Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Электронное правительство начинается с регионов

Практические аспекты и правовая сторона использования ИТ органами исполнительной власти различного уровня – как центрального аппарата, так и в регионах – обсуждались на межрегиональном семинаре «Организация процессов разработки, эксплуатации и утилизации программно-аппаратных средств органов исполнительной власти субъектов РФ», организаторами которого выступили Управление информатизации города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы и CNews Conferences.

Государственные структуры – одни из наиболее привлекательных заказчиков для бизнеса, в том числе и в сфере информатизации и автоматизации. Неудивительно, что бизнес проявляет активный интерес к сотрудничеству с госструктурами в рамках программы «Электронное правительство». Государство, со своей стороны, посредством данной программы подтверждает заинтересованность в повышении собственной эффективности с использованием информационных технологий.

О региональных электронных правительствах

До полномасштабного оказания государством населению электронных услуг пока дело не дошло, но локальные проекты на уровне отдельных органов власти и даже регионов в России уже реализуются. О региональном опыте внедрения системы оказания электронных государственных услуг в Башкирии рассказал Алексей Бахарев, представитель компании «Ситроникс Башкортостан». Проект стартовал в сентябре 2009 и на сегодня находится в опытной эксплуатации. В республике внедрены система управления электронным регламентом и система электронного межведомственного документооборота (СЭМД), в которой реализованы передача актуальных версий документов между ведомствами, регистрация и получение документов через специализированный интерфейс, передача ЭЦП и проверка подписи, предоставление статистических и системных отчетов по межведомственному перемещению документов, а также поддержка контролируемого взаимодействия между различными территориально-разрозненными ведомствами.

Широкий функционал СЭМД, как отметил докладчик, является основой для реального предоставления любых государственных услуг в электронной форме. На сегодня она охватывает 28 министерств и ведомств республики. Реализованный в рамках внедрения ИС Портал государственных услуг позволяет предоставлять населению республики порядка 25 услуг, в числе которых, например, предоставление субсидии участникам Республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий при рождении ребенка, социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья, услуга населению по получению выписки из БТИ. Система охватывает все органы власти республики (около 30), общая стоимость реализации данного проекта «под ключ» (включая стоимость оборудования) – 104 млн руб. Система автоматизации государственных услуг представлена в 54 регионах Башкортостана, в процессах оказания электронных госуслуг участвуют сотрудники более чем 200 муниципалитетов республики. Технологическое ядро системы – ЦОД, построенный на технологиях компании IBM. Основная проблема реализации подобных проектов, отметил Алексей Бахарев, - правовая, а именно – отсутствие многих необходимых регламентов, а также методическая - сложность перевода существующих регламентов в электронный вид. Существенной проблемой является и обучение сотрудников органов государственной власти, а также населения.

Еще о двух проектах регионального строительства систем предоставления электронных госуслуг рассказал Алексей Брудно (проект Европейского союза) – в Калининградской области и в Карелии. Проекты были реализованы в рамках программы Евросоюза «Содействие электронному правительству в РФ». В Калининградской области в рамках проекта внедрена система контроля работы с документами с использованием сети интернет и мобильной связи, позволяющая пользователям отслеживать этапы прохождения документа по инстанциям. Население имеет возможность через сеть интернет ставить детей на учет и зачислять в детские дошкольные учреждения (услуга «Е-Детсад»). Кроме того, в рамках ИС работает модуль сопряжения регионального и федерального реестров государственных услуг, а также имеется возможность онлайн-обучения населения. В Карелии работает практически аналогичная по функционалу ИС, только вместо системы контроля работы с документами реализована интернет-приемная писем граждан. Отметив некоторые особенности работы в регионах (необходимость быстрых результатов для населения, ограниченный бюджет, минимальные возможности по доработке правовой базы), Алексей Брудно предложил свою версию «дорожной карты» создания в регионе электронного правительства. Первый этап – повсеместное внедрение электронной почты и решений типа MS Outlook (календарь, планировщик и др.). Второй шаг – создание внутреннего портала, включающего систему документооборота. Далее – реализация внешнего портала (включая портал региональных сервисов), многофункционального сервисного центра и, наконец, - построение автоматизированной системы обмена данными между региональными ведомствами, а также между региональным ведомством и центром.

Локальные проекты информатизации органов власти

Роман Шаховцев, представитель компании «Систематика», рассказал об инструментальной среде разработки распределенных приложений SiTex, предназначенной для быстрой разработки трехуровневых веб-ориентированных приложений (в частности - учетно-справочных систем, портальных решений, регистров населения, систем документооборота, корпоративных и ведомственных систем и ряда других). С помощью данной среды уже реализовано несколько проектов в госорганах: портальное решение для ФСБ, информационная система социальной защиты в Санкт-Петербурге, ИС в рамках проекта «Социально-платежная карта ЮГРА», государственной автоматизированной системы «ГАС-Выборы», портал государственных и муниципальных услуг Калининградской области и ряд других. Инструментарий SiTex, отметил докладчик, удобен в первую очередь тем, что позволяет реализовывать при разработке новых распределенных приложений стандартизированный подход, в рамках которого осуществляется настройка деловых процессов каждого конкретного госоргана на основе практически готового ядра.

О технологическом портале Управления информатизации города Москвы, позволяющем планировать расход денежных средств на эксплуатацию информационных систем и программно-технологические комплексы (ПТК), рассказал участникам семинара Сергей Поздняков («Армада Софт»). Портал работает с 2008 года, содержит информацию о сотнях тысяч единиц компьютерной техники и ИС, позволяет получать детализированные планы расхода денежных средств по ведомствам и конкретным подразделениям (реализован на Microsoft Share Point).

Возможная реализация решения по планированию расходов на эксплуатацию ИС

Источник: «Армада Софт», 2010

Кирилл Сербинов («Энвижн Груп») рассказал о некоторых используемых московским правительством ИС, в рамках которых была использована технология тонкого клиента. Это, во-первых, информационная система «Универсальная система обработки сообщений», предназначенная для автоматизации службы «одного окна». Она позволяет регистрировать обращения, исполнять их, отправлять запросы в согласующие организации, предоставлять отчетность. По словам докладчика, данная система используется пятью ведомствами, насчитывает около 800 пользователей.

Еще одна система - ИС «Электронная приемная», которая предоставляет заявителям возможность дистанционного получения государственных услуг. Функциональность - запись на прием в организации, получение документов в электронном виде, сведений о размерах возможных государственных услуг, предоставление всей необходимой справочной информации (реестр служб, документов и пр.). В системе около 10 тыс. пользователей, выдано более 3 тыс. электронных документов. По мнению представителя «Энвижн Груп», при существующей централизованной ИТ-архитектуре технология тонкого клиента – наиболее оправданный подход к построению распределенных ИС. Эта технология позволяет минимизировать требования к рабочим места, повысить производительность ИС, увеличить ее отказоустойчивость и управляемость.

Об использовании облачных вычислений и аутсорсинга

Владимир Дрожжинов (Центр компетенции по электронному правительству) отметил важность системного подхода, продуманного в масштабах государства подхода к информатизации органов власти. На сегодняшний день регионы России реализуют проекты информатизации и автоматизации госуслуг самостоятельно, по собственной методологии, забывая порой о новых прогрессивных технологиях – таких как облачные вычисления и аутсорсинг ИТ-услуг. Информатизация традиционным способом – путем создания собственных распределенных ИС и обслуживания силами внутреннего подразделения – экономически неэффективна.

Сравнение традиционной модели владения ИТ-инфраструктурой с использованием
облачных вычислений (по результатам внедрений, выполненных IBM)

Так, согласно результатам исследований компании IBM, приведенных докладчиком, до 85% ресурсов в собственной распределенной ИС недогружено, а 66% затрат на ИТ – это затраты на поддержание работоспособности ИС, а не на развитие функционала. На сегодня, по мнению Владимира Дрожжинова, бизнес-модель облачных вычислений и аутсорсинга, предполагающая оплату ИТ-сервисов по факту и в объеме их получения, должна стать базовой для информатизации органов власти.

Технологическая открытость и свободный код

Как известно, сегодня многие правительства западных стран делают ставку на переход с проприетарного ПО на свободное. План реализации Стратегии развития информационного общества до 2011 года содержит пункты по внедрению СПО в сфере образования, а в системном проекте по электронному правительству имеются прямые указания на использование СПО при информатизации органов государственной власти РФ. И хотя реализованных проектов внедрения ИС на базе свободного кода в органах власти РФ сейчас очень мало, определенное беспокойство поставщиков лицензионного ПО понятно и оправданно.

Представитель Microsoft Владимир Габриель попробовал убедить слушателей семинара в том, что крупнейшая компания – поставщик ППО не является противником свободного кода, более того – активно сотрудничает с поставщиками СПО и даже участвует в совместных СПО-проектах (например, динамические языки в .NET, повышение эффективности работы PHP на Windows Server, адаптация Windows и Linux к работе в виртуализованном окружении и ряд других). Современная бизнес-модель Microsoft – коммерческое ядро, на котором хорошо работают любые свободные приложения. По мнению Владимира Габриеля, бизнес-стратегия, основанная на идеологии свободного кода, не может быть жизнеспособной (и последние события вокруг французской компании Mandriva, следует признать, отчасти подтверждают данный тезис докладчика). На сегодня Microsoft создан центр компетенции по СПО (Microsoft Open Source Technology Center), существует СПО-сообщество (port25), и в целом Microsoft не видит идеологических расхождений с СПО-компаниями. Технологическая открытость («интероперабельность»), то есть возможность взаимодействия различных систем и организаций – вот что сейчас актуально. Но открытость – это не только технологическая проблема. В государстве должны присутствовать еще три вида открытости: нормативная (наличие нормативной базы обмена признаваемыми всеми ведомствами документами, нормативное регулирование электронного правительства и его отношений с организациями и гражданами), организационная (процессы работы ведомств формализованы, согласованы, совместимы, непротиворечивы, рациональны и отвечают целям eGov) и семантическая (термины, значения полей и документы понимаются одинаково и передаются без потерь и искажений между ведомствами и гражданами).

Дмитрий Фишелев (PingWin Software) отметил, что опыт внедрения СПО в российских органах власти сегодня невелик и фактически пока использование СПО – лишь тема для широкого обсуждения. Один из немногих реальных проектов – успешное внедрение системы электронного документооборота для Минкомсвязи России на основе Босс 4J и Enterprise DB. Рабочие места всех сотрудников и руководителей министерства в рамках построенной СЭД реализованы в виде веб-приложения. В системе присутствуют все необходимые для внутриведомственного документооборота функции, реализованы сопряжение с межведомственным документооборотом и соответствие стандарту «МОРЭК-2», инструкциям и правилам делопроизводства. Преимущества использования свободного кода уже на практике почувствовали и оценили на Западе (например, система документооборота французских судов построена на основе Alfresco, и это далеко не единственный пример). К достоинствам свободного кода традиционно относят низкую стоимость владения СПО-продуктами, масштабируемость ИС на основе свободного кода без дополнительных затрат на лицензионные выплаты, высокий уровень безопасности в виде отсутствия незадокументированных возможностей, независимость от конкретного поставщика решений. Одно из преимуществ проприетарного ПО перед свободным – достаточное количество специалистов на рынке, но эта проблема использования свободного кода решаема – нужно создавать центры обучения. В целом порядок перехода органов государственной власти на СПО видится докладчику следующим: введение открытого стандарта документооборота, создание государственного реестра свободного ПО (включая и кросс-платформенные решения), обеспечение технической и информационной поддержки, создание системы обучения специалистов по свободному ПО, построение региональных центров компетенции и центров разработки свободного ПО.

Перспективы использования переносных устройств

На вопросе о перспективах использования органами государственной власти переносных и, в частности, - планшетных устройств (ПУ) остановился в своем докладе Алексей Паремский («Гелиос Компьютер»). ПУ и такие переносные устройства, как КПК и нетбук, обладают целым рядом преимуществ, в числе которых – мобильность, возможность работать на улице, на ходу, широкий функционал, небольшой вес, возможность передачи данных, автономная работа на батарейках и ряд других. Сравнительная характеристика этих трех разновидностей выявляет, что наиболее подходящим является именно планшетное устройство.

Динамика рынка продаж планшетных устройств в мире, 2008 – 2015 (прогноз)*

*Сумма значений может не составлять 100%, т.к. данные округлены

Источники: Forrester , 2010

И все-таки, признал докладчик, хотя планшеты, безусловно, удобны и эффективны при проведении общественных опросов, переписи населения, но на сегодня данные устройства все еще слишком дороги для масштабных проектов. Правда, динамика продаж в этом секторе (данные ABI Research, Forrester) положительная и, например, в 2015 году, согласно прогнозу, будет продано 57 млн единиц планшетных устройств, так что со временем ситуация может измениться, и ПУ станут более доступны в использовании.

Об утилизации компьютерного оборудования

Денис Якубенков («Дэнн Групп») рассказал собравшимся о специфических проблемах утилизации устаревших ПК и других единиц компьютерной техники. Как сообщил докладчик, в России в целом и в Москве в частности приняты необходимые законодательные акты, призванные регулировать утилизацию – это Акт Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям по утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники от 19 октября 1999 года и закон №68 «Об отходах города Москвы». В Москве даже имеется специальный завод в Лыткарино. Но по состоянию на сегодня вышедшую из употребления технику проще и дешевле выкинуть на свалку, чем утилизовать согласно действующим нормам, что и происходит на практике (по оценке Дениса Якубенкова, утилизация единицы компьютерной техники стоит 350 руб., но затраты на транспорт, погрузку и разгрузку – 470). Следует помнить, что компьютер, выброшенный на свалку – угроза окружающей среде, поскольку содержит мышьяк и другие вредные вещества, которые активируются под воздействием осадков и температурных перепадов. Вместе с тем в России есть и положительный опыт цивилизованной утилизации компьютерной техники: в группе компаний РЖД организован централизованный сбор заявок на утилизацию со всех подразделений, после чего объявляется конкурс.

Алексей Воронин
Источник: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/09/29/410261

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^