Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Информационные технологии помогут быстрее решить проблемы налогоплательщиков

Федеральная налоговая служба среди других государственных органов является своеобразным лидером в общении с клиентами посредством Интернета. Начальник Управления информатизации ФНС России Виталий Колесников рассказал «РБГ» о том, как технологии облегчили жизнь российским налогоплательщикам.

- Виталий Григорьевич, судя по последним усилиям, ФНС нацелена на то, чтобы как можно больше общаться с клиентами в Сети?

- Да, это действительно так. Мы многое делаем, чтобы наше общение с налогоплательщиками перевести на бесконтактное. Исключительно на основе информационных технологий. Теперь нерадивый бухгалтер не будет рассказывать своему шефу сказки, что «полдня провел в этой проклятой налоговой»... Да и нам такое не нужно. Всегда проще, когда информация идет в электронном виде, она структурирована. Ее можно сразу поместить в базу данных. А это залог дальнейшей работы налоговой инспекции без ошибок. Кроме того, нет очередей в самой инспекции. В-третьих, исключена коррупционная составляющая. Чем меньше личного общения, тем больше наш инспектор огражден от разных соблазнов, нарушений.

- А если у налогоплательщика возник вопрос, он может позвонить налоговому инспектору?

- Безусловно, налогоплательщик имеет право обратиться за разъяснениями в налоговый орган удобным для него способом, в том числе по телефону. Вместе с тем большинство документов, которыми обмениваются налоговый орган и налогоплательщик, мы стремимся перевести в электронный вид.

Конечно, возникают ситуации, когда выявляются ошибки, есть необходимость получения пояснений по хозяйственным операциям, консультации по сложным вопросам налогообложения. Личного общения не избежать. Но в ряде наших инспекций есть электронные очереди. Так что посетитель заранее не знает, к какому налоговому инспектору он попадет на прием. Кстати, инспекции осуществляют прием налогоплательщиков и по субботам 2 раза в месяц. Два раза в неделю рабочий день продлен до 20.00. Сегодня 68% налоговых деклараций тех организаций, которые ведут хозяйственную деятельность, сдается нам по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Налогоплательщики, взаимодействующие с налоговыми органами по ТКС, могут в автоматическом режиме запросить выписку операций по расчетам с бюджетом, справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, акт сверки по расчетам с бюджетом, перечень тех налоговых деклараций, которые они представляли в отчетном периоде, выписку из ЕГРЮЛ, а также получить разъяснения по вопросам налогового законодательства. Более того, закон №229-ФЗ внес существенные изменения в Налоговый кодекс, суть которых сводится к тому, что большинство документов, которыми обмениваются налоговые органы и налогоплательщики, переходит в электронный вид. Документы, необходимые для постановки на учет, наши требования по операциям по счетам, выписки из банков, всего около 45 документов. Мы уже разработали все необходимые документы и очень надеемся, что это будет использовано. Недавно вышло новое постановление правительства, в соответствии с которым станет возможным обмен счетами-фактурами в электронном виде. Таких документов в стране выпускается около 15 млрд в год.

- Не возникает проблем с использованием электронной цифровой подписи?

- Действуют федеральные законы 1-ФЗ и 63-ФЗ. Законодательно установлена полная аналогия документа, подписанного электронной подписью и на бумаге. Нет уже понятия копии в электронном виде. Налогоплательщик подписывает своей электронной подписью документ. Предполагается, что это тот самый документ, который представлен в налоговый орган. Средства проверки подписи позволяют убедиться в том, что документ не изменялся по дороге, не был перехвачен на каком-то почтовом сервере и что он подписан именно лицом, обладающим полномочиями его подписывать.

ФНС России создало единое пространство доверия, около 100 удостоверяющих центров, которые выдают эту электронную подпись на носителе-флешке. Каждый из этих центров доверяет другим и подтверждает, что действует легально, имеет соответствующую инфраструктуру, кадровый потенциал. Специалисты центров проверяют ваши паспортные данные перед тем, как выдать сертификат ключа подписи. Эта отчетность действует уже сегодня.

- Работает ли электронная подпись нотариусов?

- Всего надо оцифровать свыше 7 тысяч работающих в России нотариусов. Этим занимается их собственный удостоверяющий центр, который создала Федеральная нотариальная палата. Возможно, одним из толчков к этому послужила совместная с нами работа в рамках пилотного эксперимента по т.н. электронной регистрации. Сегодня уже в четырех регионах страны – Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге и Туле – организации и граждане имеют возможность подавать документы для регистрации в электронном виде. Но так как для организации заявление о государственной регистрации в любом случае заверяется нотариально, раньше требовалось посещать и нотариуса, и регистрирующий орган.

Сегодня представитель организации посещает нотариуса, тот проверяет его полномочия и заверяет в электронном виде пакет документов своей электронной подписью. Нотариальная палата совершила огромный прорыв в этом направлении. Мы видим, что в регионах процесс идет. На сегодня тысячи документов поданы в электронном виде для регистрации. И это только ограниченное число «продвинутых» нотариусов, которые участвуют в эксперименте. Не стоит забывать, что среда нотариусов достаточно консервативная.

- ФНС России создала соответствующий сервис и программу?

- Да, они бесплатные. В этой программе готовятся документы, там же заверяются, нотариус имеет возможность отследить состояние переданного в регистрационный орган документа, находится ли он в состоянии обработки. Получает выписку, свидетельство о государственной регистрации и передает своему клиенту. Это новый вид нотариальных услуг. В будущем законе «О нотариате и нотариальной деятельности» понятие электронного документа будет легализовано. Но мы уже работаем. С начала 2012 года такая система заработает уже в 17 регионах, там, где у нас единые центры регистрации. А с апреля-мая заработает по всей стране. Причем сама подача в электронном виде остается сугубо добровольной. Хотите подавать документы в бумажном виде – подавайте!

- Распространится ли этот процесс на нотариальное заверение копий?

- Пока нотариальное сообщество об этом думает. Вопрос в том, чтобы такую электронную копию документа принимали те ведомства, которым сегодня требуются бумажные копии, – учреждения, банки, страховые компании, суды и т.д. По нашим сведениям, законопроект о юридической силе электронных документов, разработанный минюстом, проходит процедурные согласования. Как минимум для судов и правоохранительных органов все это будет прописано.

В рамках межведомственного электронного взаимодействия, которое реально заработало в России, мы являемся поставщиком для 220 услуг. ФНС России ведет четыре базовых ресурса из 11 существующих в стране. Это Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков и новый реестр, который буквально недавно передан ФНС России, – федеральная информационная адресная система. Востребованность этих сведений огромная. Мы в день выдаем около трех тысяч сведений из наших ресурсов.

- А другие ведомства готовы работать с электронными документами?

- Закон 210-ФЗ, который регулирует предоставление государственных услуг, обязывает органы не требовать сведения на бумаге от заявителя услуги, а обращаться к владельцу сведений, другому органу исполнительной власти или местного самоуправления и в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) получать эти данные. Ту же выписку из ЕГРЮЛ никакой федеральный орган власти в рамках оказания услуги уже не имеет права требовать от заявителя. Например, услуга по лицензированию чего-либо. За сведениями из ЕГРЮЛ лицензирующий орган обязан обратиться к нам, если заявитель не принес эту выписку ему сам.

Чем меньше выписок в бумажном виде, тем меньше материальная и трудовая нагрузка на сотрудников ФНС. Сегодня мы выдаем более 8 млн выписок в год только из двух реестров. От большей части выписок на бумажных носителях мы бы отказались в пользу электронных выписок.

- Возможны ли суды с налогоплательщиками в системе on-line? Используются ли видеоконференции?

- Наши юристы очень часто участвуют в заседаниях судов, которые организованы в режиме видеоконференцсвязи. Любой участник по делу, если он не находится на территории суда, может обратиться в ближайший суд и принять участие в заседании суда по видеоконференцсвязи (ВКС). Это происходит, если ФНС является стороной по делу. Мы пользуемся ВКС для общения с нашими сотрудниками в регионах, часто привлекаются и органы исполнительной власти, партнеры или контрагенты. Наши налоговые органы используют скайп для живого общения с налогоплательщиками. В ряде регионов можно записаться на видеоприем, в том числе с начальником управления. А с арбитражными судами мы договорились о том, чтобы не требовать лишних документов, когда истец при направлении заявления в суд не запрашивает у нас выписку, а может просто распечатать страничку с нашего сайта, где есть наименование юридического лица и адрес его местонахождения. И суды это принимают.

- Как известно, в ФНС уже работают Первый личный кабинет, Второй личный кабинет и вот-вот заработает Третий. Что туда включено?

- Личный кабинет 1 – «Узнай свою задолженность» для физических лиц – сервис, который позволяет при вводе фамилии, ИНН, региона узнать о наличии задолженности по имущественным налогам и налогу на доходы физических лиц. С помощью этого сервиса уже оплачены миллиарды рублей задолженностей. Более того, с июня прошлого года появилась возможность оплачивать задолженность в режиме реального времени. По нашим соглашениям с кредитными организациями налогоплательщики, управляющие счетами дистанционно, могут прямо со своего рабочего места тут же оплатить свою задолженность с банковского счета. Это очень востребованный сервис. Но это сведения о задолженности, которые не являются налоговой тайной: нет расшифровки конкретного вида имущества, его описания, года, когда оно образовалось.

Личный кабинет 2 – настоящий личный кабинет, который мы ввели на территории пяти регионов – Башкортостана, Татарстана, Нижегородской, Тверской, Калужской областей. В ближайшие месяцы мы примем решение по всей стране. В этом сервисе можно увидеть уже все свое «имущественно-налоговое» состояние по сведениям налоговой службы. Очень подробно все расписано – об автомобиле, гараже, квартире, даче, земле. Для получения логина и пароля достаточно прийти в налоговый орган, написать соответствующее заявление, расписаться. Пароль можно менять сколько угодно раз. Можно зайти в свой кабинет и оплатить налоговые начисления.

Личный кабинет 3 – кабинет юридического лица. Это возможность видеть свой расчетный счет, все операции, осуществлять их, контролировать, давать поручения банку и т.д. Получать выписки из ЕГРЮЛ, подавать заявления о возмещении НДС, формировать акты сверки, получать выписки об операциях по расчету с бюджетом, получать справку о состояниях расчетов, уточнить ошибочные невыясненные платежи. В общем, полноценный кабинет бухгалтера.

- Вы говорите о земле, а если тот же садовый участок не зарегистрирован в Росреестре, как быть?

- Если у нас есть сведения из Росреестра, а они приходят к нам каждые десять дней, и они легли в нашу базу данных, вам должно прийти налоговое уведомление с рассчитанным налогом на землю. Это же уведомление можно получить и в личном кабинете. Платить налоги – конституционная обязанность граждан. Налог на землю, кстати, не очень большой. Комментировать работу наших коллег из Росреестра я не буду. Могу только сказать, что ФНС России работает над предложениями о массовой оценке имущества, в том числе и земли. Последние несколько лет в России стремительно растет число зарегистрированных владельцев земельных участков. Кстати, в полном поступлении налогов в казну больше всех заинтересованы местные и региональные власти. Это не федеральный налог. Например, в городе Мытищи Московской области муниципалитет создал небольшое предприятие, которое вместе с налоговиками занимается сверкой баз данных по земле и имуществу. Уйти от налогообложения там невозможно. И это правильно.

Источник: http://www.ictgov.ru/press/1776/

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^