Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Информатизация госсектора: второе дыхание

Процесс информатизации госсектора обретает второе дыхание. В конце ноября Владимир Путин намерен провести совещание с губернаторами по вопросам информатизации госсектора. А через месяц, в конце декабря, планируется заседание Госсовета на тему «О внедрении современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг». Президент и премьер намерены заново оценить перспективы формирования в России «Электронного правительства» и дать мощный импульс этому процессу.

Неудовлетворённость руководства страны положением дел в этой сфере вполне очевидна, она не раз в весьма резкой форме высказывалась на самом высоком уровне. О том, что процесс информатизации госсектора подошёл к некоему руб.ежу, предполагающему значительные перемены, свидетельствуют и некоторая растерянность отдельных чиновников, занимавшихся реализацией многострадальной ФЦП «Электронное правительство», и призывы отказаться от прежних, показавших свою неэффективность подходов к этой проблеме. Отсюда и большое число разного рода конференций – только за последние два месяца их прошло как минимум четыре, – на которых обсуждалась сложившаяся ситуация и главный вопрос – как жить и что делать дальше?

«Если посмотреть на показатели различных рейтингов, наша страна с момента принятия программы «Электронная Россия» балансировала примерно на одном и том же уровне. В последние годы, несмотря на участившиеся заявления первых лиц о способности к модернизации, в этих рейтингах мы начали стремительно откатываться назад», – констатирует депутат Госдумы Илья Пономарёв. В качестве члена комитета ГД по информационной политике, ИТ и связи он в последнее время активно выступает едва ли не на всех публичных мероприятиях, посвящённых информатизации госсектора.

«Главной проблемой у нас является отсутствие межведомственного взаимодействия», – считает Владимир Матюхин, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ). На конференции «ИКТ в госсекторе», проведённой CNews в октябре этого года, он весьма жёстко оценил положение дел: «Денег тратится масса, но, на мой взгляд, координации нет никакой, а что еще хуже – большинство работ просто дублируют друг друга».

Госорганы уже создали свои информационные системы, каждое ведомство имеет свой сайт, но получить какие-либо услуги в электронном виде невозможно, а в эффективной интеграции этих систем практически никто не заинтересован.

С другой стороны, остро ощущается несовершенство нормативной базы. До сих пор нет многих нормативных актов, которые регулировали бы предоставление государством услуг в электронном виде. По мнению Владимира Матюхина, это – главные проблемы, нерешённость которых предопределила неудачу созданного ФГУП НИИ «Восход» портала Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ, Ogic.ru). При этом глава ФАИТ не считает, что время и средства на создание ОГИЦ были потрачены зря. В выступлении на конференции «ИКТ в госсекторе» он обозначил своё видение организации процесса предоставления электронных государственных услуг на основе ОГИЦ, и выразил уверенность, что портал вполне можно довести до ума. В результате можно сделать весь процесс предоставления госуслуг значительно более контролируемым и прозрачным, и в итоге получить «систему, которая будет контролировать чиновника». При этом Владимир Матюхин признал, что «с внедрением государственных услуг в электронном виде мы отстаём минимум на два года», но выразил опасение, что «если сейчас поменяем все творческие коллективы, то отставание значительно увеличится».

По данным IDC, в 2008 году на информатизацию структур государственного управления было потрачено почти 3 миллиардов долларов. И хотя в целом средства были потрачены неэффективно, но отдельные успешные проекты всё-таки, есть. Верховный Суд РФ, например, уже полностью перешёл на проведение всех кассационных и надзорных дел в режиме видеконференцсвязи. В результате экономия государственных средств только на этапировании заключённых до суда и обратно ежегодно составляет более 1,5 миллиардов рублей. После того, как эта система была продемонстрирована высшим должностным лицам государства, на развитие системы «открылось очень хорошее финансирование», с гордостью сообщил представитель ИТ-службы Верховного Суда РФ Андрей Герман на конференции «IT-Госсектор», проведённой в конце сентября компанией AHConferences.

В России сегодня ряд субъектов федерации – Татарстан, Саратовская, Пермская, Астраханская область, некоторые другие регионы заметно вырвались вперёд по уровню информатизации, в частности, информатизации системы здравоохранения, констатировал Пётр Кузнецов, директор Медицинского информационно-аналитического центра РАМН на X конференции «ИТ в медицине» в середине октября. В регионах уже складываются свои системы персонифицированного учета, свои системы электронного управления. Федеральные органы не должны ломать то, что уже сделано в субъектах федерации. Они призваны определять правила игры, разрабатывать стандарты, регламенты, нормативную базу, создавать законодательную среду, которая облегчала бы интеграцию региональных систем в единую систему информатизации российского здравоохранения, убеждён Пётр Кузнецов.

Однако всё это – лишь отдельные успехи, которые не носят системного характера. Прежний подход к информатизации госсектора себя исчерпал, уверен член комитета ГД по информационной политике, ИТ и связи Илья Пономарёв. 27 октября на конференции «Электронное государство XXI века» он призвал «не лезть во внутреннюю кухню каждого из ведомств: прекратить делать из чиновников «врагов информатизации», позволить заниматься административной реформой рынку».

Необходимо создать такие условия, чтобы потенциальные поставщики госуслуг конкурировали друг с другом. Инвестиции должны направляться на развитие рынка через адресные инфраструктурные проекты. При этом ключевыми проектами должны стать создание единого реестра данных госструктур; центра обработки данных с единой системой электронной почты и документооборота, с обеспечением информационной безопасности, с сертифицированным центром электронной цифровой подписи; единый портал госзакупок; ГАС «Управление» как аналитическая и прогнозная система.

Получат ли пропагандируемые Ильёй Пономарёвым идеи поддержку, мы узнаем уже в ближайшее время. Пока же правительство демонстрирует высокую активность в решении назревших проблем. 21 октября было объявлено о создании нового департамента – информационных технологий и связи. На него возложена обязанность курировать федеральную программу «Электронное правительство», а также реализацию крупных проектов в сфере связи. Тогда же появилось распоряжение правительства, утвердившее план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами власти.

Функции единого подрядчика по программе «Электронное правительство» передаются «Ростелекому». «Такой оператор мог бы обеспечить равную доступность государственных услуг населению, проживающему на всей территории Российской Федерации», – говорится в письме министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева президенту РФ, сообщает CNews.

В Госдуме идёт работа над целым пакетом законопроектов – об электронном документе, о едином государственном реестре налогоплательщиков, о госуслугах. Обсуждаются поправки в закон о госзакупках, установление налоговой льготы для ИКТ-компаний, которые предлагается приравнять к резидентам особых экономических зон. Процесс придания второго дыхания процессу информатизации госсектора, очевидно, будет окончательно оформлен в конце года на заседании Госсовета.

Учитывая внимание к этой проблеме президента и правительства, а после предстоящего в ноябре совещания у премьера и декабрьского заседания Госсовета, очевидно, и губернаторского корпуса, – можно надеяться, что процесс информатизации в новом году не пойдёт – побежит гораздо быстрее. И уже через несколько лет мы сможем оплачивать коммунальные услуги в банкоматах и в режиме online следить за работой государственных структур в любой точке России. А электронная регистрация автомобиля, земельного участка или квартиры перестанет быть несбыточной мечтой граждан-пользователей.

Зеленков Александр
Источник: svobodainfo.org


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^