Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Медвежья госуслуга

Онлайн-сервис предоставления государственных услуг усложняет россиянам жизнь

В понедельник, 19 июля Совет Федерации одобрил поправки в законодательство о возможности получения гражданами госуслуг в электронном виде. Изменения вносятся в связи с принятием закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно новым поправкам, изменения внесут в 30 федеральных законов. Теперь за гражданами закреплена возможность осуществлять в электронном виде взаимодействие с органами власти.

Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru призван упростить жизнь россиян, сократить очереди в госучреждения и сделать процесс общения с государством легким и приятным. Создатели обещают, что погасить штраф ГИБДД, заказать загранпаспорт, подать жалобу или заказать документ их архива можно в несколько кликов. Учитывая, что Россия стала лидером по времени, проведенному в очередях (согласно недавним исследованиям, россиянин тратит на очереди в среднем 27 минут в день), идея достаточно полезная. Стоит отметить, что большинство электронных сервисов портала пригодятся только представителям бизнеса.

Как получать госуслуги

Чтобы перевести общение с государством в режим «онлайн» нужно пройти процедуру регистрации. Тут начинаются первые проблемы.

«Для регистрации необходимо пройти пять шагов. Первый – это заполнение регистрационной анкеты», – объясняет оператор «горячей линии» портала госуслуг. Кроме имени и адреса, корреспондент «Свободной прессы» указывал в электронной анкете страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). В случае, если эти номера неизвестны, регистрации сразу переходит в режим «оффлайн». За СНИЛС, приходится ехать в ближайшее отделение Пенсионного фонда РФ, а за ИНН – в налоговую.

Следующие два этапа прошли быстро. Введенный e-mail и номер мобильного телефона сайт проверил за 15 минут. На «электронку» выслали первый код подтверждения, а на мобильный, с помощью sms, второй. Номера СНИЛС и ИНН сайт проверил автоматически.

Теперь, для завершения регистрации осталось дождаться заказного письма с еще одним кодом. Этот код и активирует учетную запись портала государственных услуг. Сайт сообщил, что письмо доставят в течение 2-х недель в почтовое отделение, где отдадут его в руки, по предъявлению паспорта. Получив последний код, можно приступить к получению государственных услуг онлайн. Например, попробовать заказать заграничный паспорт.

Загранпаспорт по интернету

Чудес новый проект не делает, не выходя из дома получить, например, загранпаспорт не выйдет. В ФМС придется идти два раз. В первый раз, чтобы занести документы и сделать фотографию, второй – чтобы забрать паспорт. В блогах по этому поводу уже прошла волна негодования.

«Веселье началось тогда, когда я собрал все данные. Заполнил заявление от начала и до конца. Отсканировал фотографию. При попытке отправить заявление я получаю всю свою анкету – несколько десятков полей – и внизу надпись „Проверьте правильность заполнения формы“. И все! Никаких комментариев. Никаких указаний на то, где ошибка! Никаких сообщений, в чем она! Вот тебе твоя анкета, сам ищи ошибку», – ругается в интернете один из пользователей gosuslugi.ru, так и не сумевший получить загранпаспорт онлайн.

«Никто вам писать email’ы о том, что ваш паспорт готов, не будет. Квитанцию по почте тоже не пришлют, на сайте ничего не напишут. Надо самим регулярно ходить в паспортный стол и проверяться в большой бумажной книге, пришёл ли паспорт. Я ждал, что меня позовут, и потерял где-то месяц. Не позвали. Пришлось самому топать в паспортный стол», – делится опытом блогер arvi.

Зато у тех, кто заказывал паспорт «через интернет», есть небольшое преимущество. В отделениях ФМС их обслужат без очереди.

Долгая регистрация – не единственная проблема портала госуслуг. О проблемах и перспективах этого проекта «Свободной прессе» рассказал директор «Лаборатории интеллектуального анализа данных» Иван Бегтин.

- Сайт госуслуг существует слишком короткий срок. Он был анонсирован в начале года, с марта запустился полноценно. Какие я вижу проблемы с сайтом? Первое – госуслуги по качеству реализации существенно отличаются от частных коммерческих систем, работающих в онлайне с личной и финансовой информацией, которые по статусу достаточно близки к госуслугам.

«СП»: – Какие это системы?

- Это, например, Яндекс.Деньги, программы – банковские клиенты, где видны все трансакции. На сайте госуслуг просмотр сделанных запросов, возможность длительного сохранения заполненных форм остается нерешенной проблемой. Там отстутсвует просто человеческое удобство.

«СП»: – Какие еще проблемы?

- Вторая проблема – это то, что проект госуслуг курируется министерством связи. Министерство связи – это рядовое министерство нашего правительства. Министр связи Игорь Щеголев не может потребовать от какого-либо органа выполнения каких-то требований. Он не может потребовать от других министерств, чтобы они реализовали все как надо, поэтому успешность сайта госуслуг зависит от вице-премьеров и председателя правительства. Из-за этого сейчас на сайте услуг сведения о структуре власти являются недостоверными, например адреса вебсайтов указываются либо старые, либо вообще не указываются.

«СП»: – Можно сказать, что сайт госуслуг – это проект медведевской России, модернизационный проект?

- Нет, проекту сайта госуслуг достаточно много лет. Долгое время существовал проект ОГИЦ (Общероссийский государственный информационный центр), он тоже развивался как портал госуслуг. Это был проект «Росинформтехнологий» и разработан ФГУП НИИ «Восход». Там, кстати возникли такие же проблемы, как и у сайта госуслуг. Все из-за того, что организация и согласование деятельности различных органов власти остается большой проблемой. Когда Щеголев пришел в Минкомсвязи, ему дали карт-бланш, который он реализовал не в виде портала ОГИЦ, а в виде сайта gosuslugi.ru. Но там нет ничего инновационного и модернизационного. Это нормальное развитие событий, я бы сказал, запоздалое развитие событий, но необходимое.

«СП»: – Необходимость собрать нужный пакет документов для онлайн-регистрации и последующее ожидание письма – это следствие непродуманности проекта?

- Я себе плохо представляю, как можно удостоверить свою личность, не представляя какой-нибудь документ, у нас пока нет социальных карт, номер которой можно было бы ввести в форму на сайте. Пришел куда-то и показал свой паспорт, значит удостоверил свою личность. У нас социальная карта – это проект, который идет параллельно. Кроме того, если бы от вас не требовалось бы подтверждение личности, то любой человек бы мог, используя ваши личные данные, получить информацию о ваших отчислениях в пенсионный фонд, сделать запрос в госорганы и, как худший вариант, отправить экстремистские материалы от вашего имени.

«СП»: – К работе почты у многих есть претензии. Удачное ли это решение – высылать коды активации по почте?

- Многие люди получили заказное письмо с сайта госуслуг прямо в почтовый ящик, мое письмо забрали родители. Было бы логичнее, если бы авторизация на этом сайте шла через партнерство с банками. Потому что у банка есть возможность подтвердить личность человека. «Сбербанк», например. Или какой-то консорциум банков.

«СП»: – В каких странах порталы госуслуг работают успешно?

- Страны, в которых это успешно внедрено (Сингапур, Эстония) – это маленькие страны, с небольшим наростом власти. Сравниваться с маленькими странами с хорошим опытом нам трудно. У Эстонии все замечательно, а если взять Евросоюз, то ситуация там не очень-то лучше, чем у нас, а по масштабам мы сравнимы только с Евросоюзом.

Госуслугам веры нет

Напомним, в январе 2010 года ВЦИОМ узнавал о степени доверия россиян к порталу государственных услуг. 70% россиян заявили, что знают, что госуслуги доступны или будут доступны в интернете, однако 61% из них рассказали, что не доверяет электронным государственным услугам и предпочитают общаться к чиновникам лично. Неприятие сайта объяснялось низким качеством электронных сервисов и тем, что многие официальные сайты органов госвласти не соответствовали закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Автор: Павел Никулин
Источник: http://newsland.ru/News/Detail/id/535458/

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^