Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Электронные госуслуги

Термин «электронные госуслуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами целиком или в значительной степени осуществляется в электронном виде. С точки зрения госслужащих, электронные госуслуги – это в первую очередь внутренние процессы межведомственного взаимодействия, которые выполняются преимущественно в электронном виде.

Электронное правительство – это общемировая тенденция. Развивая предоставление госуслуг в электронном виде, наша страна будет стремиться держаться в общем потоке. По данным представленным ООН в e-Government Readiness Index, Россия находится на 59 месте.

Система межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами введена в рамках программы «Электронная Россия» 2002-2010гг.

В России, в предоставление госуслуг в электронном виде, активно вовлечены пять ведомств – Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд.

К 1 июля 2012г. все региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации должны перейти на электронное взаимодействие и предоставление электронных госуслуг. Распоряжения Правительства № 1555-р от 17.10.2009г. и № 1993-р от 17.2.2009г. определяют графики перевода в электронный вид 74 федеральных и 58 региональных услуг. Всего к 2015г. планируется перевести в электронный вид более 400 видов услуг. Предусматриваются различные способы обращения за электронными госуслугами и последующим взаимодействием через сеть интернет. Так же на улицах, рядом с терминалами по оплате услуг, в почтовых отделениях, в метро появятся сенсорные терминалы. В нескольких крупных городах страны уже функционирует отдельная сеть из 500 специализированных терминалов.

Минкомсвязи и Минэкономразвития разработали перечни приоритетных услуг, переводимых в электронный вид. Фактически предстоит создать комплекс систем новой общефедеральной инфраструктуры: технологической, программной, сервисной поддержки и безопасности. Это масштабный, большой проект. Стремясь реализовать большие объемы работ в короткие сроки, вопросы качества остаются на втором плане. По-видимому, эффективность всей системы – только вопрос времени. Сейчас отсутствует понимание, как это может быть сделано в рамках страны в целом. И как следствие этого, видим, что какую бы программу ни написали, на этапе реализации она распадается на ряд локальных проектов, которые делаются частным образом.

Разумеется, при более внимательном рассмотрении оказывается, что препятствий и проблем на этом пути еще немало.

Пока отсутствует законодательная база, необходимая для легитимизации информации, предоставленной в электронном виде. Документы, полученные электронным способом, подписанные электронной подписью, должны признаваться госорганами наравне с выданными при личном обращении. Такой единой «среды доверия» в стране пока не создано.

Недостаточная техническая готовность государственных органов. Не все федеральные ведомства располагают адекватной ИТ-инфраструктурой, не говоря уже о региональных и муниципальных органах власти. Существуют госорганы, у которых до сих пор нет своей корпоративной электронной почты. Например: служба каталогов, транспортные сервисы, связующие сервисы более высокого уровня, системы электронного документооборота, порой эксплуатируются на устаревших системах, в которых отсутствует техническая возможность взаимодействия с другими системами. Сюда же можно отнести и не решенный пока вопрос информации содержащей недостоверные (неполные или ошибочные) сведения. Информационная среда ведомств чаще всего неоднородна и состоит из разных систем. Ошибки же в базах данных, как считают эксперты, возникают именно при движении документов внутри министерств, с районного уровня на региональный и далее на федеральный, так как иногда их не копируют, а переписывают. Поэтому крайне важно, чтобы внутри ведомств эффективно работали системы электронного документооборота. Имеющиеся ошибки можно исправить, если повысить уровень информатизации в регионах.

Не все чиновники, в том числе на уровне федеральных ведомств, торопятся с переводом услуг в электронный вид. По разным мотивам – забота о сохранении государственных или служебных секретов, нежелание делиться «полезными» функциями и информацией, а то и нежелание потерять коррупционный потенциал. Дополнительным барьером становится то, что ведомства опасаются потерять свою самостоятельность в части различных информационных баз данных. Это приводит к лоббированию «корпоративных» интересов в ущерб прозрачности и доступности госуслуг.

Более всего существенна проблема неготовности большой части населения к электронному взаимодействию с государством. Мало создать электронную услугу: чтобы она работала эффективно, граждане должны о ней знать и уметь ею пользоваться. Но, конечно, эта проблема со временем, и даже сама собой, будет решаться: постепенно у граждан, в том числе и пожилых, появляются соответствующие навыки, во взрослую жизнь вовлекается молодежь, уже знакомая со всем электронным. Необходимо уделять больше внимания популяризации электронных госуслуг среди пользователей.

Безусловно, страна не может измениться за один день. Пройдет некоторое время, прежде чем люди станут доверять сайтам госуслуг.

Алексей Попов, директор ИТ-департамента правительства России, выступая в середине ноября на CNews FORUM 2011, выразил недовольство медленными темпами внедрения в регионах. По его данным, в соответствии с планом электронное правительство внедрялось в 18% регионов, с опережением плана – в 21%, а 61% регионов отставали от плановых сроков, тем не менее «есть уверенность, что картину с отставанием к Новому году мы поправим». Предусмотренную законом дату, 1 июля 2012 г., власти менять не намерены. Региональные сервисы должны, по его словам, заработать уже до 1 марта 2012 г., а оставшиеся четыре месяца планируется потратить на их практическую отладку и популяризацию среди населения, а также на «чистку» данных. Алексей Попов особо подчеркнул, что электронные услуги должны дойти до самых низов: «Внедрить в столице региона мало, Электронное правительство должно реально быть в каждом сельском поселении, где гражданам оказываются услуги. Отсутствие устойчивой связи приниматься во внимание не будет, ищите решения».

Причин, тормозящие развитие электронных услуг на региональном уровне может быть несколько.

- сильное отставание уровня информатизации региональных органов власти и местного самоуправления от уровня федеральных органов; доля бумажного документооборота по-прежнему велика, поэтому начинать, как правило, надо с описания процессов и внедрения системы исполнения регламентов.

- недостаточная организационная и методическая готовность региональных органов власти к переходу на оказание услуг в электронном виде, не хватает понимания того, что основная проблема не в недостатке техники или ПО – мало создать региональный портал государственных и муниципальных услуг, надо еще решить вопросы законодательного регулирования, нормативно-правового обеспечения и внести соответствующие поправки в действующие административные регламенты оказания услуг.

- непроработка вопросов интеграции региональных систем и их включения в единую СМЭВ, хотя такие работы ведутся. Задача состоит в том, чтобы сделать эти процедуры понятными, четко выстроенными и прозрачными для всех заинтересованных сторон.

Региональные органы власти поняли то, о чем ИТ-компании уже давно твердят своим заказчикам: прежде чем компьютеризировать процессы, надо их детально описать и стандартизировать. Трудно создавать единую систему электронных госуслуг для всей страны. Чтобы стандартизовать госуслуги, чиновникам, ответственным за ИТ в регионах, нужны соответствующие полномочия, которых в большинстве случаев у них нет. Добавим к этому и такие банальные обстоятельства, как нехватка денег и каналов подключения к Интернету, высокая стоимость доступа в Сеть для граждан.

Сейчас, регионам активно предлагается типовое решение «Ростелекома» единственный исполнитель работ по созданию инфраструктуры электронного правительства. Для части регионов это может быть выгодно, так как позволяет быстро получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру и снять «головную боль» по ее эксплуатации и администрированию. Поэтому неудивительно, что типовое решение «Ростелекома» на сегодняшний день выбрали более 30 субъектов федерации. При этом ключевые вопросы долгосрочного стратегического планирования развития в регионе, организационно-методического обеспечения и владения созданными информационными ресурсами решить не удастся. Регион на долгие годы останется „привязанным“ к решению поставщика».

Но далеко не все регионы видят свое ИТ-будущее таким, особенно если они уже вложили значительные средства в ИТ-инфраструктуру, подготовку специалистов, разработку планов развития ИКТ в регионе и т. д. У региональных заказчиков должен быть выбор нескольких решений для создания регионального сегмента электронного правительства. И уже есть успешный опыт внедрения решений, альтернативных типовому предложению «Ростелекома».

Так, компания ФОРС (в ноябре она объявила о завершении первой очереди проекта по созданию регионального сегмента электронного правительства Архангельской области) так видит главные преимущества своего решения: заказчик не только получает комплексное решение, но и может выбрать для внедрения отдельные его компоненты с возможностью гибкой настройки электронных регламентов своими силами, без привлечения профессиональных разработчиков; решение универсально и может быть интегрировано с любыми другими ИС, используемыми в регионе.

В последние годы государство стало одним из основных заказчиков в сфере ИТ. Государственные программы информатизации формируют значительную часть спроса на ИТ-оборудование, ПО, услуги по системной интеграции и разработке ИС. Программа электронизации госуслуг и создание электронного правительства – самая крупная из объявленных в последнее время госпрограмм в области информатизации.

«В ближайшие годы основным государственным ИТ-проектом по-прежнему останется деятельность по переводу федеральных и региональных госуслуг в электронный вид, развитие межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, распространение универсальных электронных карт и создание инфраструктуры для их использования», – считает Роман Кругляков.

Реализация закона 210-ФЗ уже привела к формированию достаточно большого сегмента рынка, отмечает он: это и анализ и оптимизация административных регламентов оказания услуг, и различные программные решения, позволяющие упростить и улучшить взаимодействие между государством и гражданами, и развитие ведомственных информационных ресурсов, и подключение их к межведомственному взаимодействию, и решение связанных с этим вопросов (ИБ, качество данных и т. д.).

Переход к электронной форме предоставления госуслуг практически повсеместно послужил толчком к развитию регионов. Создается спрос на комплексные решения и отраслевые решения. Среди них – создание систем электронного документооборота, информационно-справочных и аналитических систем, а также систем управленческой отчетности. Появилась востребованность интеграционных решений в условиях разнородности информационных систем, большого числа используемых ресурсов и источников данных. ИТ-консалтинг, связанный с переводом госуслуг в электронную форму стал перспективен. Подобные проекты всегда развивались от технологии, какой-либо оптимизации и реинжиниринга процессов предоставления услуг не проводилось, поясняют они. Сегодня это делается лишь в некоторых проектах электронизации госуслуг, но со временем такие услуги будут все более востребованы.

Вектор развития ИТ в госсекторе будет смещаться от крупных инфраструктурных проектов в сервисное направление: государство создаст одну или несколько технологических платформ (например, на базе «Ростелекома»), для которых независимые разработчики будут создавать различные сервисы, платные или бесплатные. Большой плюс такого подхода в том, что на рынке электронных госуслуг и госзаказа в сфере ИТ наряду с имеющимися крупными игроками, зарабатывающими на создании больших систем или поставках аппаратного обеспечения, появятся также небольшие инновационные компании, которые займутся созданием и использованием удобных и востребованных сервисов.

Но чтобы всеми открывающимися здесь возможностями мог воспользоваться широкий круг ИТ-компаний, необходимо создать соответствующие условия. Пока же, считают некоторые участники рынка, таких условий нет.

В нашей стране явно наблюдается крен в сторону монополизма, поэтому не исключено, что главную выгоду от реализации программы электронных госуслуг поначалу получат лишь несколько компаний. Государство должно сформулировать стратегию привлечения бизнеса к этим процессам. Долгосрочные инвестиции возможны, только если предприниматели видят перспективы для своего бизнеса и понимают механизмы принятия решений во властных структурах.

Сдерживающим фактором развития электронного правительства – является отсутствие прозрачной стратегии внедрения четких правил, условий и приоритетов для привлечения к этому ИТ-компаний, в результате, несмотря на декларируемую открытость проектов, их исполнителями выступают лишь несколько крупных компаний, способных выполнять работы в масштабах государства. В то же время от привлечения новых игроков, например ресурсных центров крупных компаний, выиграет все ИТ-сообщество, а рынок получит мощный импульс развития.

Электронизация госуслуг и создание электронного правительства существенно изменят не только способы общения граждан с государством, но и приведут к переменам в стиле деятельности многих структур самого государства с соответствующими перспективами для участников ИТ-рынка.

Автор: Владимир Выговский
Источник: http://www.gosbook.ru/node/42232

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^