В мае 2012 года в России произошло событие, которое сделало возможным появление в нашей стране нового рынка. Это – не просто очередной сегмент в огромном мире ИТ. Уже скоро об этом рынке узнают все представители бизнеса, от гигантов до самых мелких компаний. Более того, не просто узнают, но и, скорее всего, станут его участниками. Речь идет об электронном документообороте в сфере b2b.
В России ЭДО в b2b – отнюдь не новинка. Мы уже давно, но пока очень медленно, вкатываемся в него, привыкаем, учимся, и даже достигли первых успехов, хотя и не материальных, а пока только «ментальных».
Еще в 90-х годах в России стали появляться зачатки ЭДО b2b. В те годы, когда Интернет, как мы сейчас понимаем, только начинал осваиваться бизнесом. Отсутствовал дешевый широкополосный доступ в Сеть. Вычислительные средства и их возможности были ограничены и дороги. То же можно сказать и о программном обеспечении. Но даже в тех условиях электронное взаимодействие b2b развивалось –в тех направлениях, где оно было наиболее востребовано. Это было EDI – электронное взаимодействие путем обмена данными в системах, где проводились торговые операции.
Подобные решения были дороги и доступны только очень крупным компаниям. Они и до сих пор работают в этом секторе – ритейле и, отчасти, в фармацевтической отрасли, где велико количество однотипных сделок, а минимизация стоимости и, что самое главное, скорости совершения торговых операций – имеют очень большое значение. Замечу – о том, чтобы организовать электронный документооборот между субъектами бизнеса, речь в то время не шла вообще. Рассматривалась только возможность взаимодействия систем контрагентов для автоматизации процедуры обслуживания сделок. И, поскольку процессы эти были очень дорогими, то и применение подобные решения нашли только в тех отраслях, где они гарантированно могли дать хороший экономический эффект.
Долгое время взаимодействие информационных систем все равно дублировалось на бумаге. Ведь основное предназначение документа – не поддержка взаимодействия систем, применяемых участниками сделки для выполнения своих обязательств перед партнерами или для обеспечения своих прав в арбитраже. Не обработка операции, а сохранение ее параметров – вот назначение документа во взаимодействии b2b!
Но вот, наконец, рынок электронного взаимодействия b2b в России уже на старте. Пока степень его наполнения, без учета погрешностей, равна нулю. В ряде компаний запущены пилотные проекты, но в общей массе их значение ничтожно. Однако, зарубежный опыт подсказывает, что именно в этой области нас ждет рост, причем очень быстрый.
То, что происходит с электронным документооборотом в России в сфере b2b, отличается от ситуации в Европе кардинальным образом. И тому имеется целый ряд причин.
Во-первых, несмотря на интеграционные процессы, в каждой из стран Старого Света имеется собственное законодательство. В каждой стране – свои особенности (подчас существенные) ведения хозяйственной и финансовой деятельности. Остро стоит и трансграничная проблема.
Во-вторых, европейские страны даже сейчас... далеко отстают от России по степени готовности к работе с электронными документами. Наша страна, во многом за счет активности государства в сфере b2g, благодаря планомерному развитию сегмента электронной отчетности, очень серьезно подготовилась к работе с электронными документами. К примеру, Федеральная налоговая служба подсчитала, что 72% организаций в стране уже работают с налоговыми органами в электронном виде. Это означает, что организации владеют необходимыми средствами работы, – криптографией, электронной цифровой подписью. Кроме того, российские предприятия успешно преодолели период формирования доверия к электронным документам. А ведь именно такого рода опасения могут вылиться для отдельно взятой компании в длительный и сложный процесс перехода к современным методам документооборота.
На заре нашей работы в сегменте организации сервисов электронной отчетности мы сталкивались с тем, что предприятия, переходящие на подобную форму сдачи документов налоговым органам, в течение трех-четырех лет испытывали определенное недоверие, дублируя электронные документы на бумаге. Это было вполне естественное стремление подстраховаться. Но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. И во многом потому, что сотрудники финансовых служб, бухгалтерий, стали относиться к электронным документам как к привычному и надежному инструменту работы.
Не перестает работать и государство, которое много делает для популяризации электронного документооборота. Достаточно вспомнить и портал госуслуг, и электронные торги. Что бы ни говорилось по этому поводу, давайте признаем: электронный документ уже стал для нас «бытовым», повседневным понятием.
Еще один фактор, позволяющий России опередить Европу, – отсутствие разнообразия учетных систем. Большинство организаций оперируют «типовым» набором учетных и бухгалтерских систем, – 1С, SAP, Microsoft, Oracle. Есть небольшое число «самописных» систем, но их роль не является определяющей. Так что проблема «вхождения» в эпоху электронного взаимодействия в России решается гораздо проще.
Вот почему я уверен, что наш путь к тем показателям, которыми сейчас может похвастаться Европа, будет гораздо короче.
Причина нашего нынешнего отставания в сфере электронного b2b-документооборота – поздний старт. Европейский рынок стартовал в 2004 году. Мы же начинаем только сейчас, в 2012 году. И этот старт стал возможен благодаря тому, что в нашей стране наконец появилась нормативная база, которая позволяет все основные документы по сделке иметь в электронном виде.
Май 2012 года, когда был легитимизирован в электронном виде основной документ коммерческой сделки, счет-фактура, как раз и стал точкой отсчета: в России наступила эра электронного взаимодействия в b2b.
До того у компаний не было никаких стимулов инвестировать в развитие ЭДО. Ведь в конечном счете все документы все равно приходилось печатать на бумаге! Соответственно, в этом направлении не предпринимались усилия и сервисными компаниями, которые могли бы способствовать ускорению процесса.
Наш «проигрыш» Европе сегодня – следствие восьмилетнего гандикапа. Но если рынки электронного взаимодействия в b2b в европейских странах развивались медленно, осторожными шагами, то у нас есть все условия для того, чтобы сделать в этой области настоящий рывок вперед.
Отставание мы преодолеем гораздо быстрее. Долго догонять не придется.
Календарь мероприятий
7 000 компаний