Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Дагестан: Закон обязывает - чиновники навязывают. Готовы ли в республике к оказанию госуслуг в электронном виде?

С 1 июля 2011 года все республиканские структуры, принимая заявления от граждан на оказание определенного перечня государственных услуг, должны предоставлять их без каких-либо дополнительных документов. К этому их обязывает федеральный закон. «Дагестанская правда» не раз выступала по этому поводу еще с момента его обсуждения и принятия.

Так должно быть

Фактически с первого числа, согласно закону, для того чтобы получить какую-то справку или документ, людям нет необходимости предоставлять порой два десятка других документов. Нынче всю необходимую информацию министерства и ведомства должны получать сами посредством межведомственного обмена. Так, повторимся, должно быть по закону. Однако что изменилось реально после вступления закона в силу?

Провал был неизбежен

Достаточно провести небольшой анализ, чтобы прийти к выводу, что дело оказания государственных услуг в электронном виде и, читай, облегчения жизни гражданам  у  нас провалено. Провалено по многим причинам: к числу объективных можно отнести отсутствие налаженного межведомственного документооборота и отсутствие опыта такого взаимодействия. Есть и субъективные причины. К примеру, нежелание переходить на новый стиль взаимоотношений с населением, ведь он во многом упрощает процедуру получения документов и исключает коррупционную составляющую. Не секрет, что простой сбор документов долгие годы был (да и сейчас во многом остается) кормушкой для мелких клерков в учреждениях всех уровней – от муниципалитетов до федеральных структур. При этом, что примечательно, каждый год чиновники рапортовали об упрощении получения той или иной услуги, а количество справок только увеличивалось.

Люди, получавшие в свое время субсидии на оплату коммунальных услуг, не дадут автору соврать. Было время, когда для получения субсидии требовалось 7 справок и документов, затем их количество возросло до 11. Получение же каждого из этих одиннадцати документов (пожалуй, за исключением паспорта и домовой книжки, если они у вас есть, конечно) предполагало получение еще десятка других документов. Их сбор в итоге превращался в недешевое, а для некоторых и в непосильное удовольствие – ведь каждая справка стоит от 50 рублей и выше.

И вот новый закон ломает старую систему в корне, поэтому, естественно, противодействие его реализации со стороны госслужащих.

Информация – это еще не услуга

Для анализа того, что предлагают дагестанцам, использовались информационные порталы министерств, ведомств и других госучреждений, в том числе и прямое обращение к ним для решения реальных задач, а также единый портал госуслуг. Надо отметить, что некоторые учреждения далеко продвинулись в плане оказания электронных услуг. Например, Управление Федеральной миграционной службы по РД или Отделения Пенсионного фонда по РД, на сайтах которых есть возможность оформить заявку на получение той или иной услуги.

Однако даже эти ведомства не предоставляют услуги непосредственно через сеть, а лишь дают возможность ознакомиться с ними. Максимум – содержат информацию о необходимых документах. Тем более они не взаимодействуют с другими учреждениями, освобождая нас от необходимости обивать пороги разных ведомств. Что уж тут говорить о многих других ведомствах, у которых порой и сайта нормального нет, не говоря уже об обратной связи с Интернет-аудиторией. Сайты этих структур присутствуют только номинально и довольно долго не обновляются.

Невыгодное – не приживется

Ввиду отсутствия общих баз данных и нежелания взаимодействовать друг с другом практика сбора всех необходимых (и не очень) документов у граждан продолжается. Об отсутствии такого желания говорит следующий факт: практика единого окна в стране, да и в нашей республике работает давно и довольно успешно. К примеру, МФЦ действует в республике уже больше года в отсутствие единого документооборота и все же умудряется собирать все необходимые документы посредством запросов в ведомства и использования курьеров, не заставляя людей бегать по инстанциям. При желании остальные учреждения тоже могли бы перейти на такой способ работы хотя бы до того, как будет налажен единый документооборот, но…

Скорость зависит от формы

Еще более непонятна ситуация с регистрацией авто. Хотя регламентируется данный вопрос не только законом, но и поправками, внесенными недавно Президентом страны Д.Медведевым. Согласно им, для снятия авто и последующей постановки его на учет не требуется выезда в регион, где авто было зарегистрировано. Ныне достаточно обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства, дальнейшие действия будут осуществлены без вашего участия.

Это, еще раз напомню, – по закону, а в жизни по-прежнему все сложнее. Наш корреспондент обратился в местное подразделение ГИБДД для постановки на учет своего автомобиля, зарегистрированного в другом регионе, и был приятно удивлен работниками ГИБДД, предложившими ему самому отправить документы через знакомых или родственников в тот регион для снятия с учета.

- Самому отправить – быстрее получится, – аргументировали свой совет сотрудники ГИБДД.

Как объяснили работники ГИБДД, это только по закону можно быстро отправить запрос и получить ответ. Реально же для того, чтобы снять авто, необходимо получить справку определенной формы, все документы авто вместе со справкой идут почтой в тот регион, там все проверяют, снимают и отправляют по почте обратно. На все - про всё может уйти до двух месяцев. Другой вариант еще лучше: прокатиться через всю страну в тот самый регион, снять машину с регистрации и пригнать её обратно.

Альтернатив, как видим, немного. Ситуация с оформлением автомобилей как нельзя лучше показывает, насколько форма влияет на скорость работы в ведомствах. Вопрос, который можно было бы решить максимум за двое суток, занимает два месяца. Хотя (помните?!) закон обязывает к первому, бюрократия же привычно навязывает нам всем второе.

Шамиль Зулкарнаев
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=17537

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

16декабря

Защита от несанкционированного распространения конфиденциальной информации в СЭД

Узнать больше

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^