Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Проект Об использовании информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Возможности обмена информацией в электронной цифровой форме посредством современных информационных технологий и сервисов сети Интернет общепризнанны и широко используются в гражданском обороте и не использовать их для целей государственного управления значит уменьшать эффективность последнего.

Цель придания данным способам информационного обмена специального статуса в суде очевидна – обеспечить своевременное рассмотрение дел в условиях широкого распространения услуг и средств связи и соответствующих информационных и коммуникационных технологий.

Для чего могут использоваться информационные технологии в судопроизводстве? Можно предположить следующие возможности:

1)   обеспечение уведомление лиц, участвующих в деле;

2)   доступ лиц, участвующих в деле, к судебным актам;

3)   оплата государственной пошлины;

4)   возбуждение дела в арбитражном суде;

5)   направление электронных доказательств;

6)   иные возможности (включая онлайновое рассмотрение дел).

Что необходимо для их реализации? Во-первых, технические возможности, затем, культура использования технологий и специальные нормы законодательства.

Технические возможности в Российский Федерации наличествуют, уровень распространения технологий среди юридических лиц и практикующих юристов в стране является довольно высоким.

В судах Российской Федерации, в частности, в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области давно и успешно внедряются технологии внутреннего электронного документооборота. Остается рассмотреть статус и определить возможности использования электронной почты и сети Интернет при организации электронного документооборота в современном арбитражном процессе.

Отношения в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и организованного на их основе электронного документооборота (ЭДО) в арбитражном процессе регулируются двумя основными отраслями – арбитражным процессуальным законодательством и информационным законодательством (законодательством в сфере информатизации).

В силу процесса реформирования и развития последнего в настоящий момент органам государственной власти и, в частности, арбитражным судам Российской Федерации приходится сталкиваться с отсутствием единого системного подхода к регулированию информационных отношений на базе ИКТ и ЭДО и неполнотой регулирования отношений по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти.

Тем не менее, действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ, Кодекс) содержит ряд норм, которые могут быть использованы для определения правового статуса и возможностей использования ИКТ и ЭДО в арбитражном судопроизводстве.

В АПК РФ предусмотрено несколько видов документооборота с использованием различных видов носителей информации. Несмотря на традиционное главенство классического бумажного документооборота, в случаях, не терпящих отлагательств, возможна организация документооборота посредством телефонограмм, телеграмм, по факсимильной связи, электронной почте или с использованием иных средств связи (ст.ст. 121, 122 АПК РФ).   Фактически, АПК РФ создал принципиальную возможность использования преимуществ ИКТ в арбитражном процессе и заложил основы для будущего института судебного ЭДО.

В п. 3 ст. 121 АПК РФ «Судебные извещения» указывается: «В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи».

Электронная почта в современном арбитражном процессе может быть использована при направлении извещений и судебных актов.

Наиболее подробно в АПК РФ раскрываются возможности использования сервиса электронной почты, когда лицами, участвующие в деле, указывают собственную электронную почту:

  • в исковом заявлении (ст. 125);
  • в заявлении об обеспечении иска (ст. 92);
  • в отзыве на исковое заявление (ст. 131);
  • в заявлении об отмене решения третейского суда (ст. 231);
  • в заявлении о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского (ст. 237);
  • заявлении о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ст. 242);
  • в апелляционной жалобе (ст. 260);
  • в кассационной жалобе (ст. 277);
  • в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ст. 294);
  • в заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 313).

Использование электронной почты в арбитражном процессе возможно только при согласии лиц, участвующим в нем, выраженном в предоставлении суду в письменной форме адреса электронной почты. При этом, соответствующее лицо должно осознавать процессуальные последствия осуществляемых им действий и фактически возлагать на себя обязательство читать и использовать электронную почту.

Во второй статье, определяющей основы электронного документооборота, – ст. 122 АПК РФ, определяется порядок направления арбитражным судом копий судебных актов:

«Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи» (п. 1).

Анализируя нормы закона, можно заключить, что в АПК РФ оставляет открытым ряд вопросов, решение которых сделало бы внедрение систему ЭДО безупречной с юридической точки зрения.

Предусмотренный в АПК РФ электронный документооборот является, по сути, односторонним, в силу отсутствия возможности направления в адрес суда информации лицами, участвующими в деле, по собственной инициативе.

Во-первых, не совсем ясно, является ли указание электронной почты возложением лица обязанности принимать сообщения суда.

Во-вторых, отсутствие указания электронной почты другими участниками процесса, теоретически, может поставить участников в неравноправное положение.

В-третьих, неясно, что считать достаточным подтверждением получения сообщения, посланного судом по электронной почте, и неясно, когда лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом.

П. 3 ст. 122 АПК РФ утверждает, что в случае, если копия судебного акта направляется по электронной почте, на копии переданного текста, остающейся в арбитражном суде, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего. Хотя в ст. 121 АПК РФ применительно к судебным извещениям не содержится аналогичного требования, можно утверждать, что реализация указанного в п. 3 ст. 122 АПК РФ условия в целям обеспечения надлежащего извещения является обязательной.

Согласно п. 2 ст. 123 АПК РФ:

«Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:

1)   адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован;

2)   несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;

3)   копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.»

В силу специфики технологий электронной почты это означает, что если судебное извещение или копия судебного акта, посланные по электронной почте, получено провайдером (оператором связи) или организацией, осуществляющими техническую поддержку электронной почты адресата, направлено адресату, но при этом адресат не прочитал данное сообщение, то названное лицо следует считать извещенным надлежащим образом.

Существенным аспектом для всего документооборота с использованием электронной почты является обязательная возможность доступа к достоверной технической информации о передаче электронного сообщения, которая должна предоставляться лицами, осуществляющими техническую поддержку электронной почты или оказывающими соответствующие услуги связи участников ЭДО – участников процесса и арбитражного суда.

Обязательный мониторинг данной информации, включая данные об ошибках доставки электронных сообщений, позволит участникам ЭДО определить факт и время доставки информации.

В сфере ЭДО на базе электронной почты также нельзя исключать сбои при передаче данных и периоды временной неработоспособности технического оборудования и программного обеспечения, поэтому, в силу важности электронного документооборота для обеспечения арбитражного процесса возможно предусмотреть особые технические условия отправки и подтверждения получения сообщений электронной почты.

Таким образом, если ставить сейчас задачу по организации ЭДО с использованием электронной почты, то необходимо:

  • ориентироваться на добровольность лиц, изъявивших желание ее использовать;
  • принятие судом обязательств по поддержке ЭДО и разработка специальной системы ЭДО с надлежащей фиксацией всех существенных фактов информационного обмена.

Возможно, что сейчас, до освоения соответствующих механизмов и новых норм закона, имеет смысл временно придать электронному документообороту с использованием электронной почты статус вспомогательного, когда все сообщения электронной почты буду дублироваться действиями в сфере классического бумажного документооборота.

Для определения путей и средств возможного использования ИКТ и ЭДО в судопроизводстве рассмотрим обширный иностранный опыт – последнее десятилетие в мире активно происходит внедрение ИТ и систем ЭДО в судопроизводство. Одним из лидеров в данной сфере выступают США.

Согласно положениям гражданско-процессуального законодательства США
http://judiciary.house.gov/media/pdfs/printers/108th/civil2004.pdf(1) общим порядком подачи заявлений в суд является направление документов на бумажных носителях в канцелярию суда. Однако судам предоставлено право в своих регламентах определять правила подачи документов с использованием электронных средств, которые должны отвечать техническим стандартам, определяемым Конференцией Судей США (Rule 5(e)).


(1) Federal Rules of Civil Procedure, December 31, 2004

Направление судебных извещений сторонам и материалов дела сторонами друг другу может осуществляться с использованием электронных средств, в частности, по электронной почте при наличии согласия стороны на получение документов таким способом (Rule 5(b)(2)(D)). При этом, направление документов таким образом не будет считаться действительным, если направляющая сторона узнает, что документы не дошли до получателя (Rule 5(b)(3)).

В связи с прямым разрешением в процессуальном законодательстве на организацию представления и обмена документами в электронной форме и с принятием соответствующих законов штатов и актов судебной власти было разработано ряд специализированных информационно-правовых систем, предназначенных для организации электронного документооборота в рамках судебного разбирательства.

Сейчас в США активно идет процесс внедрения глобальной системы Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF)(2). Данная система позволяет интегрировать системы внутреннего документооборота судов с возможностью взаимодействия с участниками процесса через Интернет.


(2) http://www.uscourts.gov/cmecf/cmecf_about.html.

К марту 2006 года установка системы была практически завершена в окружных судах и судах, занимающихся рассмотрением дел о банкротствах. К указанному моменту в системе было заведено 26 миллионов дел и более 200 000 лиц имели возможность участвовать в ЭДО с помощью сети Интернет.

CM/ECF реализует принцип минимальных требований к аппаратному и программному обеспечению, а также обеспечивает публикацию судебных актов в сети Интернет. В рамках данной системы документы предварительно подготавливаются в форме электронных файлов в установленном формате, затем пользователь осуществляет доступ по паролю, который выдается судом, к информационной системе суда, вводит необходимую информацию о деле и загружает файлы в систему суда. После получения файлов информационной системой суда автоматически генерируются уведомление отправителю документов и другим лицам, участвующим в деле.

Немаловажен тот факт, что использование CM/ECF, которая функционирует круглосуточно, при направлении электронных документов в суд не требует от пользователей каких-либо дополнительных затрат по сравнению с направлением документов на бумажных носителях. 

Доступ к информации о делах в системе CM/ECF осуществляется через специальную программу Public Access to Court Electronic Records (PACER). Участники процесса получают возможность получать одну бесплатную электронную копию документа, за доступ к дополнительным копиям взимается установленная судом плата, величина которой не должна препятствовать обеспечению доступа к судебной информации.

Существенный объем полномочий в сфере организации ЭДО в судопроизводстве передан самой судебной системе и судебному сообществу.

Так, в 2001 года на Конференции Судей США рассматривались вопросы конфиденциальности и публичном доступе к электронным документам судов http://www.uscourts.gov/judconf/sept01proc.pdf(3). В числе общих принципов было постановлено создание единой национальной политики для федеральных судов в целях обеспечения равного уровня защиты конфиденциальной информации и условий доступа к судебным документам. Было решено, что документы по гражданским делам (за исключением дел в области социальной защиты), по делам о банкротстве, а также апелляционное производство по этим категориям дел, должны быть доступны в электронной форме в том же объеме, в котором доступ к ним допускается в помещениях судов. При этом участники процесса должны следить за тем, чтобы персональные данные, позволяющие идентифицировать личность, использовались в измененном или сокращенном виде.


(3) REPORT OF THE PROCEEDINGS OF THE JUDICIAL CONFERENCE OF THE UNITED STATES, стр. 48-49 (14-15),

На Конференции также были приняты Модельные правила для окружных судов и судов по банкротству, направленные на внедрение в этих судах программы электронной подачи документов(4).


(4) REPORT OF THE PROCEEDINGS OF THE JUDICIAL CONFERENCE OF THE UNITED STATES, стр. 50 (16).

В рамках и в русле общего федерального подхода в различных федеральных судах и судах штатов в США существуют собственные организационно-технические и правовые решения по организации ЭДО в судопроизводстве.

Например, начиная с марта 2005 года в Окружном суде США Восточного округа штата Луизиана действует система извещения по электронной почте(5). Путем регистрации в системе пользователь выражает согласие получать судебные извещения и иные процессуальные документы по электронной почте и, соответственно, отказывается от получения извещений по обычной почте или по факсу. В ходе регистрации пользователь указывает основной и дополнительные адреса электронной почты. Информация о судебных извещениях направляется судом на все указанные адреса. Направляемое сообщение содержит номер дела, название документа и его реквизиты, список получателей сообщения и ссылку на электронную копию документа.


(5) http://www.laed.uscourts.gov/cmecf/email_faq.htm

Помимо системы электронных извещений в Окружном суде США Восточного округа штата Луизиана создана система электронной подачи документов. В 2005 году в регламент суда были внесены соответствующие изменения http://www.laed.uscourts.gov/LocalRules/Civil_5.htm(6).


(6) LOCAL CIVIL RULE 5 – SERVICE AND FILING OF PLEADINGS AND OTHER PAPERS

Зарегистрироваться в качестве пользователей системы электронной подачи документов могут адвокаты, являющиеся членами адвокатской палаты суда (attorneys admitted to the bar of this court), Федеральные Публичные Защитники (Federal Public Defenders) и лица, уполномоченные выступать от имени Соединенных Штатов. При регистрации пользователь должен предоставить свои персональные данные, а также подтвердить то, что он прошел одобренные судом курсы по использованию системы электронной подачи документов. Обязанность следить за тем, чтобы представляемые в суд электронные версии документов были читаемы, лежит на пользователе.

Регистрация пользователя в системе с использованием уникальных имени и пароля заменяет собственноручную подпись пользователя. В тех случаях, когда электронные копии документов содержат подписи иных лиц, на пользователя возлагается обязанность сохранять оригинал документа на бумажном носителе в течение всего срока судебного разбирательства и до окончания одного года после истечения последнего срока для обжалования решения по делу.

Судебные решения, постановления и иные документы суда направляются стороне с использованием системы электронных извещений в том случае, если такая сторона выразила согласие на получение документов таким образом. Сторонам, которые не зарегистрированы в качестве пользователей, а также сторонам, которые не выразили согласия на использование системы электронных извещений, документы направляются традиционными средствами.

С конца 2005 года Налоговый Суд США(7) принимает кредитные карты для оплаты установленных платежей. Аналогичным путем организации доступа к информационной системе суда посредством сети Интернет пошли в Австралии, примером чему может служить система электронного документооборота Federal Court of Australia.


(7) http://www.ustaxcourt.gov

В Федеральном суде Австралии также используется система электронной подачи документов
http://www.fedcourt.gov.au/ecourt/ecourt_efs_information.html(8). Нормативным обоснованием служит регламент Федерального суда(9). Электронные документы направляются через сайт Суда в сети Интернет. Отправитель обязан сохранять бумажные копии тех документов, электронные копии которых он направляет в Суд. Электронный документ считается направленным после того, как он получен Судом, проверен на полноту и правильность составления, и на нем проставлена отметка суда о принятии.


(8) (9) http://scaletext.law.gov.au/html/pastereg/0/49/top.htm

Подача заявления осуществляется путем заполнения форм установленного образца и соблюдения специальных форматов файлов. Если документ требует наличия подписи, заявитель может использовать факсимильное изображение подписи либо направить сканированную копию подписанного документа.

При направлении заявления в Суд взимается государственная пошлина, оплата которой может осуществляться с использованием кредитных карт VISA, MasterCard и Bank Card. Оплата государственной пошлины сама по себе не рассматривается как подача документа.

После получения и принятия документа Судом заявителю направляется копия документа с отметкой о принятии по адресу, указанному в заявлении (почтовый адрес или адрес электронной почты). Копия с отметкой о принятии также может быть оставлена на имя заявителя в помещении Суда до востребования. Для документов, направляемых Судом в электронном виде, используется формат PDF.

Для использования системы электронной подачи документов требуется пройти регистрацию в системе, однако ограничений в отношении того, кто может зарегистрироваться, не установлено.

В 2005 году в судах Израиля началось внедрение электронной системы бездокументарной обработки документов, которая призвана заменить обычную систему ручной обработки документов на бумажных носителях
http://members.microsoft.com/CustomerEvidence/Search/EvidenceDetails.aspx?EvidenceID=4527&LanguageID=1(10). Новая система, именуемая «Судебная система следующего поколения», предполагает использование технологии оптического распознавания знаков для создания электронных копий всех документов, как представляемых в суд участниками процесса, так и издаваемые судом. Теперь доступ к судебным решениям и иным процессуальным документам будет возможен в течение 24-х часов в сутки. Доступ к базе данных судебных документов осуществляется с использованием новой системы «smart client», устанавливаемой на компьютерных терминалах в судах, либо через Интернет, используя программу-браузер и систему «thin client». Судебная система следующего поколения позволяет существенно сократить время на поиск необходимой судебной информации для юристов и иных заинтересованных лиц, уменьшить административные расходы судов на обработку информационных запросов, а также расширяет возможности граждан по защите своих прав.


(10) Paperless System Manages 35 Million Pages of Case Files per Year in Israel’s Courts () Microsoft BizTalk Server, Customer Solution Case Study

В Корее, где уровень проникновения мобильной связи составляет примерно 75 процентов, планируется с помощью смс-сообщений осуществлять рассылку судебных повесток и извещений о наложении штрафов и взысканий(11).


(11) В Корее будут выносить приговоры по SMS. 17:26:00 () 26.12.2005, Internet.Ru, http://www.internet.ru/index.php?itemid=13276

В Великобритании суд графства Нортхемптоншир реализовал проект Money Claim Online(12), в рамках которого кредитор имеет возможность предъявить претензии должнику, воспользовавшись специальной формой. В нее вписывается суть претензии, взыскиваемая сумма, имя ответчика, к которому обращен иск.


(12) http://www.moneyclaim.gov.uk

Дальше суд начинает следовать обычным процедурам, уведомляя ответчика по почте. Тот вправе либо отстаивать свою правоту в здании суда графства Нортхемптоншир, либо вступить в переписку по электронной почте, предоставив свои контраргументы. Ход процесса будет отражаться на сайте(13).


(13) http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_02_11_14_1220.html
Приговор по щелчку мыши
Анатолий Воронин

Представители судебной власти Великобритании рассчитывают, что система электронного судопроизводства позволит рассматривать больше дел. Экспериментальный интернет-суд имеет пропускную способность 25 тысяч дел в год, в то время как все суды Великобритании вместе взятые рассмотрели, к примеру, за 2000 год 36 тысяч дел, и это при том, что всего было подано 1,6 миллиона жалоб!

В начале 2006 года в Великобритании приступили к тестированию онлайновой системе арбитража e-Dispute. Система, создание которой было поддержано программой ЕС eTEN, призвана существенно облегчить доступ к независимому арбитражу и медиации. Онлайновые арбитры обрабатывают предоставленную информацию и формулируют предложения по разрешению конфликта. Затем организуются онлайновые встречи между вовлеченными сторонами, во время которых достигаются согласованные решения(14).


(14) http://www.e-uriadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=3758
19/01/2006: Великобритания начала тестировать систему электронного арбитража.

Список иностранных примеров, связанных с использованием ИКТ и ЭДО в судопроизводстве можно продолжать и далее, но даже приведенный спектр решений показывает, что для широкие возможности технологий могут быть найдены специальные организационно-правовые решения, которые позволяет участникам отношений повысить доступность и эффективность правосудия.

В России в рамках современной правовой системы сейчас возможно два основных решения задачи внедрения ИКТ и ЭДО в арбитражное судопроизводство:

1)   внесение изменений в действующее процессуальное законодательство РФ, позволяющие однозначно определить институт электронного судопроизводства; и

2)   создание в рамках действующего законодательства системы ЭДО, правовые основы которого определяются судами и ее пользователями (в первую очередь, участниками процесса).

Преимущества первого решения являются существенными, поскольку императивно определяют права и обязанности участников процесса и суда, вовлеченных в информационные отношения. Однако в связи с только недавно начавшимся процессом разработки поправок в действующее законодательство вопрос о времени реализации данного решения остается открытым, что позволяют говорить о втором решении.

Его разработка и тестовая реализация в арбитражном суде позволит:

  • определить потребности суда и интересы, участников процесса и иных заинтересованных лиц в доступе к правосудию и информации о его деятельности;
  • создать модель информационных отношений между судом, участниками процесса и иными заинтересованными лицами, адекватную нормам и принципам арбитражного судопроизводства;
  • выявить наиболее удачные и востребованные организационно-технические подходы к внедрению ИКТ и ЭДО в рассматриваемую сферу
  • определить возможный состав и содержание требуемых изменений в действующее процессуальное законодательство.

Использование в АПК РФ указанного выше понятия «иные средства связи» в современных технологических условиях и законодательстве о связи дает основание утверждать, что в случаях и в целях, установленных законодательством, в сфере современных ИКТ и средств связи можно, в первую очередь, опираясь на рассмотренный иностранный опыт, выделить следующие технические средства, которые могут быть использованы для обмена информацией и организации системы ЭДО в арбитражном судопроизводстве:

  • электронная почта;
  • информационные ресурсы и системы арбитражных судов, включая ресурсы, доступ к которым осуществляется с помощью сеть Интернет (Интернет-ресурсы);
  • служба смс-сообщений.

Названный перечень не является исчерпывающим, но содержит одни из наиболее массовых и доступных в мире и в России технических средств обмена информацией.

В условиях цели внедрения ИКТ в ЭДО в судопроизводство данные средства обмена информацией должны лечь в основу будущей системы арбитражного ЭДО.

Как рассматривалось выше, одним из ключевых вопросов в сфере ЭДО является подтверждения получения адресатом электронного сообщения. Для целей обеспечения надлежащего уведомления, а также для иных целей ЭДО и соблюдения норм и принципов процесса возможно использовать довольно широкий перечень организационных и технических решений, в частности:

  • подтверждение получения электронного сообщения в форме ответа адресата на полученное сообщение;
  • подтверждение получения осуществляется путем доступа адресата по паролю к Интернет-сайту системы ЭДО;
  • подтверждение получения сообщения от оператора связи, оказывающего соответствующие услуги респондентам;
  • ведение реестра направленных сообщений и соответствующих передачи информации ошибок с обязанностью и обязанность лиц знакомиться и подтверждать информацию из реестра.

В силу отмеченных особенностей и пробелов действующего российского процессуального законодательства задача внедрения ИКТ и ЭДО на современном этапе должна базироваться на добровольном согласии участников процесса следовать предлагаемым судом организационным, правовым и техническим решениям.

Таким образом, перед лицами, участвующими в арбитражном процессе, встанет дилемма, следовать ли традиционным установленным законам правилам процесса, либо участвовать отношения, которые построены на партнерстве и соглашении самого суда и сторон, которое дополняет нормы и принципы действующего законодательства и предоставляет субъектам новых отношений по использованию ИКТ и ЭДО в арбитражном процессе заметно повысить его эффективность за счет сокращения времени на информационный обмен.

Добровольное решение участников процесса определить новые возможности для реализации собственных процессуальных прав будет определяться их доверием к сфере ИКТ и доверием к передовой и уникальной на настоящий момент для России инициативе суда.
Для того, чтобы оправдать это доверие, предлагаемые решения в сфере использования ИКТ и ЭДО судом, в частности, Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области подходы и решения должны соответствовать принципам арбитражного процесса.

Среди них для рассматриваемой сфере наиболее важными являются:

  • законность;
  • гласность судебного разбирательства;
  • равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом.
  • диспозитивность;
  • состязательность;
  • доступ к судебной защите прав и законных интересов (доступ к правосудию);
  • равноправие сторон арбитражного процесса;
  • непосредственность судебного разбирательства.

Именно данные принципы должны определить взвешенное организационное, правовое и техническое решение по созданию системы ЭДО, повышающего эффективность деятельности суда в современных условиях.

В силу новизны решения, сложности технической составляющей системы ЭДО и жесткой и очевидной необходимости не нарушить или ухудшить за счет внедрений новых технологий возможности реализации прав участников процесса представляется целесообразным поэтапное внедрение механизмов и сервисов системы ЭДО Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые будут постепенно расширять ее возможности для участников отношений:

1)   обеспечение уведомление лиц, участвующих в деле;

2)   доступ лиц, участвующих в деле, к судебным актам;

3)   оплата государственной пошлины;

4)   возбуждение дела в арбитражном суде;

5)   направление электронных доказательств;

6)   иные возможности (включая онлайновое рассмотрение дел).

На первом этапе предлагается решить задачу обеспечения уведомления лиц, участвующих в деле. В дальнейшем, после начала опытной эксплуатации системы ЭДО Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области возможно расширение ее действующих функциональных возможностей. Проектирование и создание системы должно происходить таким образом, чтобы позволить увеличивать объем и характер сервисов для ее пользователей без ее существенного изменения или модернизации.

Статус системы и права и обязанности ее владельца и пользователей, а также организаций, содействующих в ее техническом обслуживании, должны определяться в специальном публичном регламенте и внутренних документах, утвержденных Председателем Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Необходимо сознавать, что нахождение взвешенной и адекватной модели ЭДО в арбитражном судопроизводстве и соответствующее решение по ее реализации будет непростым. Поэтому, без поддержки и участия всех заинтересованных лиц в определении пределов и характера возможного использования ИКТ в современном арбитражном процессе будет невозможно решить поставленную общую задачу повышения эффективности правосудия.

Все вышесказанное позволяет предложить для публичного обсуждения первую версию проекта «Концепции использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

По результатам ее критики и обсуждения и при наличии государственной и общественной поддержки данной инициативы Концепция может быть принята в качестве руководящего документа для создания и разработки системы ЭДО Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принятия соответствующих подзаконных актов, разработки системы ЭДО и введение ее в опытную эксплуатацию.

Проект

(утв. Председателем Арбитражного суда
г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

«Концепция использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

1. Настоящая «Концепция использования информационных и коммуникационных технологий и электронного документооборота в деятельности Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее – Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основы организации использования информационных и коммуникационных технологий и систем электронного документооборота в арбитражном судопроизводстве, осуществляемом Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – Арбитражный суд), и устанавливает добровольный порядок взаимодействия и сотрудничества Арбитражного суда, лиц, участвующих в арбитражном процессе, государственных органов, организаций, осуществляющих разработку и техническое обслуживание использования информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и системы электронного документооборота (далее – ЭДО) в Арбитражном суде, а также иных заинтересованных лиц.

2.   Цели реализации Концепции

  • повысить эффективность работы Арбитражного суда;
  • улучшить условия доступа к правосудию на примере Арбитражного суда;
  • определить возможности, потребности, пределы и перспективы использования ИКТ и ЭДО в арбитражном процессе;
  • определить направления, подходы и решения по совершенствованию процессуального законодательства Российской Федерации в сфере внедрения в арбитражный процесс новых информационных технологий.

3.   Задачи реализации Концепции

  • создать в Арбитражном суде защищенную систему ЭДО с использованием современных ИКТ как средств обмена информацией в электронной форме и определить порядок ее использования Арбитражным судом и участниками арбитражного процесса при рассмотрении арбитражных дел;
  • обеспечить законность использования и равенство прав пользователей системы ЭДО Арбитражного суда, участвующих в рассмотрении арбитражных дел, а также соблюдение иных принципов и норм арбитражного законодательства;
  • привлечь к участию в определении идеологии, способов и методов использования ИКТ в деятельности Арбитражного суда всех заинтересованных лиц.

4.   Этапы развития системы ЭДО и реализации Концепции

Для последовательной реализации целей и задач настоящей Концепции и принимая во внимание возможные перспективы развития законодательства Российской Федерации, а также новизну и отсутствие значительного опыта по использованию информационных технологий в судопроизводстве целесообразно установить следующие этапы развития системы ЭДО и реализации Концепции:

  • первый этап, на котором ЭДО используется для уведомления лиц, участвующих в деле, как вспомогательное средство по отношению к документообороту на бумажных носителях средству;
  • второй этап, на котором ЭДО, в случае добровольного волеизъявления лиц, участвующих в деле, используется для надлежащего уведомления вместо документооборота на бумажных носителях;
  • последующие этапы, в рамках которых система ЭДО будет использоваться для доступа лиц, участвующих в деле, к судебным актам, оплаты государственной пошлины, возбуждения дела в арбитражном суде и направления электронных доказательств и осуществления иных возможностей (включая онлайновое рассмотрение дел).

Переход от одного этапа к последующему будет зависеть от характера развития законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики, решений, принимаемых органами судебной власти, возможностей и функций системы ЭДО, повышения доверия пользователей к системе ЭДО, создания организационных, а также технических и финансовых возможностей Арбитражного суда.

Оценка результатов и эффективности внедрения Концепции будет проводиться на регулярной основе. Важными параметрами для оценки целесообразности перехода от первого этапа реализации Концепции ко второму будет являться востребованность системы ЭДО среди лиц, обращающихся за судебной защитой в Арбитражный суд, в целом, и среди лиц, имеющих местонахождение на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Поскольку заложенные в настоящей Концепции принципы и положения не претендуют на абсолютную истину и могут и должны совершенствоваться, Арбитражный суд открыт для сотрудничества со всеми заинтересованными лицами для ее обсуждения, поддержки, критики, изменений и заимствования.

Для совершенствования Концепции и путей ее реализации предлагается:

  • использовать все возможные средства для информирования о Концепции и ее содержании;
  • организовать обсуждение Концепции среди всех заинтересованных лиц;
  • провести открытые слушания при Арбитражном суде;
  • создать экспертный совет при Арбитражном суде по использованию ИТ и ЭДО в арбитражном судопроизводстве.

5.   Участие в совершенствовании законодательства

Приобретенный в результате реализации Концепции опыт будет использован при совершенствовании законодательства Российской Федерации.

В момент подготовки Концепции среди основных вопросов, подлежащих разрешению на законодательном уровне, необходимо выделить:

  • совершенствование института надлежащего уведомления при обмене информации в электронной форме;
  • признание юридической силы электронных сообщений;
  • признание электронных документов допустимыми доказательствами;
  • организацию доступа к судебным актам.

Однако, именно создание и первый этап развития системы ЭДО позволит подтвердить или расширить список вопросов, реализация которых должна найти свое отражение в новых нормативно-правовых актах.

6. Принципы использования ИКТ и ЭДО в арбитражном судопроизводстве и создании системы ЭДО

Настоящие принципы должны быть использованы при разработке и принятии нормативных актов (правил, регламентов), определяющих статус и использование системы ЭДО в Арбитражном суде.

6.1. Принцип открытого и бесплатного доступа

Любое лицо, участвующее в деле, должно иметь возможность получить свободный доступ и бесплатно использовать систему ЭДО. Арбитражный суд будет прилагать все усилия по минимизации существующего сейчас информационного и технического неравенства пользователей, способствуя обеспечению доступа к системе ЭДО лиц, не имеющих соответствующих технических и финансовых возможностей.

6.2. Принцип равенства пользователей

Все пользователи системы ЭДО должны иметь равные права и равные возможности по ее использованию.

6.3. Принцип официальности

Вся информация, содержащаяся в системе ЭДО и предоставляемая Арбитражным судом, должна носить соответствующий законодательству официальный характер.

6.4. Принцип конфиденциальности использования

Информация о лицах, использующих систему, и их действиях в системе ЭДО не должна раскрываться Арбитражным судом, за исключением случаев, необходимых для ее функционирования или установленных законодательством Российской Федерации.

6.5. Принцип простоты использования

Использование системы ЭДО не должно влечь необходимость приобретения лицами нового программного обеспечения и средств связи, по сравнению с уже используемыми в обычной практике. Обучение использованию системы не должно требовать наличия специальных знаний и навыков, отличных от общего уровня компьютерной грамотности.

6.6. Принцип учета

Арбитражный суд в рамках системы ЭДО и ведения специального реестра системы ЭДО фиксирует все обстоятельства, связанные с обменом информацией с пользователями системы.

6.7. Принцип сопряжения с внутренними системами электронного документооборота

Для целей создания единой информационной системы судопроизводства система ЭДО должна взаимодействовать с системами внутреннего электронного документооборота Арбитражного суда, если иное не установлено законом или требованиями обеспечения информационной безопасности.

7. Состав системы ЭДО и порядок ее использования

7.1. Система ЭДО Арбитражного суда состоит из аппаратного и программного обеспечения, предназначенного для обмена информацией в электронной форме между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом, а также иными лицами с использованием средств электронной почты, технологий сети Интернет (Интернет-сайта системы ЭДО), службы смс-сообщений, а также иных средств электросвязи, информационных ресурсов Арбитражного суда, содержащих информацию об арбитражных делах и судопроизводстве, и реестра системы ЭДО.

7.2. Положения настоящей Концепции не распространяются на отношения по сбору, хранению и обработки информации в электронной форме, осуществляемых для обеспечения внутреннего документооборота Арбитражного суда.

7.3. До начала использования системы ЭДО Арбитражный суд путем принятия нормативных актов (правил, регламентов) определяет:

  • состав аппаратного и программного обеспечения, информационных ресурсов и Интернет-сайта системы ЭДО;
  • условия и порядок функционирования системы ЭДО;
  • стандарты, протоколы и правила обмена информацией в электронной форме с пользователями системы ЭДО;
  • правила регистрации пользователей системы ЭДО и ведения реестра системы ЭДО;
  • собственные права и обязанности по отношению к пользователям системы ЭДО и иным лицам;
  • права и обязанности пользователей системы ЭДО;
  • режим конфиденциальности сведений о пользователях системы ЭДО;
  • права и обязанности лиц, осуществляющих техническую поддержку функционирования системы ЭДО и оказывающих услуги электросвязи и иные услуги по обмену информации с помощью электронной почты, службы смс-сообщений, организации доступа к Интернет-сайту системы ЭДО (далее – провайдеры услуг);
  • сведения о провайдерах услуг;
  • правила доступа к информации о системе ЭДО, порядок обращения заинтересованных лиц о получении информации о системе ЭДО.

7.4. Выбор Арбитражным судом провайдеров услуг производится на основании и в порядке, установленном действующим законодательством. Содержание требований к деятельности указанных лиц должны определяться настоящей Концепцией и нормативными актами Арбитражного суда, определяющими создание, использование и развитие системы ЭДО, и иными актами органов судебной власти Российской Федерации.

7.5. Для обмена информацией с пользователями системы ЭДО и ее функционирования Арбитражный суд определяет и сохраняет неизменными официальные электронные адреса Арбитражного суда – адрес электронной почты, адрес Интернет-сайта системы ЭДО, телефонные номера и иные адреса.

7.6. Арбитражный суд несет ответственность за обеспечение технической работоспособности и постоянное функционирование официальных электронных адресов.

7.7. Нормативные акты (правила, регламенты) Арбитражного суда и его официальные электронные адреса являются открытыми и общедоступными, за исключением актов, определяющих техническое взаимодействие Арбитражного суда с провайдерами услуг, а также содержащих сведения, необходимые для обеспечения информационной безопасности системы ЭДО.

7.8. Арбитражный суд публикует все нормативные акты (правила, регламенты), регулирующие использование системы ЭДО, и официальные электронные адреса Арбитражного суда на общедоступном и открытом Интернет-сайте Арбитражного суда по адресу http://www.spb.arbitr.ru, а также предоставляет бесплатный доступ к ним в помещениях Арбитражного суда в установленном для деятельности Арбитражного суда порядке.

8. Статус пользователя системы ЭДО

8.1. Пользователями системы ЭДО могут являться стороны арбитражного процесса и их представители.

8.2. Состав пользователей системы ЭДО может быть расширен Арбитражным судом при условии принятия нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по доступу к информации о деятельности органов судебной власти и об арбитражном судопроизводстве.

8.3. Для получения статуса пользователя системы ЭДО лицо добровольно направляет в Арбитражный суд письменное заявление установленного образца о предоставления доступа к системе ЭДО.

8.4. В заявлении должны быть указаны сведения о стороне арбитражного процесса и ее представителях, арбитражном деле, в отношении производства которого пользователь изъявляет согласие осуществлять обмен информацией с Арбитражным судом в электронной форме, требуемые для обмена информацией с помощью системы ЭДО собственные электронные адреса, телефоны и иные данные о пользователе (далее – электронные адреса пользователя), а также достоверные технические сведения, необходимые для организации обмена информации с Арбитражным судом.

8.5. В качестве электронных адресов пользователь не имеет права указывать электронные адреса третьих лиц.

8.6. Подача лицом заявления о предоставлении доступа к системе ЭДО означает добровольное согласие лица принять на себя все права и обязанности, установленные Арбитражным судом в отношении использования системы ЭДО.

8.7. Указанное заявление может подаваться с момента начала арбитражного процесса в Арбитражном суде.

8.8. Арбитражный суд на основании поданного заявления в установленные сроки проверяет и вносит информацию о пользователе в реестр системы ЭДО и предоставляет пользователю на документе установленного образца информацию и пароли доступа к системе ЭДО, что считается моментом окончания регистрации пользователя в системе ЭДО.

8.8. Пароли доступа к системе ЭДО являются конфиденциальной информацией. Пользователь обязан не раскрывать данную информацию третьим лицам, за исключением случаев установленных законодательством Российской Федерации.

8.9. Основанием для отказа в регистрации пользователя системы ЭДО является техническая неработоспособность предоставленных электронных адресов пользователя. В этом случае последующая регистрация пользователя осуществляется при устранении лицом технической неработоспособности адресов или предоставления в установленном порядке Арбитражному суду новых функционирующих электронных адресов пользователя.

8.10. Изменение электронных адресов пользователя или паролей доступа к системе ЭДО осуществляется по инициативе пользователя при направлении в Арбитражный суд письменного заявления установленного образца. Моментом изменения используемых адресов или паролей считается получение указанного заявления Арбитражным судом.

8.11. Сведения об изменении электронных адресов и пароля пользователя заносятся Арбитражным судом в реестр системы ЭДО.

8.12. Пользователь несет ответственность за обеспечение технической работоспособности и постоянное функционирование электронных адресов, а также самостоятельно несет соответствующие расходы на их поддержание.

8.13. Пользователь имеет право отказаться от использования системы ЭДО и участия в обмене информацией в электронной форме, направив в Арбитражный суд письменное заявление установленного образца. При получении заявления Арбитражный суд прекращает регистрацию пользователя и удаляет его пароли доступа к системе ЭДО. Моментом отказа от использования системы считается получение указанного заявления Арбитражным судом

8.14. Арбитражным судом могут быть установлены основания прекращения регистрации пользователя в случае нарушения им требований нормативных актов (правил, регламентов), регулирующих использование системы ЭДО. В частности, таковые могут связаны с регулярной неработоспособностью электронных адресов пользователя.

8.15. Указанное прекращение регистрации не должно вести к воспрепятствованию или затруднению доступа лица к правосудию или иного ущемления его прав и интересов.

8.16. Арбитражным судом могут быть установлены основания для временного приостановления регистрации пользователей в системе. В частности, таковые могут иметь цель восстановления работоспособности электронных адресов пользователя.

9. Обмен информацией между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом

9.1. Обмен информацией между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом осуществляется в период действительной регистрации пользователя.

9.2. Обмен информацией между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом осуществляется исключительно с использованием электронных адресов пользователей и официальных электронных адресов Арбитражного суда.

9.3. Пользователь и Арбитражный суд обязаны обеспечивать достоверность, полноту и соответствие установленным срокам и техническим стандартам и протоколам обмена направляемой друг другу информации.

9.4. В случае наличия разумных сомнений в отношении получения, полноты или достоверности информации участвующее в обмене информацией лицо должно предпринять все меры по повторному исполнению своих обязанностей по направлению информации и добросовестно убедиться в их осуществлении.

9.5. Для обеспечения достоверности обмена информацией в системе ЭДО может быть организована поддержка технологий и средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

10. Обмен информацией между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом на первом этапе развития системы ЭДО

10. 1. Обмен информацией в электронной форме с помощью системы ЭДО осуществляется с целью определения готовности лиц и технологий к новым средствам и решениям в рамках арбитражного дела, для чего Арбитражный суд использует систему ЭДО одновременно с уведомлением лиц с помощью традиционного порядка уведомления на бумажных носителях.

10.2. Определение надлежащего уведомления лиц осуществляется в установленном законом порядке, исходя из многолетней установившийся практики направления документов на бумажных носителях.

10.3. С помощью системы ЭДО Арбитражный суд в установленные сроки и порядке уведомляет пользователей системы ЭДО – лиц, участвующих в деле, направляя им информацию в электронной форме установленного образца с официальных электронных адресов Арбитражного суда по всем электронным адресам пользователя, а также публикуя ее по фиксированного адресу Интернет-сайте (ссылке) системы ЭДО.

10.4. При получении информации пользователь обязан в установленные сроки и порядке уведомить Арбитражный суд, осуществив следующие действия:

  • направление электронного сообщения установленной формы с зарегистрированного адреса электронной почты пользователя на официальный адрес электронной почты Арбитражного суда;
  • направление смс-сообщения установленной формы с зарегистрированного телефонного номера на официальный номер телефона Арбитражного суда;
  • доступ по выданному пользователю паролю к Интернет-сайту системы ЭДО по ссылке, присланной в соответствующих сообщениях Арбитражного суда.

10.5. Дополнительно пользователь обязан не реже установленного срока осуществлять доступ по паролю к Интернет-сайту системы ЭДО для ознакомления с имеющейся информацией, направленной в его адрес Арбитражным судом.

10.6. Арбитражный суд имеет право для подтверждения факта уведомления пользователя руководствоваться одним или несколькими действиями пользователя. Порядок принятия судом решения относительно наличия или отсутствия надлежащего уведомления определяется Арбитражным судом самостоятельно, исходя из требований действующего законодательства.

10.7. Арбитражный суд имеет право привлекать провайдеров услуг к установлению фактов, относящихся к доставке информации в электронной форме.

11. Реализация обмена информацией между пользователями системы ЭДО и Арбитражным судом на втором этапе и последующих этапах развития системы ЭДО

11.1. Если реализация первого этапа развития системы ЭДО даст возможность сформировать сбалансированную практику обмена информацией в электронной форме, отвечающую интересам лиц, участвующих в деле, а новые информационные отношения и предлагаемые настоящей Концепцией принципы и решения выдержат проверку соответствия принципам арбитражного процесса и нормам действующего и разрабатываемого законодательства, то Арбитражный суд приступит к реализации очередных этапов развития системы ЭДО.

11.2. В этом случае уведомление и обмен информацией в электронной форме будет осуществляться по выбору лица либо на бумажных носителях, либо в электронной форме.

11.3. Для этого будут применяться решения, предложенные, усовершенствованные и проверенные на первом этапе реализации развития системы ЭДО, законность которых будет определяться актуальным законодательством Российской Федерации и самостоятельным выбором лица средств обмена информацией, добровольным возложением последнего на себя соответствующих дополнительных прав и обязанностей, обеспечение исполнения которых возьмет на себя Арбитражный суд.

12. Статус реестра системы ЭДО

12.1 Реестр системы ЭДО является информационным ресурсом Арбитражного суда, доступ к которому ограничен, который ведется Арбитражным судом и служит для обработки и хранения всех обстоятельств и сведений, существенных для организации обмена информацией между пользователями и Арбитражным судом:

  • информации о пользователей и арбитражных делах, в которых они участвуют;
  • электронных адресов пользователей, включая информацию об их изменении;
  • фактах и времени направления и содержания всех сообщений в электронной форме между пользователями и Арбитражным судом;
  • технической информации о средствах электросвязи, аппаратном и программном обеспечении пользователей, средствах защиты информации, включая средства ЭЦП.

12.2. Арбитражный суд несет ответственность за полноту, достоверность и актуальность содержащейся в реестре информации, осуществляет в отношении системы ЭДО и ее реестра все требуемые по закону меры обеспечения информационной безопасности, использует сертифицированное аппаратное и программное обеспечение, взаимодействует с уполномоченными органами государственной власти, ответственными за информационную безопасность деятельности органов государственной власти, и пользуется услугами организаций (провайдеров), имеющих необходимый опыт, лицензии и сертификаты.

12.3. Пользователь без обоснования необходимости получения информации имеет право бесплатно в установленные сроки, порядке и форме все сведения в отношении собственных действий и действий Арбитражного суда в рамках обмена информацией между ними.

12.4. Получение иной информации из реестра пользователем или иными лицами допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

12.5. В качестве меры по обеспечению достоверности и законности ЭДО возможно возложение обязанности на пользователя по регулярному ознакомлению с информацией о его действиях, содержащейся в реестре системы ЭДО.

12.6. В перспективе развития системы ЭДО возможно осуществление регистрации постоянных пользователей системы ЭДО. Статус постоянного пользователя системы ЭДО будет позволять лицам, регулярно участвующим в рассмотрении арбитражных дел, участвовать в обмене информацией с Арбитражным судом без повторных регистраций для каждого последующего дела.

12.7. Арбитражный суд осуществляет в установленные сроки и порядке хранение всей информации из реестра и регулярное ее копирование на материальные носители информации.

13. Профилактика и тестирование системы ЭДО

13.1. Арбитражный суд в установленные сроки заблаговременно уведомляет пользователей о профилактике и тестировании системы ЭДО и при необходимости обращается за содействием к ним в осуществлении названных действий.

13.2. Арбитражный суд предпринимает все усилия, чтобы профилактика и тестирование системы ЭДО не повлияли на сроки и характер обмена информацией с пользователями.

14. Сбои и неполадки системы ЭДО

14.1 В случае технических сбоев и неполадок Арбитражный суд обязан принять все возможные меры к их устранению.

14.2 Арбитражный суд обязан немедленно сообщить пользователям системы ЭДО о всех имевших место сбоях и неполадках системы по электронным адресам пользователей, на Интернет-сайте системы ЭДО и Интернет-сайте Арбитражного суда, а также в помещениях Арбитражного суда.

14.3. После восстановления работоспобности системы ЭДО Арбитражный суд обязан повторить все действия по обмену информацией с пользователями, которые должны были осуществляться в период неработоспособности системы.

14.4. Информация о технических сбоях и неполадках системы ЭДО является открытой и общедоступной, за исключением случаев, связанных с обеспечением информационной безопасности системы ЭДО.

15. Доступ к системе ЭДО

15.1. Арбитражный суд предпринимает все меры по организации свободного и бесплатного доступа и распространению использования системы ЭДО.

15.2. Арбитражный суд организует всеми возможными способами бесплатное распространение пособий по работе с системой ЭДО.

15.3. Арбитражный суд в зависимости от финансовых возможностей организует бесплатный пункт доступа к системе ЭДО в помещениях Арбитражного суда.

16. Публикация настоящей Концепции

Первая редакция: 2006 год. Адрес в сети Интернет:

Действующая редакция: 2006 год. Адрес в сети Интернет:

Недействующие редакции: отсутствуют.

г. Санкт-Петербург

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^