Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Чиновники не хотят быть электронными

Почему компьютерные госуслуги недоступны населению

Власти регионов бодро рапортуют об успехах, достигнутых на поприще внедрения электронного правительства. При этом территорий, где до сих пор нет интернета, в стране великое множество, как, впрочем, и чиновников, с трудом ориентирующихся в Сети. «Известия» решили разобраться, как со всем этим багажом вступать в ряды информационно продвинутых держав.

По данным фонда «Общественное мнение», проводившего исследование на предмет готовности россиян получать государственные услуги через интернет, потенциальная аудитория программ, связанных с внедрением электронного правительства, составляет сегодня больше трети населения страны. В то же время, как отмечает руководитель проекта «Мир интернета» Павел Лебедев, значительная часть россиян, преимущественно пожилые люди, живущие в небольших городах и селах, лишены возможности получать государственные услуги в режиме онлайн.

- Если в Москве уже более 60 процентов жителей являются интернет-пользователями, что сравнимо с уровнем Европы, то, к примеру, в Северо-Западном федеральном округе этот показатель только приближается к 50 процентам, - комментирует «Известиям» исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Плуготаренко. - В остальных регионах он еще ниже - на уровне 30-35 процентов.

Как свидетельствуют результаты исследований центра, в городах с населением более миллиона человек (кроме Москвы и Питера) доступ к Сети имеют 49 процентов жителей. Там, где людей поменьше - 100-500 тысяч человек, этот показатель составляет 42 процента. В населенных пунктах с числом жителей до 100 тысяч человек - 35 процентов. А если говорить о селянах, то среди них всего 21 процент пользователей Всемирной паутины.

- Провести интернет в малонаселенные пункты достаточно сложно, - замечает Плуготаренко. - Выходом из положения могли бы стать беспроводные технологии, в том числе мобильный интернет, но его развитие и в крупных городах пока мало соответствует мировому уровню. К тому же препятствия создают бюрократия, отсутствие конкуренции и, как следствие, высокие цены на подключение и доступ в Сеть.

Несмотря на то, что чиновники, даже самого низшего звена, в отличие от рядовых россиян, по долгу службы имеют возможность пользоваться интернетом, процент «чайников» среди них очень велик.

Кстати, отсутствием навыков работы на компьютере руководители мелких муниципалитетов часто оправдывают пробелы в информационном развитии собственных ведомств. О том, насколько эта причина основательна, можно спорить, но картина действительно удручающая. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин не так давно озвучил данные регионального министерства информационных технологий о том, что из 94 среднеуральских муниципалитетов только 47 имеют свои сайты. Из них требованиям соответствуют лишь 13. Мишарин также зачитал письмо местной жительницы, которая просила повлиять на главу райцентра, обязав его открыть муниципальный сайт с расписанием работы государственных учреждений. Женщина жаловалась, что селянам приходится преодолевать почти 40 километров, чтобы потом наугад пытаться попасть на прием к чиновникам.

В Ростовской области несколько лет назад государевых слуг поставили перед фактом: либо освоите компьютерную грамоту, либо будете уволены за профнепригодность. Тогдашний губернатор Владимир Чуб объявил, что неумение работать на компьютере сродни незнанию законов, поэтому к аттестации может быть допущен только более или менее опытный «юзер». На обучение госслужащих, не пожелавших расставаться с должностями, специально выделили средства из казны.

Сейчас на Дону другой губернатор. Но учиться чиновники продолжают. На этот раз осваивают портал gosuslugi.ru.

- Обучение прошли сотрудники всех региональных ведомств, - сообщил «Известиям» руководитель центра подготовки кадров и научно-методической работы администрации Ростовской области Борис Носко. - Им объяснили, что представляет собой портал, каковы его задачи и возможности.

Перечень услуг, которые оказывает каждая структура, уже согласован. Однако заполнением регионального раздела федерального портала занимаются пока лишь специалисты центра совместно с коллегами из Северо-Кавказской академии госслужбы.

- Если бы это делало каждое ведомство в отдельности, годы бы понадобились, - иронизирует Носко, но обещает, что в следующем году чиновников ждет масштабный курс по обучению информационным технологиям. Возможно, после этого они действительно станут полноценными членами электронного правительства.

Компьютерная малограмотность, как населения, так и чиновников, по мнению экспертов, может свести к минимуму эффект от создания электронного правительства.

- Возьмем в качестве примера опыт Казахстана. Там изначально много внимания уделяли инфраструктурной составляющей, а о том, чтобы научить людей пользоваться новыми возможностями, заботились гораздо меньше, - констатирует директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов. - В результате если посмотреть структуру посещаемости портала, аналогичного нашему (gosuslugi.ru), то можно увидеть, что из общего числа посетителей пенсионеры составляют всего два процента. Но ведь они основные потребители государственных услуг! Мне кажется, что мы сейчас совершаем похожую ошибку. Понятно, что для многих пожилых людей, в силу возраста, компьютер так и останется «непокоренной вершиной». Однако лишать их возможности пользоваться услугами электронного правительства нельзя. На мой взгляд, в этом случае необходим посредник. Им может стать, к примеру, работник многофункционального центра. В России МФЦ, работающие по принципу «одного окна», уже есть, и этот опыт необходимо тиражировать. Тогда проблема доступности этой категории населения к госуслугам в электронном виде будет решена.

К сожалению, по наблюдению Юрия Белоусова, пока лишь половина регионов страны действительно приступила к внедрению электронного правительства. Остальные продолжают осуществлять проект только на словах. Хотя, казалось бы, уже воплощенные в жизнь инициативы пока приносят гораздо меньший эффект, чем ожидалось.

- Несмотря на принятую программу, существующий уровень доступа к электронным госуслугам даже в таком регионе, как Москва, чрезвычайно низок, - считает Сергей Плуготаренко. - Во-первых, чиновники не слишком заинтересованы в упрощении жизни населения. Во-вторых, мешают типичные проблемы государственных ИТ-проектов: отсутствие единого подхода, большие сроки реализации и низкое качество выполненных работ. Достаточно привести в пример процесс получения загранпаспорта через интернет, когда приходится дожидаться заказного письма, чтобы получить пароль для доступа, а потом сталкиваться с отсутствием подсказок при заполнении анкет. В довершение всего вам все равно придется лично посетить банк и отделение ФМС как минимум два раза.

Ольга Туманова
Источник: http://www.izvestia.ru/politic/article3144864/

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

16декабря

Защита от несанкционированного распространения конфиденциальной информации в СЭД

Узнать больше

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^