Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Свой путь пройдя до половины...

Роман Базаров
Опубликовано в журнале «CIO» 1 от 23 января 2007 года

У информационных технологий есть одно интересное свойство. Эффективное управление они делают более эффективным, а неэффективное еще менее эффективным, говорил ровно 12 месяцев назад заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов, рассуждая о результатах воплощения в жизнь федеральной целевой программы Электронная Россия в 2005 году. Информатизация долгое время существовала как отдельное направление деятельности. Она никак не была связана с реорганизацией госфункций, оптимизацией административных процессов. Вопросы реинжиниринга рассматривались отдельно от автоматизации. Более того, информатизация понималась как закупка оборудования и программного обеспечения и поддерживала существующие неэффективные административные процессы. Медленный хаос стал более быстрым. У каждого чиновника на столе появилось по компьютеру, но его работа эффективнее от этого не стала .

Прошел год, но сколько-нибудь большей упорядоченности и систематичности в практике российской государственной информатизации пока не возникло. В обеспечение этого процесса, который всеми политическими деятелями и правительственными органами признается наиважнейшим, принимается множество разнообразных распорядительных и рекомендательных документов, однако принципиального улучшения качества государственного управления за счет внедрения современных информационных технологий до сих пор не происходит. А между тем, в 2006 году ФЦП «Электронная Россия» , задуманная как главная общенациональная программа технологического переоснащения всей вертикали государственной власти, пересекла линию своего исторического экватора. Четыре года назад эта программа была введена в действие и через столько же лет должна быть завершена. Основная ее идея изначально заключалась в построении того самого электронного правительства , которое предусматривает продуманную, целенаправленную и эффективную автоматизацию внутренней деятельности всех госструктур, их взаимодействия между собой и с гражданами страны. Но чем дальше, тем больше это строительство стало напоминать пресловутый долгострой, при котором весь ход выполнения проекта состоит из сплошных проблем: то не подвезут материалы, то заканчивается финансирование, то работа предприятий-смежников оказывается несогласованной, а то вдруг выясняется, что архитектурный план никак не привязан к месту его реализации.

Версия очередная, исправленная и дополненная

15 августа минувшего года правительство Российской Федерации утвердило очередную новую редакцию ФЦП «Электронная Россия» , в которой среди прочего указывается, что объем ее финансирования из федерального бюджета на период с 2007 по 2010 годы составит более 13 миллиардов рублей. В 2007 году на реализацию мероприятий программы планируется выделить из федеральных средств 2,8 миллиарда рублей. Предполагается, что финансирование программы будет осуществляться в необходимом объеме, тогда как с 2002 года до настоящего времени реальное финансирование мероприятий ФЦП «Электронная Россия» не превышало 25% от необходимого объема, говорилось в специальном сообщении Министерства информационных технологий и связи РФ. Последнее замечание выглядело особенно важным с учетом того, что к моменту утверждения обновленной программы Минфин еще не согласовал ее окончательный бюджет на 2006 год (!), никаких средств на ее реализацию не выделил, а следовательно, и весь ее годовой план был уже обречен на невыполнение.

При всем при том, руководство Мининформсвязи в своем комментарии к новой редакции ФЦП отмечало, что программа скорректирована с учетом самых актуальных задач в области повышения эффективности функционирования системы госуправления в РФ. Одними из основных задач программы являются обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, построение единой информационной вертикали государственного управления, повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, а также уровня квалификации и профессиональной подготовки работников госорганов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. При этом задачи государственной поддержки отечественного конкурентоспособного производства в сфере ИКТ, развития национальной инфраструктуры связи, а также задачи внедрения ИКТ в деятельность отдельных органов государственной власти выделены в специальные государственные и ведомственные программы и проекты.

По мнению разработчиков программы, ее реализация позволит также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. С экономической точки зрения, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий программы в период 2007 2010 годов может составить около 74 миллиардов рублей , отмечалось в сообщении Мининформсвязи.

В нынешнем варианте ФЦП предусматриваются мероприятия, распределенные по семи основным направлениям: формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении; обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем; обеспечение эффективности взаимодействия органов госвласти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ; внедрение информационных систем управления деятельностью органов госвласти; создание информационных систем органов госвласти, обеспечивающих деятельность Президента, правительства, а также Федерального собрания РФ; создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов госвласти; управление реализацией мероприятий программы.

В новой редакции программы сокращено количество государственных заказчиков при одновременном существенном повышении их полномочий и ответственности за выполнение мероприятий программы. Государственным заказчиком-координатором определено Мининформсвязи, а государственными заказчиками Минэкономразвития, Росинформтехнологии, ФСО и Рособразование. Предполагается, что в результате реализации программы эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов госвласти повысится на 10%, а трудозатраты госорганов на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25%.

Российское значит отличное от зарубежного

Новая редакция федеральной целевой программы Электронная Россия направлена на решение важнейшей задачи создания в стране единой информационной инфраструктуры , утверждал в своем выступлении на конференции Международной торговой палаты руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин. По его словам, такой подход позволит интегрировать ранее изолированные отраслевые и ведомственные информационные системы. Правда, о сооружении единой ИТ-инфраструктуры российских государственных органов говорится с первых дней разработки ФЦП, но пока даже изрядно потратившиеся на собственную автоматизацию ведомства не получили от нее ощутимого эффекта. В ИТ-системах министерств и ведомств зачастую используются несовместимые между собой программно-аппаратные стандарты и платформы, что не дает возможности этим организациям нормально взаимодействовать друг с другом. Концепция стандартизации программного обеспечения, используемого для госнужд, давно уже дебатируется на разных уровнях и в самых различных инстанциях, и отсутствие каких-либо практических результатов этих дискуссий побуждает к вступлению в борьбу за единообразие ПО государственного назначения даже те организации и профессиональные сообщества, которые, казалось бы, прямого отношения к этой проблематике не имеют. Причем эта борьба иногда принимает весьма радикальный характер.

Так, например, в мае прошлого года группа депутатов Госдумы и научных сотрудников академических институтов направила открытое письмо Президенту Путину, в котором говорилось о недопустимости использования любых зарубежных программно-технических средств в государственных структурах РФ в связи с угрозой информационной безопасности нашей страны. Глубокую тревогу научного мира России вызывает состояние информационной безопасности нашей страны , такими словами авторы начинают свое послание, призывая поддержать депутатскую инициативу о законодательном запрете применения ПО иностранного производства в стратегических отраслях и на особо важных объектах и заблаговременно предлагая включить в перечень таких отраслей и объектов энергетику, транспорт, военно-промышленный комплекс и все государственные информационные системы. За счет активного участия зарубежных фирм в процессе информатизации органов государственной власти практически все информационные ресурсы страны, включая ресурсы критических систем , оказались под контролем соответствующих иностранных структур, утверждается в письме. Нельзя не отметить, что этим наносится огромный урон и национальной экономике: ведь за наши государственные деньги развиваются не отечественные, а частные западные компании .

Однако, как отмечают в своем комментарии к этому письму эксперты агентства CNews Analytics, предложенное средство улучшения состояния информационной безопасности нашего государства едва ли не хуже самой болезни: Вследствие элементарного незнания или по каким-либо иным причинам, не имеющим ничего общего с развитием страны и ее национальной экономики, подписавшие послание российские законодатели и деятели науки обращают внимание лишь на результат, но причины сложившейся ситуации остаются вне сформулированных предложений . По данным тех же экспертов CNews, офисные приложения Microsoft сейчас наиболее активно, широко и продуктивно используются в подавляющем большинстве государственных органов (кроме, пожалуй, Министерства обороны и ряда других силовых ведомств) и представляют собой чуть ли не единственную технологическую нить, связующую между собой информационные массивы различных учреждений и департаментов.

Что же касается проблем информационной безопасности госструктур, то причины, по мнению аналитиков, кроются совершенно в другом в полной непроработанности вопросов обеспечения этой безопасности почти во всех органах нашей государственной власти. Документы ведомственной регламентации подобных вопросов отсутствуют у трети госучреждений федерального уровня, а если таковые и есть, то опираются они на законодательный фундамент пяти- и более летней давности то есть абсолютно не соответствуют нынешним условиям развития ИТ в России и в мире.

Другая часть проблем информационной безопасности госструктур связана с тем, что лишь в очень немногих из них уделяется должное внимание порядку пользования различными базами данных, имеющими межведомственное применение. Далеко не все госструктуры используют аппаратные средства разграничения доступа, а многие вовсе никак себя не защищают, ни аппаратно, ни программно, от несанкционированного доступа. В области обеспечения информационной безопасности в госсекторе существует немало и других проблем, в целом ситуация в 2006 году, по сравнению с предыдущим, скорее, не улучшилась, а ухудшилась. Но призывами к запрету зарубежного ПО вопрос не решить тем более, что подобная практика уже неоднократно доказывала свою несостоятельность. Достаточно вспомнить, как во второй половине 90-х годов весьма активно лоббировались, чтобы потом с треском провалиться, аналогичные инициативы по разработке национальной операционной системы (которая должна была полностью заменить в государственном секторе Microsoft Windows), созданию отечественной инфраструктуры корневых DNS-серверов и даже построению сепаратной российской государственной сети в противоположность Интернету.

Под лозунгами открытости

Судя по всему, какой бы то ни было влиятельной правительственной поддержки инициатива авторов открытого письма пока не получила. По крайней мере, ни одно из появившихся во второй половине истекшего года предложений органов исполнительной власти в области программного обеспечения российской государственной системы не содержит каких-либо экстремальных идей и запретительно-жестких формулировок. А 1 декабря коллегия Министерства информационных технологий и связи приняла решение о создании рабочей группы с целью определения основных направлений стратегии развития свободного программного обеспечения в России . По мнению и. о. директора департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Евгения Васильева, использование свободного программного обеспечения для государственных нужд имеет ряд преимуществ: существенное сокращение расходов на легализацию программного обеспечения, использующегося в госсекторе, развитие отечественного производства ПО и, соответственно, сокращение технологической зависимости России в области программного обеспечения.

Кроме того, участие отечественных предприятий в проектах разработки свободного ПО позволяет им выходить на международный рынок в качестве поставщиков готовых продуктов и решений. Высказываясь за целесообразность поддержки развития свободного программного обеспечения в России, г-н Васильев отметил, что для этих целей, прежде всего, необходимо обеспечение равных рыночных условий для свободного и закрытого ПО, разработка обоснованной методики распределения между заказчиком и исполнителем и дальнейшего использования прав на ПО, получаемых в результате исполнения государственных контрактов, а также продолжение разработки рекомендаций по использованию открытых стандартов (спецификаций, протоколов, форматов файлов и т. д.) при разработке программного обеспечения.

А еще летом Минэкономразвития направило в правительство свой доклад О совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий , в котором подчеркивается, что в деле повышения эффективности выполнения государством своих функций технологические вопросы являются подчиненными и должны рассматриваться только через призму развития всей системы госуправления, открытости власти и ее подотчетности обществу. В этом докладе (в который уже раз!) делается акцент на том, что отсутствие согласованной политики в области коммуникационных протоколов и форматов данных приводит к использованию ведомствами несовместимых между собой программных средств. А потому в своей информационно-технологической политике государство должно ориентироваться на программное обеспечение, соответствующее открытым стандартам. Именно такой подход, вне всяческих надуманных запретов и чрезмерных ограничений, способен предотвратить утрату государством контроля над собственными информационными системами и возникновение такой ситуации, при которой государство может оказаться в технологической зависимости от тех или иных поставщиков ПО. Предметом регулирования должны стать не поставщики и не конкретные программные решения, а технологии. При этом граждане и бизнес - структуры могут использовать любые программные продукты. Государство должно выбрать из открытых и свободных технологий одну наиболее подходящую спецификацию.

Но в этом контексте так или иначе возникает еще одна многократно обсуждавшаяся, но так и не нашедшая своего решения проблема проблема порядка, условий и организации проведения конкурсов на выполнение технологических разработок и осуществление поставок ИТ-продукции и услуг для государственных нужд. И об ее актуальности с новой силой заставили заговорить совсем недавние скандальные события вокруг Пенсионного фонда России. Сразу же после обысков, проведенных 6 декабря 2006 года в центральном офисе ПФР, по всем информационным агентствам, каналам и изданиям прошли сведения о том, что следствие располагает доказательствами продажи несколькими ИТ-компаниями оборудования этому фонду по заведомо завышенным ценам с расчетом на так называемые откаты . Кроме того, аналитики и эксперты тут же принялись обсуждать вопрос о том, что в условиях конкурса на приобретение Пенсионным фондом программно-аппаратных средств изначально значились системы корпорации IBM что не соответствует нормам равноправной конкуренции и заранее предопределило результаты тендера.

Государственный заказ является самой масштабной формой государственно-частного партнерства, его объем лишь на федеральном уровне превышает 1 трлн. руб. Однако и размеры коррупции здесь также бьют все рекорды, составляя (по оценкам ФАС) около 350 млрд. руб. Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд во многом способствовал формированию единого правового, информационного и организационного поля в сфере госзаказа». Но необходимые результаты он принесет лишь при условии реализации всех заложенных в него механизмов. Первый из них обеспечение полной открытости информации о госзакупках (прежде всего через Интернет) и снятие ограничений при предварительной оценке поставщиков. Второй принятие двух главных подзаконных нормативных актов: перечня товаров, работ и услуг, обязательно размещаемых на аукционах, и порядка оформления заявок на конкурс. Третий механизм введение электронных торгов.

Пока их внедрение идет очень туго, а действие охватывает лишь небольшую часть сферы госзаказа. В октябре было объявлено о начале второго этапа реформы в сфере госзакупок. Основными его целями станут создание единой системы государственных электронных торгов и системы работы с рекламациями, а также мониторинг выполнения самого Закона 94. По словам главного специалиста Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Елены Шайтуровой, ее ведомство уже четыре года в рамках ФЦП Электронная Россия работает над созданием первой очереди автоматизированной информационной системы госзакупок. Министерство создало специализированный сайт (www.pgz.economy.gov.ru), на котором сосредоточивается информация о госзаказчиках и проводимых государственных закупках на федеральном уровне. Сейчас там зарегистрированы порядка 12 тыс. государственных заказчиков, распорядителей бюджетных средств и специализированных организаций. На этом ресурсе можно найти информацию о размещении госзаказов в регионах и муниципальных образованиях. Но сегодня им пользуются 36 регионов и только 2 муниципальных образования, что значительно сужает информационное поле. Например, если проверить возможность получения заказа на издательские услуги, то на весь ЦФО найдется лишь один заказ.

Информационным потокам новое русло

Чтобы изменить ситуацию, нужно по-новому организовать движение информационных потоков. Так, госзаказчики сами представляют данные на сайт министерства и в печатные издания.

Если обязать их направлять все сведения в информационную систему Электронной России , откуда они будут переправляться в уполномоченные печатные издания, то количество товаров и услуг, потерянных по дороге , будет минимальным. МЭРТ также сформировало реестр госконтрактов, который с 1 января 2007 года должен быть передан в ведение Федерального казначейства. Он разработан таким образом, что позволяет заказчикам самостоятельно вводить информацию о заключенных контрактах. По мнению экспертов министерства, это упрощает процесс ввода информации и создает единую точку входа для госзаказчика. Однако, по словам начальника департамента ФАС Михаила Евраева, кроме использования современной техники, нужно наладить процедуры соответствующего контроля хода выполнения госзаказа. В нынешнем году в агентство поступило свыше 800 жалоб от хозяйствующих субъектов на неправомерные действия госзаказчиков, причем более 80% из них признаны обоснованными. По сути, это означает, что подавляющая часть заказов размещается с нарушениями законодательства.

Независимые эксперты отмечают, что для того чтобы остановить или хотя бы затормозить лавину коррупции, одних проверок ФАС и других державных ведомств недостаточно. Нужно резко сократить количество комиссий, принимающих решения о закупках товаров и услуг, а большая часть их состава должна формироваться из представителей законодательных собраний и общественных организаций. На миру, как говорится, и госзаказ красен. Еще одна больная проблема нехватка в государственных структурах специалистов по госзаказу.

Зачастую неправомерные действия чиновников объясняются просто недостатком квалификации. Председатель правления Гильдии специалистов по государственному и муниципальному заказам Ирина Кузнецова считает, что необходимо создание специализированного кадрового агентства с базой данных о специалистах и экспертах в этой области. Было бы нелишним вносить в базу данных и сведения о тех чиновниках, которые допустили злоупотребления при заключении госконтрактов, ведь создает же сейчас МЭРТ реестр недобросовестных поставщиков.

В вышеупомянутом докладе Минэкономразвития «О совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий» , в частности, предлагается создать специализированный портал раскрытия государственной информации (электронный аналог Российской газеты , публикующей нормативные акты). Этот портал станет источником официальной информации, пригодной для использования гражданами и юридическими лицами при реализации своих прав и свобод: при обращении в суд, при принятии деловых решений и т. п. Также предполагается обеспечить юридическую значимость электронных документов, то есть предоставить гражданам и организациям возможность использовать электронные документы непосредственно, без получения и дополнительной заверки бумажных копий. Это должно сократить временные и денежные издержки и обеспечить возможность защититься, например, от недобросовестных компаний, оказывающих подлежащие лицензированию услуги при отсутствии действующей государственной лицензии. Установить факт наличия лицензии можно будет, обратившись к информации, размещенной на соответствующем портале в Интернете.

Стоит отметить, что из последней опубликованной редакции июньского доклада МЭРТ были убраны пункты из более ранней версии, в которых говорилось о проблемах внедрения ИКТ в государственных органах. К примеру, в прежней версии текста утверждалось следующее: сам по себе рост технической оснащенности органов государственной власти и муниципального управления не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. В связи с этим приходится констатировать, что информатизация органов государства пока не обеспечивает повышения качества государственного управления . Помимо этого, приводились сведения о том, что государственные расходы на ИКТ в расчете на одного государственного служащего составляют около 1 000 долларов США в год, что выше подобных расходов в коммерческом секторе . Симптоматичная коррекция, не правда ли? И о ее причинах надо бы порассуждать особо.

Электронная Россия : из последних известий 2006 года

Часть своих дел наш суд будет теперь рассматривать через Интернет , заявила на специальной пресс-конференции председатель Арбитражного суда Свердловской области Ирина Решетникова. Речь идет о промежуточных обжалованиях решений суда к апелляционной инстанции. Например, одна из сторон хочет обжаловать решение суда о проведении экспертизы. Оно в принципе не может быть отменено, но если есть ходатайство, то оно направляется на рассмотрение. Апелляционная инстанция у нас сейчас в Перми туда высылается оригинал заявления, само дело. То есть две недели туда, месяц оно там рассматривается, потом еще две недели обратно два месяца дело простаивает. Поэтому сейчас в информационном письме высшего арбитражного суда РФ указано, что для отправки документов можно в подобных случаях использовать электронную почту , пояснила Ирина Решетникова. Также в ближайшее время арбитражный суд планирует выкладывать на своем интернет-сайте все принимаемые судебные акты. По словам г-жи Решетниковой, это позволит сделать саму систему более прозрачной и повысит качество работы.

8 декабря по адресу www.bibliomed.ru заработал созданный в рамках национального проекта Здоровье Всероссийский медицинский портал. Главная задача, которую ставили перед собой разработчики, просвещение и помощь в поиске медицинской информации. Сайт содержит обширную медицинскую библиотеку, законодательную базу российского здравоохранения, научные статьи и новости. Кроме того, любой желающий может задать там свои вопросы профессиональным медикам.

Совет региональной информатизации при Мининформсвязи России на заседании 11 декабря обсудил проект типовой программы использования и развития технологий информации и связи в субъектах Российской Федерации. Проект разработан Мининформсвязи во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета 16 февраля 2006 г., а также концепции региональной информатизации до 2010 г., одобренной распоряжением правительства РФ от 17 июля 2006 г. N1024-р. Разработка типовой программы направлена на унификацию различных подходов к развитию и внедрению ИКТ в субъектах РФ, а также их корреляцию с мероприятиями, реализуемыми на федеральном уровне, в том числе в рамках ФЦП Электронная Россия (2002 2010 годы) . При этом проект типовой программы охватывает не только мероприятия, направленные на внедрение ИКТ в системе государственного управления, но и связанные с внедрением современных технологий в социальной сфере, развитием человеческого капитала в области информационных технологий и развитием региональных рынков ИКТ. После доработки проекта типовой программы она будет направлена на согласование в субъекты РФ, а также в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Планируется, что типовая программа использования и развития ИКТ в субъектах РФ будет утверждена актом правительства РФ в I квартале 2007 г.

Компания АйТи начала второй этап внедрения системы электронного документооборота на основе программного комплекса Босс-Референт для Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в 89 управлениях агентства по субъектам РФ. Завершением первого этапа проекта стала подготовка конфигурации системы электронного документооборота на региональном уровне для дальнейшего тиражирования решения в территориальных органах Роснедвижимости. Построение СЭД Роснедвижимости велось по двум направлениям: автоматизация документооборота в центральном аппарате ведомства и опытное внедрение в 2005 г. системы электронного документооборота на региональном уровне в Управлениях Роснедвижимости по Москве, Московской области и Республике Башкортостан. Проект по созданию системы электронного документооборота в Роснедвижимости начат в 2004 г. Документооборот центрального аппарата Роснедвижимости составляет около 60 тыс. единиц корреспонденции в год.

Следственная часть при главном управлении МВД России по Центральному федеральному округу возбудила дело в отношении Центра социальной поддержки Русский стиль плюс.

Компания на своем сайте сообщала, что она якобы организована для реализации федеральной целевой программы Электронная Россия в целях расширения потребительского рынка компьютерной и бытовой техники, создания на территории России единого информационного пространства, а также предоставления населению широкого спектра услуг в области информации и образования. Как уточнил представитель ГУВД, участникам партнерства предлагалось приобрести за 400 долларов дисконтную карту, которая якобы позволяла купить компьютерную и бытовую технику по льготным ценам. При этом каждый участник должен был пригласить новых членов партнерства, из взносов которых ему полагалось вознаграждение. Фактически основная часть внесенных денежных средств распределялась между руководством Русского стиля плюс , подчеркнул представитель пресс-службы ГУВД. Кроме того, деятельность некоммерческого партнерства подразумевает участие в различных программах, якобы позволяющих за незначительную сумму приобрести автомобиль, стать владельцем квартиры в Москве и в ближайшем Подмосковье либо обладателем неких акций с высоким процентом годовых .

В Новороссийске создан и введен в опытную эксплуатацию муниципальный интернет-сайт Новороссийск без бюрократии (www.nrbb.ru). Инициатором создания сайта выступила администрация Новороссийска при участии новороссийского отделения партии Единая Россия , а разработчиком проекта стал Краснодарский краевой социологический центр. Сайт призван свести к минимуму общение новороссийцев с местными чиновниками, помочь уйти от очередей и походов населения за справками и разрешениями и тем самым экономить его время . Для этого на сайте собрана полная информация о работе официальных и других муниципальных организаций Новороссийска, в том числе органов исполнительной власти, правоохранительных органов, предприятий связи, учреждений образования, здравоохранения и культуры. В частности, указаны дни и часы приема, номера кабинетов, фамилии руководителей, а также адреса и телефоны организаций. Кроме того, пользователям доступна информация о том, какие документы необходимы для получения справки или разрешения, приведены образцы бланков документов. На сайте имеется также интерактивный сервис, позволяющий написать обращение к главе Новороссийска, если пользователь намерен пожаловаться на работу предприятий и учреждений города.

(Источники: Прайм-ТАСС, Интерфакс, Uralpolit.ru)
(По материалам портала ФЦП «Электронная Россия» (e-Rus.ru), фонда «Новая экономика» , агентств CNews, Lenta.ru, b2bNews, Вебпланета , ComNews, РБК, Финмаркет , Кремль.org , журнала Финанс , газеты Ведомости )

Возврат к списку

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

Партнерская конференция «Весенний документооборот - 2022»

Уважаемые коллеги и друзья! Мы с радостью сообщаем, что очередная партнерская конференция ЭОС «Весенний документооборот – 2022» состоится. Впервые в истории наших конференций встреча друзей-партнеров ЭОС пройдет на территории Сибири, в городе Красноярске.

С 23 по 27 мая мы будем обсуждать актуальные темы, подводить итоги работы партнерского сообщества. А также надеемся успеть увидеть местные достопримечательности и неформально пообщаться.

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^