Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

На пороге электронного государства

Государственное управление и государственные услуги медленно, но верно переходят в электронную форму. Можно утверждать, что это уже сложившийся тренд, который имеет одновременно и политическое, и экономическое значение. Население утомлено бесконечными бумажными процедурами, а бюрократическая нагрузка на бизнес очевидно не способствует конкурентоспособности отечественной экономики и темпам технического прогресса в современном мире.

Несмотря на то, что переход к электронному правительству в России затянулся, он все же неизбежен. Обратного пути – дороги в бумажное прошлое – уже нет. В крупном плане задача должна быть решена на четырех уровнях:

  • законодательство,
  • базовая инфраструктура,
  • информационные системы,
  • организация широкого доступа граждан к электронным услугам.

Информация о текущем состоянии электронного правительства на каждом из этих уровней доступна для широкого круга экспертов. Регулярно проходят представительные дискуссии о том, как и когда начнет функционировать электронное правительство в России. На одном из последних форумов, организованном «Ведомостями», можно было из первых уст получить ответы на вопросы об электронных государственных услугах гражданам и бизнесу, прогнозы внедрения, передовой опыт.

Важно, что на уровне законодательства в последние годы были осуществлены значимые действия по формированию нормативной базы электронного правительства. Принят закон, обязывающий органы власти размещать информацию о своей деятельности в СМИ и в сети Интернет. В ближайшее время в Думе пройдет второе чтение Закона о государственных услугах, а в осеннюю сессию – второе чтение нового Закона об электронной подписи.

Базовая инфраструктура электронных государственных услуг для населения и бизнеса также активно развивается. Основной провайдер общенациональной инфраструктуры связи – «Ростелеком» определен единственным исполнителем работ в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства. Его представители сообщают о готовности к эксплуатации сети протяженностью 150 тыс. км.

Таким образом, на уровне законодательства и инфраструктуры прогресс очевиден. С большой вероятностью нормативно-правовая база, центры обработки данных, сетевые, аппаратные и иные инфраструктурные возможности будут в достаточной мере соответствовать электронным амбициям нашего государства уже в ближайшем будущем.

По существу, наиболее дискуссионные вопросы – какой будет российская модель электронного государства на уровне информационных систем и организации доступа населения к электронным услугам. Можно выделить две основные концепции, которые защищают разные группы экспертов:

1. «Одна точка доступа к госуслугам» предполагает наличие единого портала государственных услуг, за интерфейсными кулисами которого будут выстроено все функциональное и территориальное многообразие информационных систем органов государственной власти. Портал будет размещен по единому адресу в сети Интернет, широкий доступ к нему обеспечат «многофункциональные инфоматы», установленные в общественных местах. Предполагается, что иных возможностей получить доступ к госуслугам быть не должно.

2. «Множество каналов доступа к госуслугам» предполагает необходимость максимально широкого использования уже сформировавшихся на практике точек доступа, каналов распределения, сервисных региональных сетей операторов электронных услуг. Межведомственное взаимодействие и интеграция баз данных при этом, безусловно, также имеют важное значение. При этом многообразие каналов распределения должно стать фактором прогресса всей отрасли и обеспечить максимально широкое вовлечение населения в электронное государство.

Что лучше?

Идея одной точки доступа, несомненно, впечатляет свой масштабностью. В то же время, по мнению экспертов, развитие единого портала – более долгий и сложный путь и его преодоление может занять годы. Особое внимание уделяется также риску «последней мили» – ставка на пассивное общение через инфоматы может привести к ограниченному внедрению электронных услуг. Использование множества каналов распределения и активного предложения электронных услуг населению выглядит более гибким и реалистичным решением. Сторонники этой идеи ссылаются на накопленный отечественный и зарубежный опыт. Например, широкое внедрение электронной отчетности в контролирующие органы и внебюджетные фонды (более 50% налогоплательщиков уже сдают отчетность в электронной форме) сегодня в большой степени обеспечено операторами электронных услуг, организующих активное обращение к клиентам. При этом цена услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота остается вполне подъемной даже для малого бизнеса. Удалось найти решение проблемы обеспечения доступа к услугам даже в небольших городах, удаленных от административных центров.

Как видно, каждая из позиций имеет свои достоинства и недостатки, может быть разумно аргументирована. И каким все же будет электронное государство на самом деле, покажет время.

Генеральный директор компании
«Электронный экспресс»
Алексей Пауков
Источник: http://www.garant.ru/article/254670/

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^