официально-делового стиля языка и юридической

терминологии. Предложения строятся в соответствии с общеприняты-

ми правилами русского языка.

Нормы проекта закона должны быть изложены лаконично, ясно и

доступно для понимания. Включение декларативных положений в про-

ект закона недопустимо.

2.2. В проекте закона используются понятия, которые были

применены в основных для этой отрасли федеральных законах, Уста-

ве города Москвы, законах города Москвы.

При использовании в проекте закона понятий, которые отсутс-

твуют в федеральном законодательстве и законодательстве города

Москвы, а также технических и других специальных понятий необхо-

димо давать их определения. Понятия, используемые в тексте про-

екта закона, должны быть ясными и однозначными, не допускающими

двойного толкования. При определении понятий в проекте закона

используются общепонятные слова и словосочетания. Понятия упо-

требляются в проекте закона единообразно и только в одном значе-

нии в соответствии с общепринятой терминологией.

Определение понятия должно полностью раскрывать его соде-

ржание. Не допускается определение понятия через это же понятие,

а также использование в определении понятий, которые сами нужда-

ются в определении. Не требуется давать в законе определения об-

щеупотребляемых понятий (например, таких как "автобус", "дом" и

т.п.). Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания,

появившиеся в языке) и профессионализмы (понятия, применяемые в

узких сферах деятельности человека) используются без их опреде-

ления в проекте закона только в случае, если они общеприняты.

2.3. Определения наиболее важных понятий, многократно упо-

требляемых в проекте закона и являющихся общими для всех его

норм, целесообразно указывать в отдельной статье.

Например:

"Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные

понятия:

1) природный объект - естественная экологическая система,

природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои

природные свойства;

2) природно-антропогенный объект - природный объект, изме-

ненный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или)

объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного

объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для

обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойс-

твами природных объектов;...".

Не следует давать определения понятий, не применяемых в даль-

нейшем в проекте закона.

2.4. В тексте проекта закона не допускается употребление:

- форм разговорной речи;

- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и

понятий в русском языке;

- неоднозначных словосочетаний, рассуждений, восклицаний или

призывов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных

сравнений, эпитетов, метафор;

- аббревиатур и сокращений (за исключением использования их

в приложениях к проекту закона).

Например:

вместо сокращения "и т.д." следует писать "и так далее";

вместо "г. Москва" необходимо писать "город Москва";

вместо "РФ" следует писать "Российская Федерация".

2.5. В проекте закона не используются такие слова, как:

"обычно", "нередко", "в случае необходимости", "только", "исклю-

чительно", "по возможности", а также иные слова, которые могут

привести к неоднозначной трактовке положений закона города Мос-

квы.

2.6. Особое внимание необходимо обращать на употребление

прописных и строчных букв в текстах проектов законов.

В частности:

- с прописной буквы пишется слово "Федеральный" в названиях

конкретных федеральных конституционных законов, федеральных зако-

нов, слово "Закон" - в названиях законов Российской Федерации,

законов города Москвы, а также в словосочетании "настоящий Закон",

используемом как отсылочная норма внутри текста закона города Мос-

квы.

Например:

"Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года

1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральный закон 30 декабря 2004 года 218-ФЗ "О кредит-

ных историях";

Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года 2003-1

"О налогах на имущество физических лиц";

Закон города Москвы от 26 января 2005 года 3 "О государс-

твенной гражданской службе города Москвы";

"в соответствии с настоящим Законом";

- со строчной буквы пишутся словосочетания "федеральный конс-

титуционный закон", "федеральный закон", "федеральные законы",

"закон города Москвы" без названия, а также словосочетание "проект

закона города Москвы".

Наименования органов государственной власти и должностных

лиц города Москвы следует писать так, как они указаны в Уставе

города Москвы.

Например:

"Мэр Москвы";

"Московская городская Дума";

"Правительство Москвы".

2.7. В проектах законов необходимо избегать дублирования

норм, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных пра-

вовых актах Российской Федерации, а также законах города Москвы,

за исключением случаев, когда воспроизведение положений данных

актов обусловлено необходимостью последовательного и системного

изложения норм в проекте закона.

2.8. При определении в законе города Москвы полномочий Мэра

Москвы, Московской городской Думы, Правительства Москвы следует

исходить соответственно из федерального законодательства, Устава

города Москвы и Закона города Москвы от 26 февраля 1997 года 5

"О Правительстве Москвы". Если таких полномочий несколько (более

трех), то включение их в текст проекта закона возможно отдельной

статьей.

Нецелесообразно устанавливать в проекте закона отдельной

статьей полномочия иных органов исполнительной власти, поскольку

это относится к компетенции Правительства Москвы.

Полномочия органов местного самоуправления в городе Москве,

устанавливаемые в законе города Москвы, должны соответствовать

вопросам местного значения, установленным Законом города Москвы

от 6 ноября 2002 года 56 "Об организации местного самоуправле-

ния в городе Москве".

В проект закона не допускается включение норм, являющихся

предметом правового регулирования законов города Москвы о бюдже-

те города Москвы на очередной год, например, норм, предусматри-

вающих создание целевых бюджетных фондов, определяющих направле-

ния расходования бюджетных средств и т.д.

2.9. В проекте закона не допускается установление обязанно-

стей для федеральных органов государственной власти, а также на-

деление их какими-либо полномочиями.

2.10. При перечислении условий, все из которых должны быть

выполнены, не допускается использование союза "или" ("либо").

При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь

одного, не допускается использование союза "и".

2.11. Количественные и порядковые числительные до девяти

включительно обозначаются буквенным способом, от 10 и выше - циф-

ровым способом с использованием арабских цифр.

Например:

"Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его

официального опубликования";

"...не позднее чем за пять дней до начала заседания".

Порядковые числительные, обозначаемые цифрами, требуют добав-

ления через дефис падежного окончания.

Например:

"...не позднее 10-го дня месяца".

Числительные, образованные с добавлением элемента "-кратный",

пишутся слитно.

Например:

"восьмикратный";

"в пятикратном размере".

Дробные числительные в тексте проекта закона предпочтительнее

обозначать буквенным способом.

Например:

"Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, ес-

ли ее состав сформирован не менее чем на две трети от устано-

вленного состава".

При указании процентов, технических данных в таблицах и диа-

граммах применяется цифровой способ. Знак процента обозначается

словом.

Например:

"в размере 14 процентов".

Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.

Например:

"...0,5 процента";

"...14,5 года".

Денежные суммы обозначаются цифровым способом.

Например:

"300 рублей".

Размер штрафа в положениях, устанавливающих вид администра-

тивного наказания, указывается буквенным способом.

Например:

"...влечет наложение административного штрафа в размере од-

ного минимального размера оплаты труда".

Даты оформляются следующим способом: однозначные числа, обоз-

начающие дни, не включают ноль перед цифрой. Полного написания

требует название месяца (исключение допускается в таблицах). Год

обозначается четырехзначным числом.

Например:

"Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года";

"Федеральный закон от 6 октября 1999 года 184-ФЗ".

3. Обобщенные понятия, употребляемые в проектах законов

3.1. В проекте закона недопустимо упоминание конкретного

органа исполнительной власти, за исключением случаев, предусмот-

ренных федеральным законодательством или законодательством горо-

да Москвы. Вместо конкретных наименований органов исполнительной

власти следует использовать такие формулировки:

"уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы";

"уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в

сфере образования".

Федеральные органы власти обозначаются с применением следую-

щих словосочетаний:

"федеральные органы государственной власти";

"федеральные органы исполнительной власти".

3.2. Если в тексте проекта закона неоднократно употребляет-

ся то или иное понятие, выражаемое словосочетанием, то оно дает-

ся полностью в той норме, где использовано впервые. При этом в

скобках в именительном падеже указывается сокращенное обозначе-

ние, которым данное понятие обозначается в последующих положени-

ях проекта закона.

Например:

"Устав города Москвы (далее - Устав)".

3.3. При первом упоминании в тексте проекта закона федера-

льных законов, законов города Москвы приводятся дата принятия,

номер и название акта.

Например:

"В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999

года 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации".

3.4. При неоднократном упоминании в тексте проекта закона

федеральных законов, законов города Москвы допустимо в дальней-

шем ограничиться только названием закона, не указывая его номер

и дату принятия.

Например:

"Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской

Федерации".

3.5. При упоминании в тексте проекта закона Конституции

Российской Федерации, кодексов Российской Федерации, Устава го-

рода Москвы дата их принятия и другие реквизиты не приводятся.

Например:

"Конституция Российской Федерации";

"Трудовой кодекс Российской Федерации";

"Устав города Москвы".

3.6. При необходимости указать в проекте закона на всю со-

вокупность федеральных нормативных правовых актов, следует испо-

льзовать выражение "федеральные законы и иные нормативные право-

вые акты Российской Федерации".

Если указывается на всю совокупность нормативных правовых

актов города Москвы, то используется выражение "законы и иные

нормативные правовые акты города Москвы".

В случае, если необходимо сослаться на всю совокупность фе-

деральных нормативных правовых актов и нормативных правовых ак-

тов города Москвы, то используется выражение "федеральные законы

и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и

иные нормативные правовые акты города Москвы".

Такие понятия, как "законодательство", "действующее законо-

дательство", "законодательство Российской Федерации", "законода-

тельство Российской Федерации и города Москвы" в качестве ссылки

на совокупность нормативных правовых актов не применяются.

При необходимости сделать ссылку общего характера на феде-

ральные законы используются понятия "федеральные законы" либо

"федеральное законодательство".

При необходимости сделать ссылку общего характера на законы

города Москвы используются понятия "законы города Москвы" либо

"законодательство города Москвы".

При этом в проекте закона необходимо соблюдать единообразие

в применении данных понятий.

4. Применение ссылок в проектах законов

4.1. Ссылки в структурных элементах проекта закона на дру-

гие его структурные элементы, а также на федеральные законы,

иные законы города Москвы, их отдельные положения используются в

случаях, если необходимо показать взаимную связь указанных норм

либо избежать повторений.

Например:

"Условия служебного контракта могут быть изменены только в

письменной форме и по соглашению сторон, за исключением случаев,

предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Закона.".

4.2. Ссылка на закон города Москвы или его структурный эле-

мент дается с использованием слова "настоящий".

Например:

"в соответствии с требованиями настоящего Закона";

"указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона".

4.3. При ссылке в тексте проекта закона на структурный эле-

мент федерального закона, закона города Москвы указывается кон-

кретный структурный элемент, начиная с наименьшего.

При этом глава, статья, часть обозначаются арабскими цифрами,

пункты и подпункты обозначаются строчными буквами русского алфави-

та или арабскими цифрами.

Например:

"...увольнение с гражданской службы по основаниям, предус-

мотренным пунктом 2, подпунктами "а"-"г" пункта 3, пунктами 5 и

6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года

79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федера-

ции";

"...в соответствии с главой 8...".

Части статьи, не имеющие нумерации, а также абзацы при ссылке

на них в тексте проекта закона обозначаются словами. При этом

первым считается тот абзац, с которого начинается часть, пункт или

подпункт, в составе которого он находится.

Например:

"в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 1";

"согласно части четвертой статьи 17".

4.4. Не допускаются ссылки:

- на норму, которая в свою очередь отсылает к другой норме;

- на конкретные (с указанием реквизитов и названия) под-

законные правовые акты Российской Федерации, подзаконные пра-

вовые акты города Москвы.

4.5. Рекомендуется вместо ссылки на конкретный федеральный

закон, закон города Москвы использовать ссылки общего характера

с указанием сферы регулирования.

Например:

"в соответствии с законодательством города Москвы о госу-

дарственной гражданской службе";

"федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос-

сийской Федерации об экологическом контроле".

5. Структура и оформление проекта закона

5.1. Проект закона оформляется в соответствии с требовани-

ями Закона города Москвы "О законах города Москвы и постановле-

ниях Московской городской Думы".

При внесении проекта закона в Московскую городскую Думу под

текстом проекта закона ставятся ознакомительные визы полномочно-

го представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе и нача-

льника Государственно-правового управления Аппарата Московской

городской Думы.

Титульный лист проекта закона оформляется согласно приложе-

нию 2 к настоящим методическим правилам.

5.2. Название проекта закона должно точно и по возможности

кратко отражать предмет его правового регулирования и основное со-

держание.

5.3. Положения проекта закона должны быть логически связаны

между собой. Текст проекта закона, как правило, излагается в сле-

дующей последовательности:

- преамбула;

- общие положения (раскрываются основные принципы правового

регулирования, указывается на правовую основу регулирования дан-

ных общественных отношений, дается определение используемых по-

нятий, если они не определены в федеральном законодательстве и за-

конодательстве города Москвы, и др.);

- изложение конкретных правовых норм по регулируемому во-

просу;

- определение ответственности за нарушение установленных норм

(при необходимости);

- заключительные и переходные положения (статьи о вступле-

нии закона города Москвы в силу; приведении иных нормативных

правовых актов в соответствие с вновь принятым законом города

Москвы; сохранении в силе некоторых норм ранее действовавшего

закона города Москвы; признании законов города Москвы или их от-

дельных положений утратившими силу в связи с принятием данного

закона города Москвы).

5.4. Проект закона имеет преамбулу - вступительную часть,

содержащую информацию о предмете его правового регулирования (т.е.

о тех общественных отношениях, которые данный закон города Москвы

будет регулировать).

Преамбула не нумеруется, не делится на части, пункты, под-

пункты и не должна содержать определения используемых в проекте

закона понятий. В преамбуле не даются ссылки на федеральные за-

коны, законы города Москвы или иные правовые акты. Включение пра-

вовых норм в преамбулу не допускается.

Например:

"Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользо-

вания и застройки в городе Москве, устанавливает градостроитель-

ные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охра-

ны земель в городе Москве и контроля за их использованием, поря-

док осуществления городом Москвой полномочий по управлению и

распоряжению находящимися в собственности города Москвы землями

в городе Москве, а также устанавливает общие принципы платы за

использование земель в городе Москве.".

5.5. Закон города Москвы состоит из статей, которые являют-

ся основными структурными элементами закона города Москвы и со-

держат правовые нормы. Не допускается объединение в одной статье

не связанных между собой норм.

Названия статей должны быть лаконичными и четко сформулиро-

ванными, отражать их содержание.

Названия статей оформляются следующим образом:

"Статья 1. Основные понятия"

"Статья 19. Понятие и стороны служебного контракта"

5.6. Статья подразделяется на части. Часть статьи обознача-

ется арабской цифрой (арабскими цифрами) с точкой.

Например:

"Статья 2. Законодательство города Москвы в области комплек-

сного природопользования

1. Законодательство города Москвы в области комплексного

природопользования основывается на положениях Конституции Рос-

сийской Федерации, федерального законодательства в области охра-

ны окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настояще-

го Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных

правовых актов города Москвы.

2. Действие настоящего Закона распространяется на природо-

пользователей независимо от форм собственности и ведомственной

принадлежности, осуществляющих на территории города Москвы ком-

плексное природопользование.".

Часть, являющаяся единственной в данной статье, не нумерует-

ся.

Например:

"Статья 15. Реестр общих условий комплексного природопользо-

вания

Реестр общих условий комплексного природопользования пред-

ставляет собой свод данных о природном потенциале территории,

фоновом состоянии окружающей среды, об установленных общих усло-

виях комплексного природопользования, а также включает иные дан-

ные, предусмотренные Положением о Реестре.".

Часть может состоять из пунктов, пункт может включать в се-

бя подпункты. Пункты и подпункты обозначаются арабскими цифрами

или буквами русского алфавита с круглой скобкой. В случае боль-

шого количества пунктов, подпунктов целесообразно использовать

для их обозначения цифры.

Например:

"Статья 37. Председатель Московской городской Думы и его за-

местители

1. Московская городская Дума избирает из числа депутатов

тайным голосованием Председателя Московской городской Думы и его

заместителей. Срок полномочий и порядок избрания Председателя

Московской городской Думы и его заместителей устанавливаются Ре-

гламентом Московской городской Думы.

2. Председатель Московской городской Думы:

1) отвечает за подготовку заседаний Московской городской

Думы;

2) ведет заседания Московской городской Думы, осуществляя

предусмотренные Регламентом Московской городской Думы полномочия

председательствующего;

3) созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;

4) подписывает постановления, заявления, обращения и другие

документы Московской городской Думы;

5) выполняет представительские функции;

6) выполняет иные функции в соответствии с федеральными зако-

нами, законами и иными нормативными правовыми актами города

Москвы.

3. В отсутствие Председателя Московской городской Думы его

функции выполняет один из заместителей Председателя Московской го-

родской Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом

Московской городской Думы. По поручению Московской городской Думы

или ее Председателя заместители Председателя Московской городской

Думы могут выполнять иные функции.".

Использование дефисов для обозначения структурных элементов

проекта закона не допускается.

5.7. Объемный и сложный по своему построению проект закона

может делиться на главы.

Глава - структурный элемент, объединяющий статьи закона горо-

да Москвы, связанные между собой общим содержанием. Главы обозна-

чаются арабскими цифрами, после которых ставится точка, и долж-

ны иметь названия, которые пишутся строчными буквами и размещают-

ся по центру. Точка после названия не ставится.

Например:

"Глава 1. Общие положения"

Названия глав закона города Москвы должны быть лаконичными,

четко сформулированными и отражать их содержание.

5.8. В статье о вступлении в силу употребляется словосочета-

ние "вступление в силу". Не следует употреблять словосочетание

"введение в действие", а также иные аналогичные словосочетания.

Например:

"Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи-

циального опубликования.";

"Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.".

5.9. Проектом закона может предусматриваться признание утра-

тившими силу:

1) закона города Москвы в целом. При этом указывается как сам

закон города Москвы, так и все законы города Москвы, которыми вно-

сились изменения в текст данного закона города Москвы;

2) структурных элементов, абзаца (абзацев) закона города

Москвы. При этом указывается как сам структурный элемент или абзац

закона города Москвы, так и все законы города Москвы либо их нор-

мы, которыми в текст данного структурного элемента или абзаца ра-

нее вносились изменения.

Для обозначения закона города Москвы, его структурного эле-

мента, абзаца, который признается утратившим силу, используется

выражение "признать утратившим силу".

При обозначении закона города Москвы, который подлежит приз-

нанию утратившим силу, приводится дата его принятия, номер и наз-

вание.

При перечислении в статье законов города Москвы, подлежащих

признанию утратившими силу, они располагаются в хронологическом

порядке. В пределах одной и той же даты законы города Москвы рас-

полагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрас-

тающем порядке.

Например:

"Статья 62. Признание утратившими силу некоторых законов го-

рода Москвы

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего

Закона:

1) Закон города Москвы от 29 октября 1997 года 43 "О госу-

дарственной службе города Москвы";

2) Закон города Москвы от 13 сентября 2000 года 29 "О поощ-

рении государственных служащих города Москвы";

3) Закон города Москвы от 13 сентября 2000 года 30 "О..."."

"Статья 2. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

2. Признать утратившими силу пункты 15 и 18 статьи 1 Закона

города Москвы от 14 июля 2004 года 48 "О внесении изменений и

дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года 48 "Об

особо охраняемых природных территориях в городе Москве"."

При необходимости установить в одной статье разные даты (сро-

ки), с которых законы города Москвы признаются утратившими силу,

статья подразделяется на части, формируемые в соответствии с датой

(сроком) утраты силы.

Например:

"Статья 5. Признание утратившими силу законов города Москвы

1. Признать утратившими силу со дня вступления в силу насто-

ящего Закона:

1) Закон города Москвы от ... ... "О ...";

2) Закон города Москвы от ... ... "О ...".

2. Признать утратившим силу с 1 января 2007 года:

1) Закон города Москвы от ... ... "О ...".".

5.10. Закон города Москвы или его структурный элемент не

признается утратившим силу, а отменяется в случае:

- если закон города Москвы или его структурный элемент еще не

вступил в силу, а необходимость в нем отпала;

- признания в установленном порядке закона города Москвы и

его структурного элемента не соответствующим Конституции Российс-

кой Федерации или недействующим со дня его принятия.

5.11. Если в проекте закона приводятся таблицы, графики, кар-

ты, схемы, перечни, то они должны оформляться в виде приложений, а

соответствующие статьи проекта закона должны иметь ссылки на эти

приложения.

Например:

"...согласно приложению 1 к настоящему Закону...";

"...в соответствии с приложениями 2-4 к настоящему Закону".

Приложения являются неотъемлемой частью закона города Москвы

и имеют ту же юридическую силу, что и сам закон города Москвы.

Приложения обозначаются арабскими цифрами без знака " ".

5.12. Приложение должно иметь заголовок и гриф, которые свя-

зывают его с основным текстом проекта закона. Указанные реквизиты

помещаются в правом верхнем углу приложения.

Например:

"Приложение ...

к проекту закона города Москвы

"Название"

Закон города Москвы имеет сквозную нумерацию страниц для ос-

новного текста закона и приложений к нему.

Приложение к проекту закона оформляется согласно приложениям

3, 4 к настоящим методическим правилам.

5.13. Если структурный элемент, абзац, подлежащий признанию

утратившим силу, содержит указание на приложение, то оно соответс-

твенно также считается утратившим силу. В таком случае указание на

приложение в статью о признании утратившими силу законов города

Москвы не включается.

В случае, если необходимо признать утратившим силу часть при-

ложения, то в статью о признании утратившими силу законов города

Москвы включаются только пункты приложения.

5.14. Не допускается включение в проект закона, имеющий са-

мостоятельный предмет правового регулирования, норм, вносящих из-

менения в иные законы города Москвы (за исключением случаев приз-

нания утратившими силу структурных элементов, абзацев закона горо-

да Москвы либо их отмены).

6. Особенности оформления проектов законов о внесении

изменений в законы города Москвы

и о признании утратившими силу

законов города Москвы

6.1. Внесением изменений в закон города Москвы считается:

- дополнение закона города Москвы преамбулой, структурными

элементами, приложениями, предложениями, словами, цифрами;

- замена слов, цифр;

- изложение в новой редакции преамбулы, структурного элемен-

та, абзаца, приложения, предложения;

- признание утратившим силу структурного элемента, абзаца,

приложения;

- исключение из закона города Москвы предложений, слов, цифр;

- приостановление или продление действия закона города Москвы

или его структурного элемента, абзаца.

6.2. Недопустимо вносить изменения в закон города Москвы пу-

тем внесения изменений в Закон города Москвы "О внесении изменений

в Закон города Москвы...".

Не допускается оформление изменений, вносимых в один закон

города Москвы, в виде приложений к другому закону города Москвы

(таблицы, графики, карты, схемы).

6.3. В названии проекта закона указываются дата принятия, но-

мер и название закона города Москвы, в который вносятся изменения.

При внесении изменений в одну или две (но не более) статьи закона

города Москвы в названии проекта закона рекомендуется указывать их

номера.

Например:

"О внесении изменений в статьи 6 и 8 Закона города Москвы от

31 мая 2000 года 15 "О мировых судьях в городе Москве";

"О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября

2002 года 48 "О транспортном налоге".

6.4. Внесение изменений одним законом города Москвы в нес-

колько законов города Москвы допускается, если данные законы горо-

да Москвы либо вносимые в них изменения связаны единой тематикой.

По тем же основаниям в одном законе города Москвы могут объеди-

няться нормы о признании утратившим силу одного закона города

Москвы и внесения изменений в другой закон города Москвы. В таких

случаях в названии проекта закона могут перечисляться изменяемые

или признаваемые утратившими силу законы города Москвы, если их не

более двух, либо в названии должна указываться общая тематика дан-

ных законов города Москвы или вносимых в них изменений.

Например:

"О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995

года 13-47 "Об территориальном делении города Москвы" и Закон

города Москвы от 15 октября 2003 года 59 "О наименованиях и гра-

ницах внутригородских муниципальных образований в городе Москве";

"О признании утратившим силу Закона города Москвы от 11 фев-

раля 1998 года 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве" и

внесении изменений в Закон города Москвы от 21 февраля 2001 года

6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Фе-

дерации отдельных законов города Москвы";

"О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в об-

ласти охраны окружающей среды";

"О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в свя-

зи с изменением Устава города Москвы".

6.5. Проекты законов о внесении изменений в законы города

Москвы не имеют преамбулы, глав и, как правило, названий статей.

В случае, когда проектом закона вносятся изменения в несколь-

ко законов города Москвы либо в одном проекте закона содержатся

нормы о внесении изменений в один закон города Москвы и признании

утратившим силу другого закона города Москвы, такие проекты зако-

нов имеют названия статей.

Например:

"Статья 1. О признании утратившим силу Закона города Москвы

от 11 февраля 1998 года 3 "Об оценочной деятельности в городе

Москве"

Признать утратившим силу Закон города Москвы от 11 февраля

1998 года 3 "Об оценочной деятельности в городе Москве".

Статья 2. О внесении изменений в Закон города Москвы от 21

февраля 2001 года 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным ко-

дексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы"

Признать утратившим силу пункт 18 статьи 1 Закона города

Москвы от 21 февраля 2001 года 6 "О приведении в соответствие с

Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города

Москвы"."

6.6. Статьи проекта закона о внесении изменений делятся на

части, каждая из которых содержит указания о внесении изменений в

определенную статью закона города Москвы. Части в свою очередь де-

лятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с круглой скобкой и

содержащие указания о внесении изменений в конкретные нормы данной

статьи закона города Москвы.

Например:

"Статья 1

1. В статье 8 слова "государственные должности государствен-

ной службы" заменить словами "должности государственной службы".

2. В статье 10:

1) пункты 3 и 9 части 1 исключить;

2) в пункте 6 части 1 слова "государственную пенсию" заменить

словом "пенсию";...".

6.7. Изменения, вносимые в каждый закон города Москвы, оформ-

ляются отдельными статьями. При этом их расположение производится

в хронологическом порядке по дате принятия изменяемых законов го-

рода Москвы.

Например:

"Статья 1. О внесении изменений в Закон города Москвы от 5

мая 1999 года 17 "О защите зеленых насаждений"

Статья 2. О внесении изменений в Закон города Москвы от 14

июля 1999 года 33 "Об ответственности за реализацию моторного

топлива, не соответствующего экологическим требованиям".

6.8. В случае если требуется значительно изменить текст пре-

амбулы, структурного элемента, абзаца, предложения, приложения,

целесообразно изложить их в новой редакции.

Например:

"Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Обжалование постановлений и определений по делам

об административных правонарушениях

Постановления и определения по делам об административных пра-

вонарушениях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, обжалу-

ются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об ад-

министративных правонарушениях.".".

6.9. Если нет необходимости полностью излагать изменяемые

структурные элементы, абзацы в новой редакции, в их текст вносятся

уточнения путем исключения, дополнения или замены отдельных слов,

цифр. При этом изменяемые структурные элементы или абзацы обозна-

чаются в соответствии с положениями пункта 4.3 настоящих методи-

ческих правил.

Например:

"Из части второй статьи 47 слова "группой депутатов" исклю-

чить";

"Часть 5 статьи 52 после слова "считать" дополнить словом

"соответственно";

"Второе предложение части третьей статьи 22 после слова

"обеспечивают" дополнить словами "...";

"Абзац второй пункта 3 части 1 статьи 5 после слова "порядок"

дополнить словом "государственной";

"В статье 2 слова "порядком избрания" заменить словами "по-

рядком назначения, избрания";

"В части 2 статьи 5 цифру "5" заменить цифрами "10".

6.10. Замена в законе города Москвы слов или словосочетаний в

обобщенной форме с использованием формулировки "в тексте" допуска-

ется в случае, когда данное изменение носит технический характер и

не влияет на общий смысл закона города Москвы. При этом если заме-

няемое слово или словосочетание употреблено в разных числах и

(или) падежах, то применяется следующая формулировка:

"В тексте Закона слова "государственные служащие" в соответс-

твующем падеже заменить словами "государственные гражданские слу-

жащие" в соответствующем падеже.";

"В названии и тексте статьи 21 слово "Товарищество" в соот-

ветствующих числе и падеже заменить словом "Объединение" в соот-

ветствующих числе и падеже.".

6.11. При внесении изменений в приложение к закону города

Москвы текст изменений включается в основной текст проекта закона,

а не является приложением к нему.

Например:

"Статья 1

1. ... ;

8. В приложении 5 пункт "е" изложить в следующей редак-

ции:...".

6.12. При дополнении закона города Москвы новым структурным

элементом ему присваивается двойной номер, состоящий из номера

предшествующего структурного элемента, точки и следующей за ней

единицы.

Например:

"3. Дополнить статьей 3.1 следующего содержания:...".

Если предшествующий структурный элемент имеет двойной номер,

то номер включаемого в текст структурного элемента образуется пу-

тем увеличения на единицу второй цифры номера.

Например:

"...дополнить статьей 11.2 следующего содержания:...";

"...дополнить статьей 11.3...".

6.13. Если новый структурный элемент является последним в за-

коне города Москвы, статье, части, пункте, то продолжается сущест-

вующая нумерация, а двойной номер данному структурному элементу не

присваивается. При этом указывается порядковый номер дополняемого

структурного элемента.

Например:

В дополняемом законе города Москвы:

"Статья 12. Исполнение и обжалование решений коллегиальных

органов

1. Решение коллегиального органа по делу об административном

правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государс-

твенной власти, органами местного самоуправления, должностными ли-

цами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

2. Постановление по делу об административном правонарушении,

а также определение об отказе в возбуждении дела об административ-

ном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом, обжалуются в

соответствии с правилами, установленными Кодексом Российской Феде-

рации об административных правонарушениях. Иные решения коллеги-

ального органа могут быть обжалованы в вышестоящий коллегиальный

орган.

3. Исполнение решений коллегиальных органов по делам об адми-

нистративных правонарушениях производится в соответствии с главами

31 и 32 Кодекса Российской Федерации об административных правона-

рушениях.".

В законе города Москвы "О внесении изменений в Закон города

Москвы ...":

"3. В статье 12:

1)...;

2) дополнить частью 4 следующего содержания:

"4. Решения коллегиального органа, не связанные с рассмот-

рением дел об административных правонарушениях, могут быть обжало-

ваны в вышестоящий коллегиальный орган.".".

6.14. При дополнении закона города Москвы статьей, находящей-

ся в конце или начале главы, указывается ее точное месторасположе-

ние со ссылкой на соответствующую главу закона города Москвы.

Например:

(в главе 1 имеется 14 статей)

"Главу 1 Закона дополнить статьей 14.1 следующего содержа-

ния..."

или

"Главу 2 Закона дополнить статьей 14.1 следующего содержа-

ния...".

6.15. В случае признания утратившими силу структурных элемен-

тов сохраняется прежняя нумерация оставшихся в тексте закона горо-

да Москвы структурных элементов.

6.16. В случае признания утратившими силу частей и абзацев,

не имеющих буквенного или цифрового обозначения, данные части и

абзацы в новой редакции закона города Москвы считаются с учетом

исключенных. Абзацы считаются с начала части, к которой они отно-

сятся.

6.17. Включение в текст вносимых изменений знаков препинания

обязательно.

Например:

"слова "частью 4 статьи 56," исключить";

"дополнить статью словами ", частью 1 статьи 57";

"в пункте 3 слова "и иных обязанных лиц" заменить словами

", налоговых агентов, их представителей".".

6.18. Текст вносимых изменений заключается в кавычки.

6.19. При подготовке проекта закона о признании утратившими

силу законов города Москвы следует руководствоваться положениями

пунктов 5.9, 5.10, 6.3, 6.4 настоящих методических правил. При

обозначении структурных элементов, абзацев, которые признаются ут-

ратившими силу, необходимо руководствоваться положениями пункта

4.3 настоящих методических правил.

7. Подготовка документов, прилагаемых к проекту закона

7.1. К проекту закона прилагаются:

- пояснительная записка;

- финансово-экономическое обоснование (если реализация закона

города Москвы потребует финансовых затрат из бюджета города

Москвы);

- перечень нормативных правовых актов, которые необходимо из-

менить или признать утратившими силу в связи с принятием закона

города Москвы, если таковые имеются;

- примерный перечень нормативных правовых актов, принятие ко-

торых необходимо в целях реализации закона города Москвы, с указа-

нием предполагаемых исполнителей.

По объемным проектам законов (содержащим более 20 статей) ре-

комендуется готовить оглавление. Оглавление не является частью

проекта закона.

К проекту закона также могут быть приложены иные документы,

включая заключения, отзывы и т.п.

7.2. Пояснительная записка должна содержать следующие сведе-

ния:

- социально-экономическое обоснование необходимости принятия

данного закона города Москвы, в том числе обстоятельства, повлек-

шие необходимость разработки проекта закона;

- правовое обоснование необходимости принятия данного закона

города Москвы, в том числе его предмет, цели, преследуемые разра-

ботчиками проекта закона, его основные положения, предполагаемое

место в системе законодательства города Москвы;

- прогноз последствий принятия данного закона города Москвы.

Пояснительная записка оформляется согласно приложению 5 к

настоящим методическим правилам.

7.3. Финансово-экономическое обоснование готовится в случае,

когда реализация закона города Москвы потребует финансовых затрат

из бюджета города Москвы. Оно должно основываться на тщательном

финансовом, экономическом, статистическом анализах и содержать

точные расчеты и сведения об источниках и объемах финансирования

реализации закона города Москвы на текущий и (или) последующие го-

ды.

Финансово-экономическое обоснование оформляется согласно при-

ложению 6 к настоящим методическим правилам.

В случае, если реализация закона города Москвы не потребует

финансовых затрат из средств бюджета города Москвы, об этом указы-

вается в пояснительной записке, а финансово-экономическое обосно-

вание не прилагается.

7.4. К проекту закона прилагается перечень нормативных право-

вых актов, которые необходимо изменить или признать утратившими

силу в связи с принятием закона города Москвы, если таковые имеют-

ся. Перечень оформляется согласно приложению 7 к настоящим методи-

ческим правилам.

В перечень включаются законы города Москвы, а также норматив-

ные правовые акты органов исполнительной власти. В перечне указы-

ваются:

- вид нормативного правового акта;

- дата принятия и регистрационный номер нормативного правого

акта;

- полное наименование нормативного правового акта.

В случае, если в связи с принятием закона города Москвы не-

обходимо и внесение изменений в нормативные правовые акты, и приз-

нание нормативных правовых актов утратившими силу, то перечень со-

ответственно состоит из двух списков: акты, в которые необходимо

внести изменения, и акты, которые необходимо признать утратившими

силу.

7.5. К проекту закона прилагается примерный перечень подза-

конных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в

целях реализации закона города Москвы, с указанием предмета регу-

лирования акта и предполагаемого исполнителя (орган исполнительной

власти). При этом точные наименования нормативных правовых актов

не устанавливаются.

Нормативные правовые акты в перечне располагаются по юриди-

ческой силе: сначала указы Мэра Москвы, затем постановления Прави-

тельства Москвы.

Перечень оформляется согласно приложению 8 к настоящим мето-

дическим правилам.

Приложение 1

к методическим правилам

КОНЦЕПЦИЯ

проекта закона города Москвы

"Название"

I. Современная ситуация в сфере...1

(излагается существующая ситуация в предполагаемой сфере регулиро-

вания, в том числе результаты анализа действующих в этой сфере за-

конов и иных нормативных правовых актов, обозначаются правовые

пробелы, противоречия в действующем законодательстве, а также на-

личие отдельных норм или правовых актов в целом, фактически утра-

тивших силу)

II. Цели, задачи и предмет регулирования закона города Москвы

"Название"

(излагаются основные цели, задачи и предмет регулирования пред-

полагаемого закона города Москвы, круг лиц, на которых будет рас-

пространяться его действие, их новые права и обязанности, а также

место будущего закона города Москвы в системе законодательства го-

рода Москвы)

III. Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы "Название"

(излагаются предполагаемые социально-экономические, правовые и

иные последствия реализации будущего закона города Москвы)

IV. Структура проекта закона города Москвы

"Название"

(излагается структура проекта закона с кратким содержанием его

глав и статей)

Редактор проекта:2

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Указанная структура концепции является примерной. Разработчик

проекта вправе указывать любую иную необходимую информацию.

2 Редактор проекта подписывает все страницы концепции проекта за-

кона, но данные реквизиты проставляются только на последней.

Приложение 2

к методическим правилам1

Проект

Внесен

(указать субъект

права законода-

тельной инициативы)

Название Закона

Текст Закона2

Редактор проекта:3

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

Полномочный представитель Мэра

Москвы в Московской городской Думе (виза) И.О. Фамилия

Начальник Государственно-правового управления

Аппарата Московской городской Думы (виза) И.О. Фамилия

----------------

1 Титульный лист проекта закона печатается на соответствующем

бланке.

2 Проект закона, пояснительная записка, а также финансово-экономи-

ческое обоснование, перечень нормативных правовых актов, которые

необходимо изменить или признать утратившими силу и перечень под-

законных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо

в целях реализации закона города Москвы, при внесении их в Мос-

ковскую городскую Думу оформляются одним файлом (тексты на магнит-

ном носителе создаются в текстовом редакторе WORD, в формате

*.rtf. Вид шрифта TIMES NEW ROMAN, размер - 14, интервал - точно

20, отступ первой строки - 1,27 см., параметры страницы: верхнее

поле - 2,5 см.; нижнее - 2 см.; левое - 2,5 см.; правое - 2 см.,

расстояние от края до колонтитула - 1 см.).

3 Редактор проекта подписывает все страницы проекта закона, но

данные реквизиты проставляются только на последней.

Приложение 3

к методическим правилам1

Приложение ...

к проекту закона города Москвы

"Название"

Название приложения

Текст приложения

Редактор проекта:2

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Если проект закона предусматривает наличие приложений.

2 Редактор проекта подписывает все страницы приложения к проекту

закона, но данные реквизиты проставляются только на последней.

Приложение 4

к методическим правилам1

(табличный вариант)

Приложение... к проекту закона города Москвы

"Название"

Название приложения

---

Редактор проекта:2

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Если проект закона предусматривает наличие приложений.

2 Редактор проекта подписывает все страницы приложения к проекту закона, но данные реквизиты проставля-

ются только на последней.

Приложение 5 к методическим правилам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона города Москвы "Название"

1. Социально-экономическое обоснование необходимости принятия

закона города Москвы (текст социально-экономического обоснования, включая изложе-

ние обстоятельств, повлекших необходимость разработки проекта за-

кона)

2. Правовое обоснование необходимости принятия закона города Москвы

(текст правового обоснования, включая предмет регулирования,

цели, преследуемые разработчиками проекта закона, его основные по-

ложения, предполагаемое место в системе законодательства города

Москвы)

3. Прогноз последствий принятия закона города Москвы

(излагаются предполагаемые социально-экономические, правовые

и иные последствия принятия закона города Москвы)

Редактор проекта:1

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Редактор проекта подписывает все страницы пояснительной запис-

ки, но данные реквизиты проставляются только на последней.

Приложение 6 к методическим правилам

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта закона города Москвы "Название"

Текст финансово-экономического обоснования

Редактор проекта:2

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Для проекта закона, реализация которого потребует финансовых

затрат из бюджета города Москвы.

2 Редактор проекта подписывает все страницы финансово-экономичес-

кого обоснования, но данные реквизиты проставляются только на пос-

ледней.

Приложение 7 к методическим правилам

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, которые необходимо изменить или признать утратившими силу в связи с принятием закона города Москвы "Название"

1. В случае принятия закона города Москвы "Название" необхо-

димо внести изменения в следующие правовые акты:

1)...

2)...

2. В случае принятия закона города Москвы "Название" необхо-

димо признать утратившими силу следующие правовые акты:

1)...

2)...

Редактор проекта:1

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Редактор проекта подписывает все страницы перечня, но данные

реквизиты проставляются только на последней.

Приложение 8 к методическим правилам

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, которые необходимо принять в целях реализации закона города Москвы "Название"

В целях реализации закона города Москвы "Название" необходимо принять следующие нормативные правовые акты:

1) указ Мэра Москвы о...

Исполнитель - ...

2) постановление Правительства Москвы о...

Исполнитель - ...

Редактор проекта:1

должность

И.О.Фамилия (подпись)

(номер телефона)

----------------

1 Редактор проекта подписывает все страницы перечня, но данные

реквизиты проставляются только на последней.


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^