Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Материалы совещания с представителями федеральных министерств и ведомств от 14 июня 2005 г.

«О порядке взаимодействия архивных органов и учреждений Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в свете реализации Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

(Доклад Т.А.Мещериной – Зам. начальника Управления комплектования, организации услуг и архивных технологий – начальник отдела Росархива)
 
Уважаемые коллеги!

В ходе проводимой в настоящее время административной реформы, несравнимой по своим масштабам с предыдущими реорганизациями, выстраивается новая система управления, вырабатывается механизм функционирования архивной отрасли в этой новой системе с учетом современных реалий. Принятый в октябре 2004 г. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» направленный, в том числе и на укрепление правовых основ комплектования, ставит перед нами задачу выработки механизма реализации ряда его положений. В этом плане одним из ключевых вопросов в свете реализации норм вышеназванного Федерального закона является определение порядка комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации, образовавшимися в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, в том числе в муниципальных образованиях.

Данный закон содержит ряд новых правовых норм, применение которых на практике сопряжено с правильным их толкованием и выработкой механизма реализации.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, а также федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений отнесено к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела.

В то же время частью 2 ст. 21 установлено, что документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела.

Следует отметить, что после выхода данного Федерального закона в Федеральное архивное агентство стало поступать множество письменных и устных запросов как от уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, так и от федеральных органов исполнительной власти по вопросу реализации данной статьи Федерального закона в практической деятельности.

Для выработки согласованных подходов в свете реализации вышеназванной статьи Федерального закона Росархивом было направлено письмо в адрес руководителей уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела с просьбой представить в Росархив свои предложения по порядку взаимодействия с федеральными структурами, а также определенные статистические показатели по этим структурам и объемам хранящихся в них дел. Кроме того, Росархивом был разработан проект Примерного договора о порядке взаимоотношений между территориальным органом федерального органа исполнительной власти или федеральной организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела (госархивом), который был направлен на рецензирование в федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы, а также в научно-методические Советы архивных учреждений федеральных округов.

Следует отметить, что в Росархив поступили очень содержательные предложения и замечания.

Анализ полученных материалов показал, что подавляющее большинство уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела считает необходимым сохранить территориальные органы исполнительной власти в списках источников комплектования региональных архивов и взаимоотношения с ними строить на основе договоров (соглашений). Причем, 34 региона (46%) считают, что договор должен быть возмездным, 12 регионов (16%) – как возмездного, так и безвозмездного характера, 6 регионов (8%) – считают возможным сохранить существующий порядок взаимоотношений с федеральными структурами.

Суть принципиальных предложений и замечаний по проекту Примерного договора сводится к следующему (надеюсь, что с проектом Примерного договора присутствующие знакомы):

Представленный Договор затрагивает передачу полномочий по предметам ведения Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а порядок передачи таких полномочий установлен в Федеральном законе от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» (Роскультура, Росимущество, Ярославская область и др.), т.е. заключение такого Договора в предложенной редакции не правомочно. Хотелось бы прокомментировать это замечание. Почему оно возникло? В предложенном проекте Договора установлены обязанности сторон. Для уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела они связаны с утверждением описей дел постоянного хранения, согласованием описей по личному составу, номенклатур дел и т.д., которые, собственно говоря, вытекают из полномочий этих органов. Эти обязанности, прописанные в проекте Договора, не противоречат закону, а вытекают из него при правильном толковании соответствующих статей. Что имеется в виду? Ст. 21 ФЗ называется «Передача документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение». Это означает, что территориальный орган или федеральная организация могут передавать документы на постоянное хранение в государственный архив, то есть выступать в качестве источника комплектования государственного архива того или иного субъекта Российской Федерации, что влечет за собой выполнения организацией, уполномоченным органом в области архивного дела субъекта Российской Федерации и архивом субъекта Российской Федерации определенных обязательств установленных настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами в области архивного дела.

Так, например, ст. 6 Федерального закона №125-ФЗ гласит, что решение о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела в пределах их компетенции. А их компетенция будет установлена в соответствующих нормативных актах – типовых положениях об ЭПК. Росархив подготовит соответствующий проект и утвердит его.

Ряд уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела и федеральных органов исполнительной власти (Томская область. Сибирский федеральный округ, Генпрокуратура, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Росимущество, Федеральное агентство железнодорожного транспорта) высказали сомнение в правомерности заключения Договора с участием Госархива, ссылаясь на то, что это противоречит ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». В этом плане хотелось бы разъяснить следующее:

Нормы гражданского права (часть 2 ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» относится именно к таким нормам), содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 ГК РФ).

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Государственный архив, непосредственно осуществляющий хранение архивных документов является в данном случае одной из сторон трехстороннего договора, что соответствует ч. 1 ст.420 ГК РФ.

В случае, когда государственный архив не является юридическим лицом, договор должен носить двухсторонний характер.

В ряде замечаний говорится, что в проекте Договора не затронут вопрос передачи архивных документов, находящихся в федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации (Удмуртская Республика, Главархив Москвы)

Действительно, в проекте Договора эта тема не затрагивалась, так как решение этих вопросов регламентировано ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Вопрос о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации заслуживает особого внимания. Если нам удастся установить, путем принятия нормативного акта Правительства Российской Федерации, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут при передаче документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственный архив передавать их в собственность субъекта Российской Федерации, то ряд проблем и вопросов, которые сейчас возникают, будут сняты. Принятие такого правового акта позволило бы решить проблему комплектования муниципальных архивов документами федеральных структур, расположенных на их территории при условии наделения органов местного самоуправления Законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности. Над этим вопросом мы еще будем работать при вашей поддержке и поддержке федеральных органов исполнительной власти, имеющими территориальные органы.

Ряд рецензентов считают, что в соответствие с ч.2 ст. 21 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» предметом договора может быть только передача документов. Какие – либо другие отношения он не может регламентировать и, соответственно, проект данного Договора противоречит Закону. По нашему мнению никакого противоречия нет. Выше уже было сказано о том, что передаче документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив предшествует выполнение организацией целого ряда требований, установленных нормативными и правовыми актами в области архивного дела и хорошо отлаженное взаимодействие её с архивными органами и учреждениями, которые также имеют свои обязательства перед организацией. Поэтому, прежде чем заключить договор о передаче документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив целесообразно заключить Договор об отношениях и сотрудничестве между заинтересованными сторонами. При доработке проекта Договора с учетом мнения рецензентов было принято решение о переименовании «Договора» на «Соглашение», что более соответствует предмету регулируемых отношений. Кроме этого следует отметить, что в архивной практике уже давно имеется опыт заключения Соглашений об отношениях и сотрудничестве между органами и организациями.

Много вопросов в ходе рецензирования проекта вызвал тот факт, что в тексте Договора отсутствуют какие-либо положения, связанные с передачей документов Архивного фонда Российской Федерации на платной основе и не прописан порядок финансовых расчетов с организацией, передающей документы. В связи с этим, хотелось бы сказать следующее.

Во-первых, в тексте Договора говорится, что передача документов осуществляется по отдельному договору. В Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» нет прямой записи о том, что передача документов Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в процессе деятельности терр. органов на постоянное хранение осуществляется на платной основе. В рамках же Гражданского Кодекса Договор может носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

Для проработки вопроса о возмездном хранении в государственных архивах субъектов Российской Федерации документов АФ РФ, образовавшихся в деятельности терр. органов федеральных органов исполнительной власти, Росархив запросил от архивных органов сведения о стоимости хранения одного дела в государственном архиве субъекта Российской Федерации, которая должна была быть рассчитана путем деления расходов бюджетных средств, выделенных на содержание госархива на объем хранящихся в нем дел. Мы обобщили эти данные. Какая же складывается картина?

В 46 республиках, краях и областях стоимость хранения 1 дела в государственном архиве субъекта Российской Федерации колеблется в размере от 3 до 10 рублей, в 16 – от 10 до 20 рублей, в 11 – от 20 и выше. Можно привести конкретные примеры:

Минимальная стоимость 1 дела:  
Курская 2-90
Новгородская 3-60
Владимирская 3-68
Брянская 3-69
Рязанская 3-79
Тверская 4-00
Максимальная стоимость 1 дела:  
Ханты-Мансийский АО 133-00
Таймырский АО  68-13
г. Санкт-Петербург 51-00
Ярославская 50-00
Магаданская 38-48
Коми-Пермятский АО 32-71
Краснодарский край 30-00

Считаем, также необходимым отметить, что ряд рецензентов примерного Договора, (это в основном архивные органы Республики Дагестан, Ставропольского края, Ленинградской области) считают, что предложенная методика расчета стоимости хранения одного дела не отражает действительную стоимость, а является результатом фактического (недостаточного) выделения бюджетных средств. С этим трудно поспорить. Однако, другой методики расчета нет.

То есть еще раз повторяю, что в этом плане нам еще необходимо поработать.

На что еще хотелось бы обратить внимание. В ходе анализа предложений, поступивших с мест, выявился круг вопросов, связанных с нормативным и методическим обеспечением деятельности территориальных органов по вопросам архивного дела. Эти вопросы очень важные и мы понимаем, что необходимо сориентировать вновь созданные федеральные органы исполнительной власти на разработку отраслевых перечней документов, примерных номенклатур дел, типовых инструкций по делопроизводству для подведомственных организаций. В этом плане, мы надеемся, найти их понимание и поддержку и об этом пойдет речь на июньском совещании.

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Примерный договор, который рассылался на рецензирование, как уже говорилось выше, переименован в «Соглашение об отношениях и сотрудничестве...» и доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших как от архивных органов субъектов Российской Федерации, так и от федеральных органов исполнительной власти. В ходе доработки было принято решение сделать два варианта Соглашения. Один вариант – это 3-х стороннее Соглашение, второй – двустороннее Соглашение. Проекты этих Соглашений мы привезли сюда, они размножены и переданы вам на ознакомление.

Что появилось принципиально нового в проекте Соглашения по сравнению с проектом Договора.

Во-первых, уточнен Предмет Соглашения. Теперь так он звучит в двустороннем Соглашении: «Настоящее Соглашение регулирует отношения между организацией и уполномоченным органом по обеспечению сохранности, учету, хранению, комплектованию и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации, а также документов по личному составу, образовавшихся в процессе деятельности организации». В трехстороннем Соглашении только добавляется еще одна сторона – государственный архив.

Во-вторых, В Разделах «Обязательства организации» в обоих вариантах Соглашения имеется запись о том, что организация передает документы в тот государственный архив, который определяет уполномоченный орган и соответствующая запись имеется в разделе обязательств уполномоченного органа.
 
Спасибо за внимание.

 Источник: http://www.rusarchives.ru/news/meeting140605_m.shtml 

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^