Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального архивного агентства в 2006 г. и на период до 2009 г. (Москва, 2006)

В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государство обеспечивает развитие архивного дела в стране на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой политики, а также обязано создавать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Архивы играют важную роль в формировании информационного общества, в то же время составляя существенную и незаменимую часть историко-культурного наследия народов России. Гарантируя право на доступ к официальной информации и изучение истории, архивы содействуют решению задач социально-экономического развития страны, способствуют развитию гражданского общества и эффективному государственному управлению.
Важной особенностью работы архивов является то, что они служат не только нынешнему, но и будущим поколениям россиян.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 290, является Федеральное архивное агентство (далее - Росархив). Свою деятельность Росархив осуществляет как непосредственно, так и через подведомственные ему организации, перечень которых утвержден распоряжениями Правительства Российской Федерации от 5.01.2005 N 5-р и от 27.04.2005 N 489-р.
В настоящее время в 15 федеральных государственных архивах и одном филиале сосредоточено около 41 млн. единиц хранения, составляющих наиболее ценную и информационно насыщенную часть историко-документального наследия.

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

В среднесрочной перспективе стратегическая цель деятельности Росархива - "Обеспечение хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в интересах государства, общества, сегодняшнего и будущих поколений российских граждан" - останется неизменной, поскольку она соответствует приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и программами социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, и направлена на реализацию следующих стратегических целей Правительства:
1.3.2. расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию;
1.3.4. развитие и удовлетворение потребностей в информации;
4.5.2 повышение качества государственных услуг и 1.1.8 повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг;
4.8.3 развитие культурных и иных гуманитарных связей с зарубежными странами.
Правовым основанием деятельности Росархива являются: Конституция Российской Федерации; закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-I; Законы РФ: "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 N 4804-I, "О государственной тайне" от 21.07.1993 5485-I; ФЗ: "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ, "Об участии в международном информационном обмене" от 04.07.1996 N 85-ФЗ, "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ; Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 N 24; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895; постановления Правительства РФ: от 20.02.1995 N 170 "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР", от 26.12.1995 N 1253-68 "Об обеспечении создания единого Российского страхового фонда документации", от 29.01.1999 N 107 "О подписании Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников Содружества Независимых государств в области использования архивной информации", от 15.03.1999 N 283 "О федеральных государственных архивах", от 17.06.2004 N 290 "О Федеральном архивном агентстве", от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы"), от 11.07.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".

Достижение названной цели, соответствующей основным функциям государства, выполняемым на постоянной основе, и относящейся исключительно к компетенции Росархива, предполагает решение двух взаимоувязанных тактических задач, охватывающих в целом всю установленную сферу деятельности агентства:
1.1. Создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, а также распространение лучшего опыта и стандартов хранения.
1.2. Удовлетворение потребностей в услугах архивов и реализация прав пользователей на получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской Федерации.
Программно-целевая структура Росархива представлена в Приложении 6. Целевые значения показателей общественно значимых результатов деятельности Росархива до 2009 г. с их разбивкой по годам даны в Приложении 1.

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов

В 2005 г. объем расходов федерального бюджета на текущее содержание Росархива и подведомственных ему учреждений по сравнению с 2004 г. несколько снизился, составляя соответственно 320, 72 млн. руб. против 325,12 млн. руб., при сохранении в целом существовавшей структуры бюджетных обязательств. Помимо этого, на развитие архивного дела, в т.ч. реализацию подпрограммы "Архивы России" ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)" из средств федерального бюджета в 2005 г. были выделены ассигнования в объеме 290,0 млн. руб.
В 2006 г. реестр расходных обязательств Росархива значительных изменений не претерпел, но в то же время в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" объем его финансирования увеличился до 1021,77 млн. руб., что значительно больше прошлогоднего. При этом на реализацию мероприятий ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)", по которым Росархив выступает государственным заказчиком федеральным бюджетом, выделено 280,0 млн. руб.

Значительное увеличение затрат федерального бюджета в 2006 г. обусловлено в первую очередь необходимостью финансового обеспечения перемещения документов Российского государственного исторического архива (далее - РГИА) и Российского государственного архива Военно-Морского Флота (далее - РГАВМФ) в новые здания, включением затрат на содержание вводимых в эксплуатацию новых зданий этих архивов и обеспечение их обслуживания соответствующим техническим персоналом, а также учитывая проводимые в течение года в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации увеличения заработной платы штатным работникам бюджетных организаций, в т.ч. и федеральных государственных архивов.

В планируемом 2007 г. бюджет Росархива составит общую сумму 1038,43 млн. руб., в т.ч. по федеральным целевым программам:
"Культура России (2006 - 2010 годы)" - 362,7 млн. руб.,
"Развитие Калининградской области на период до 2010 г." - 6,35 млн. руб.,
"Жилище на 2002 - 2010 гг." - 3,35 млн. руб.,
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" -1,0 млн. руб.
Оценка исполняемых расходных обязательств Росархива представлена в Приложении 2.

Функции по администрированию платежей в федеральный бюджет на Росархив не возложены.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение намеченной стратегической цели и направленных на это тактических задач в 2005 г. Росархив осуществлял посредством реализации 4-х аналитических ведомственных программ, две из которых включали профильные мероприятия федеральной целевой программы "Культура России". В 2006 г. начата и в 2007 г. закончится реализация еще одной аналитической ведомственной программы. связанной с перемещением архивных документов и имущества РГИА и РГАВМФ в новые здания.

Необходимость реализации программ "Снижение угроз утраты архивных документов федеральной собственности и/или содержащейся в них информации" и "Обеспечение качественного комплектования федеральных архивов и сохранности хранящихся в них архивных фондов", нацеленных на выполнение первой задачи Росархива, обусловлена следующим.

Несмотря на определенные положительные сдвиги, прежде всего связанные с реализацией федеральной целевой программы "Культура России", результаты проведенного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 504 мониторинга состояния и использования документов Архивного фонда Российской Федерации свидетельствуют, что положение с сохранностью архивных фондов продолжает оставаться крайне серьезным. Это связано с копившейся десятилетиями слабостью материально-технической базы, значительным физическим и моральным износом технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов, что не позволяет в полной мере гарантировать безопасность документов Архивного фонда Российской Федерации. Серьезность проблем с сохранностью документов была подчеркнута в резолюции парламентских слушаний "Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России" в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (октябрь 2003 г.), а также в рекомендациях по итогам общественных слушаний на тему: "Современные проблемы сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации", проведенных Комиссией Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия (октябрь 2006 г.).

На обеспечение свободного доступа всех категорий пользователей к хранящимся в архивах информационным ресурсам, как через читальные залы федеральных архивов, так путем организации историко-документальных выставок в Выставочном зале федеральных архивов, подготовки сборников архивных документов, а также представления архивной информации через глобальные информационные сети направлены программы "Совершенствование системы использования ретроспективной архивной информации" и "Организация оказания информационных услуг на основе документов Архивного фонда Российской Федерации".

В связи с выделением целевых средств начиная с 2007 г., наряду с выполнением уже действующих ранее программ, Росархив начинает реализацию ведомственной целевой программы "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007-2009 годы)", направленной на выполнение его первой тактической задачи.

В непрограммную деятельность Росархива вошли в основном косвенные затраты, включающие оплату транспортных услуг и, частично, услуг связи, командировочные и представительские расходы, налоговые выплаты, закупку мебели и хозяйственных товаров на нужды аппарата Росархива, а также взносы в международные организации, оплату независимых экспертов и т.п.
Фактические и целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений, распределенные по тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам, а также краткая характеристика непрограммной деятельности представлены в приложении N 4.

Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение бюджетных расходов Росархива по тактическим задачам и программам, включая ВЦП "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов (2007- 2009 годы)", представлено в Приложении 5.
Исчисление объемов затрат по тактическим задачам осуществлялось посредством суммирования расходов на реализацию соответствующих каждой из них бюджетных программ. При этом в расчет объемов расходов на ту или иную программу включались как прямые затраты (непосредственные расходы на их реализацию), так и частично косвенные расходы, в частности - денежное содержание профильных структурных подразделений аппарата Росархива, обеспечивающих реализацию соответствующих программ.

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

По большинству показателей, включая главный целевой ("доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение"), в 2005 г. получены запланированные или несколько превышающие их результаты.
Однако, вследствие имеющегося недостатка в компьютерной технике, используемой в федеральных архивах, а также сложной кадровой ситуации, связанной со слабой социальной защищенностью их работников, не удалось обеспечить запланированного роста доли архивных фондов, включенных в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
По последней причине также не достигнут намеченный показатель по доле пользователей читальными залами федеральных архивов, получивших документы в установленные сроки.
К сожалению, как и в предыдущих годах в 2006 г. выявлены факты краж документов в процессе их использования в читальных залах федеральных архивов.

В то же время, за счет подготовки и размещения в сети Интернет справочника по документам Российского государственного архива фонодокументов удалось довести долю федеральных архивов, имеющих электронные версии справочников о составе и содержании хранящихся в них документов, до 50 %.
С точки зрения экономической эффективности результативность бюджетных расходов может быть оценена как удовлетворительная - полученные непосредственные результаты основной деятельности Росархива по обеспечению сохранности, учету, комплектованию и использованию архивных документов федеральной собственности пропорциональны произведенным на них затратам и в целом соответствуют уровню прошлого года (с учетом инфляции).
Объем остатков незавершенного строительства по федеральным объектам архивной инфраструктуры сократился на 10 %.

Вместе с тем, достигнутые результаты могли быть более весомыми. Основными объективными факторами, препятствующими их росту, продолжают оставаться значительное поступление в федеральные архивы социально-правовых запросов граждан, а также значительный некомплект штатной численности работников федеральных архивов, вызванный низкой оплатой их труда.
С учетом намеченной на 2007 - 2009 гг. реализации ВЦП "Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов" скорректирован в сторону увеличения по сравнению с докладом за предыдущий год основной показатель деятельности Росархива - доля документов федеральных государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение.

Источник:  http://www.rusarchives.ru/


 



Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^