Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Основные тенденции развития и прогнозы рынка HRM-систем

HR на втором месте

Автоматизация работы кадровой службы в последние годы становится одной из самых популярных задач, решаемых российскими предприятиями. Она осуществляется как в рамках общей автоматизации компаний (внедрения ERP-систем), так и в ходе обособленных проектов внедрения функциональности HRM. Первоочередными задачами при этом являются организация кадрового учета и расчетных процедур в рамках единой информационной системы с централизованным хранением данных. После их решения предприятия часто переходят к реализации информационной поддержки управления трудовыми ресурсами (функции по управлению компетенциями, мотивацией, компенсациями, наймом, карьерой и т.п.).

Разные ориентиры

В условиях российского рынка HRM-систем спрос во многом определяет предложение решений соответствующего класса. Для иностранных поставщиков, предлагающих локализованные продукты, реакция на потребности отечественных предприятий выражается в предложении лишь определенного подмножества функций созданных комплексных решений с возможностью его расширения. Что же касается российских поставщиков, то они реализуют в своих продуктах принцип необходимой достаточности, наращивая функциональность в соответствии с существующим спросом на автоматизацию отдельных процедур управления трудовыми ресурсами.

В описанной ситуации на технологическое и функциональное развитие HRM-систем иностранной разработки преобладающее влияние оказывают процессы, происходящие на мировом рынке (требования внутреннего рынка касаются лишь соответствия законодательным требованиям автоматизированных процедур кадрового учета, расчета заработной платы и отчислений, а также генерации отчетности). Для российских же разработчиков мировой рынок HRM-систем является лишь общим ориентиром и индикатором перспективных направлений развития продуктов и используемых в них технологий. А конкретные шаги по расширению функциональных возможностей предлагаемых ими программных продуктов определяет внутренний рынок через требования российских предприятий.

Похоже на мировой рынок

В то же время, общая ситуация на российском рынке HRM-систем схожа с положением дел на мировом рынке. В частности, у нас существует достаточно большое число специализированных решений, выходящих за рамки возможностей менее многочисленных интегрированных продуктов. Хотя значительную долю в этих решениях составляют системы, обеспечивающие, по отдельности, автоматизацию кадрового учета и отчетности, кадрового документооборота, расчета заработной платы, табельного учета и контроля доступа, на рынке предлагаются и системы автоматизации отбора кандидатов и найма персонала (включая HR-порталы), системы психологического тестирования сотрудников, системы оценки персонала, средства планирования обучения и карьеры, управления дистанционным образованием (eLearning), управления мотивацией и др. То есть, так же, как и на мировом рынке, производители продуктов best-of-breed более активно ведут себя в «нишах специализации», чем поставщики интегрированных решений, которые немного отстают в плане удовлетворения существующего спроса.

Но не совсем

Однако, в отличие от многих игроков мирового рынка, российские разработчики твердо придерживаются принципа «все из одних рук» и, как правило, оставляют вопросы интеграции своих продуктов с решениями best-of-breed на совести их разработчиков и заказчиков. Недостающую же функциональность вендоры отечественных комплексных HRM-систем реализуют собственными силами. В этом плане аналогия с мировым рынком отсутствует – не наблюдается ни интеграции и совместного распространения комплексных систем со специализированными решениями (за очень редкими исключениями), ни, тем более, поглощения разработчиков best-of-breed компаниями, предлагающими крупные HRM-системы.

Скорее всего, стремление реализовать всю функциональность самостоятельно является следствием определенного консерватизма российских разработчиков, а причины отсутствия практики поглощения более мелких компаний более крупными кроются в относительно небольших (по сравнению с игроками мирового рынка) финансовых ресурсах в их распоряжении. В то же время, практика сотрудничества с разработчиками специализированных продуктов и(или) поглощения части подобных компаний могла бы ускорить развитие рынка и усилить решения, предлагаемые российскими поставщиками отечественным заказчикам.

В настоящее же время российские предприятия, которым требуется решение по автоматизации управления трудовыми ресурсами, функциональность которого шире, чем реализованная в отечественных комплексных HRM-системах, вынуждены либо пользоваться услугами иностранных разработчиков, либо самостоятельно реализовывать проект интеграции российской HRM-системы со специализированными решениями, «закрывающими» ее функциональные «бреши», либо найти соответствующие требованиям по функциональности системы best-of-breed, разработчики которых сами предусмотрели возможность совместной работы с одной из отечественных HRM-систем.

Догнать и перегнать

Что касается общих тенденций развития российского рынка HRM-решений, то они заключаются в усилении отечественных комплексных решений, как в плане масштабируемости и производительности, так и в плане расширения возможностей по управлению трудовыми ресурсами. На сегодняшний день HRM-системы ведущих российских поставщиков не включают лишь блоки электронного обучения, «информационного самообслуживания» и средства организации и (для части систем) поддержки HR-портала. Наиболее вероятная схема их развития будет включать создание web-расширений, в частности, обеспечивающих работу HR-порталов, с переходом к поддержке электронного обучения, а в последствии – и к поддержке информационного самообслуживания.

Поставщики HRM-систем с менее широкой функциональностью, до того как развивать свои продукты в указанных выше направлениях, должны будут реализовать в них функции управления персоналом на базе компетенций, планирования человеческих ресурсов, оценки персонала, планирования и управления обучением, подбора персонала и управления кадровым резервом, а также управления компенсациями.

Ориентация на СМБ, но без SaaS

Таким образом, отечественные HRM-системы будут «подтягиваться» по предоставляемым возможностям к решениям иностранных вендоров и «выравниваться» по функциональности по отношению друг к другу. При этом они останутся существенно доступнее по стоимости, чем зарубежные системы, что позволит отечественным вендорам успешно работать в сегменте СМБ, особенно чувствительном к ценовым характеристикам предлагаемых продуктов.

В то же время, прогнозировать появление и серьезное распространение HRM-систем «по требованию», реализующих бизнес-модель «ПО как услуга» (SaaS), скорее всего, преждевременно. Подобные решение пока лишь начинают распространяться даже на западных рынках, где аренда программного обеспечения вполне привычна. Что же касается российского рынка, то, во-первых, практика предоставления услуг по удаленному пользованию программными продуктами здесь является редкостью, во-вторых, сетевая инфраструктура для широкого распространения подобных услуг явно недостаточна, и, в третьих, подобная организация обработки данных оценивается отечественными предприятиями как весьма рискованная и чреватая потерей и(или) утечкой важной информации.

Вывод

Соответственно, основной тенденцией рынка HRM-систем будет оставаться перенимание зарубежного опыта управления трудовыми ресурсами вкупе с развитием отечественной практики организации учетных и расчетных кадровых операций и подготовки отчетности. Революционных изменений в используемых разработчиками базовых технологиях, скорее всего, не будет, но, возможно, проявятся процессы интеграции комплексных систем и решений best-of-breed. Ценовая доступность отечественных решений сохранится.

Система «КАДРЫ» - программа кадрового учета, делопроизводство отдела кадров

Источник:  http://www.tadviser.ru/index.php

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

16декабря

Защита от несанкционированного распространения конфиденциальной информации в СЭД

Узнать больше

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^