В докризисный период рынок ПО в России принадлежал крупным производителям с мировым именем – доля средних и мелких разработчиков была не велика. Во второй половине 2008 года экономическая ситуация вынудила компании снизить расходы, в том числе и на ИТ. Насколько уменьшились затраты компаний на ПО? Как изменился потребительский спрос? Какие решения будут востребованы в эпоху кризиса?
2007 год и первая половина 2008 стали своеобразным «золотым периодом» на рынке программного обеспечения в России. На показатели продаж сильнее всего повлияла повсеместная легализация, демонстрировавшая высокие темпы. Активные проверки предприятий на предмет контрафакта, публичные судебные процессы в случае установленного использования нелегального ПО только подстегивали движение, которое и без того набирало обороты. Дело в том, что большинство предприятий к этому моменту уже успели изменить свои приоритеты в отношении инвестирования в ИТ – компьютерные парки у всех были в достаточной мере укомплектованы, потребовалось их оснащение, и заказчики обратили внимание на профессиональный и эффективный софт. Это время можно условно назвать «эпохой гигантов» – оно, в основном, принадлежало крупным разработчикам с мировым именем, хотя «кусочки пирога» доставались и более мелким. Основная причина безусловного доминирования гигантов на рынке заключается в огромных суммах, вложенных в маркетинг и рекламу. Запущенный механизм пропаганды определенных брендов отработал затраченные средства. Так как покупатели не были нацелены на экономию, при выборе программного обеспечения они руководствовались скорее стандартизацией ПО (это один из немаловажных факторов для привлечения инвестиций) и запомнившимися рекламными образами, чем соотношением цены и функциональности, доходы крупных компаний по России демонстрировали рекордные показатели.
Как следствие, сравнительная доля небольших и средних производителей была невелика. Они просто не могли выдержать конкуренцию на уровне знакомства потребителя с продуктом. И, несмотря на многочисленные стартап-проекты, вызывавшие большую заинтересованность различных инвесторов и активное обсуждение в СМИ, успешно выйти на широкий и перенасыщенный продуктами рынок имели возможность лишь единицы. Ведь для этого нужно было не только предложить покупателю поистине что-то новое, но и суметь убедить инвесторов вложить деньги в свой бизнес.
Кризис радикально изменил эту ситуацию уже в середине прошлого года. В сфере ИТ, в том числе и закупки ПО во всех отраслях, началось сокращение бюджетов. Небольшой софтверный бизнес получил благодаря этому обстоятельству хороший шанс. Многим предприятиям продукты зарубежных вендоров стали не по карману, после того как растущий курс доллара потянул за собой вверх и цены на иностранный софт. Компании, снижая затраты на ИТ, начали тщательно определять свои бизнес-задачи и соотносить их с функционалом софта. Аналогичный процесс был заметен и на обычном потребительском рынке. Пользователи начали «жить по средствам», присматриваясь к программам, разработанным вендорами «второго эшелона». И убедились в том, что эти предложения могут стать неплохой экономичной альтернативой дорогому софту, который мы привыкли считать стандартом в период, когда экономия на создании ИТ-инфраструктуры не была актуальной.
Период, когда маркетинговые инструменты позволяли в полной мере формировать потребительский спрос на ПО, остался в прошлом. Теперь большинство покупателей софта подходит к приобретению программных продуктов очень взвешенно. Как известно, из огромного перечня возможностей многофункциональных профессиональных программ задействованными оказываются всего 3-15%. Сегодня потребители начинают отдавать себе отчет в том, что, покупая программный пакет с огромным количеством неиспользуемых функций, он переплачивает за них производителю. Этот момент сегодня становится определяющим фактором отказа от растиражированных стандартизированных решений.
Еще одна новая тенденция проявилась в начале этого года: чтобы выстоять в сегодняшних условиях, вендорам нужно с максимальным вниманием отнестись к российскому рынку и разработать грамотную бизнес-политику. Сейчас на первый план выходят не усредненные категории, и уж тем более не престиж марок разработчиков, а соответствие предложенного решения индивидуальным особенностям клиента. Поэтому те производители, которые продолжают серьезно работать в нашей стране, получают рост продаж даже в кризис. Они ведут не только маркетинговую политику, но и развивают дилерскую сеть, организуют семинары, проводят конкурентный анализ рынка, вникают в специфику бизнеса клиентов, стараются оптимизировать свои предложения. Благодаря этим усилиям в различных сегментах рынка лидирующие позиции в рейтинге продаж интернет-супермаркета Softkey удерживают такие разработчики, как «1С – Битрикс», Rar Lab, Acronis, Keepsoft.
С точки зрения потребителя и логики развития экономического сектора перечисленные последствия кризиса можно считать, как ни удивительно, даже позитивными. Однако он также спровоцировал ситуацию, которая может обернуть прахом все усилия, направленные на формирование рынка легального ПО. К сожалению, подорвана тенденция планомерного снижения уровня пиратства, которая наблюдалась в России последние 2-3 года. Большинству производителей софта это явление нанесет серьезный ущерб. Тем не менее, вендоры, которые целенаправленно работают с потенциальными покупателями, имеют большие шансы получить в итоге хороший результат. Подразумевается, конечно, реальная борьба с пиратством, а не голословные заявления. Ведь в сфере борьбы с контрафактом существует множество эффективных, но не всегда очевидных инструментов. Это создание учебных программ, пакетов для домашнего использования. В частности, компания Adobe активно контактирует со своими нынешними и потенциальными клиентами, организуя семинары, пропагандируя легитимное ПО. Эти усилия положительно сказываются на результатах продаж. Такую тактику могли бы взять на вооружение многие вендоры, но пока они предпочитают задействовать старые маркетинговые инструменты. К сожалению, наладить такую масштабную пропагандистскую работу в сегменте конечных пользователей просто нереально, и это также является причиной, по которой большое число покупателей опять вернется к закупкам пиратских версий ПО. Можно ожидать, что уровень пиратства откатится в этом сегменте к показателям четырехлетней давности.
И все же картина не так мрачна: у многих пользователей уже сформировалось устойчивое негативное отношение к нелегальному софту. Интернет-супермаркет Softkey регулярно проводит опросы общественного мнения, по которым можно отследить интересную тенденцию: если в 2005 году 29% конечных пользователей считали, что на их домашнем компьютере должно быть установлено только лицензионное ПО, то к 2008 году количество убежденных сторонников легального софта составило 35%. Можно предположить, что эта категория покупателей сделает выбор в пользу контрафакта только в самом крайнем случае. К тому же есть еще один обнадеживающий фактор. В сегменте рынка софта для конечных пользователей с уверенностью можно прогнозировать рост спроса на игровые программы. Как показывает практика, в тяжелый в экономическом плане период людям чаще хочется отвлечься от неприятностей, связанных с работой, или, того хуже – ее отсутствием. Эта тенденция будет иметь место в текущем году, если, конечно, кризис не углубится.
Несмотря на очевидную необходимость пересмотра привычных методов ведения бизнеса, не всем вендорам придется в экстренном порядке менять свою маркетинговую политику, чтобы удержаться «на плаву». Сегодня можно выделить несколько групп софта, к которому корпоративные клиенты даже в разгар кризиса проявляют гарантированный интерес. В 2008 году в устойчивые лидеры продаж вышло инфраструктурное ПО. К нему относятся почтовые серверы, софт для управления ИТ-инфраструктурой, СУБД, а также программы для виртуализации ресурсов. Причина столь устойчивого спроса заключается в том, что бизнес активно начинает снижать издержки и стремится к максимальной автоматизации и эффективности рабочих процессов.
Многочисленные аналитические исследования, посвященные кризисным явлениям, предупреждают о возросшей опасности интернет-угроз. Кроме того, опасность исходит и со стороны сотрудников, попавших под сокращение. Хищение информации в этом случае может иметь разные мотивы – от попытки обеспечить свое будущее до простой мести работодателю. Также увеличивается возможность шпионажа со стороны конкурентов. Поэтому вполне естественно повышается спрос на софт, гарантирующий информационную безопасность. Прекрасно себя чувствуют сегодня производители антивирусов, файерволов и антишпионских программ – потребность в их продуктах диктует сам кризис.
Все-таки в минус?
В значительной степени кризис перекроил соотношение продаж программного обеспечения в секторе конечных пользователей и представителей среднего и малого бизнеса. К примеру, в объеме продаж интернет-супермаркета Softkey в течение последних лет – до осени 2008 года – стабильной оставалась следующая пропорция: 75% дохода от продаж приносили клиенты корпоративного сегмента, 25% – частные пользователи. Но с октября 2008 года картина серьезно изменилась. Доля доходов продавца компьютерных программ от частных заказов выросла до 40%. Соответственно, уровень прибыли от заказов предприятий сократился до 60%. Логично предположить, что подобная картина является результатом повсеместного сокращения ИТ-бюджетов российских компаний на 40-50%.
В 2009 году аналитики компании Softkey прогнозируют падение рынка в сегменте Enterprise до 20-40%. Незначительное падение продемонстрирует сегмент СМБ. В сегменте конечных пользователей ожидается продолжение роста на уровне 10-20%. По оценкам экспертов ISDEF (форум независимых разработчиков программного обеспечения), в России в 2007 году объем рынка тиражного программного обеспечения составлял порядка 3,7 млрд долл. В 2008 году он вырос на 25-30%. Соответственно, в абсолютных цифрах объем увеличился до 4,5 млрд долл. Буквально на днях эксперты аналитического агентства IDC обнародовали прогноз, согласно которому, в текущем году в условиях кризиса российский ИТ-рынок покажет отрицательную динамику: до 22,1%. В целом, участники рынка согласны с этими цифрами.
От прогнозов быстрого восстановления рынка сегодня воздерживаются большинство аналитиков: ситуация может развиваться совершенно непредсказуемо. При нынешнем положении дел корпоративный сегмент ПО сократится на десятки процентов. И эти огромные потери не компенсирует даже рост пользовательского сегмента, который даже по самым оптимистичным предположениям не обещает быть большим. Однако те вендоры, которые ведут серьезную и последовательную работу на российском рынке, пытаются сохранить и развить сложившуюся экосистему рынка, разрушающуюся на глазах, продолжат получать хороший результат.
Анастасия Власова
Источник: https://www.cnews.ru/articles/kak_krizis_izmenil_rynok_po_v_rossii_
Календарь мероприятий
7 000 компаний