Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Электронное правительство кладет заявки под сукно

Два месяца назад телевидение нам сообщило, что «электронное городское правительство» стало явью. В Петербурге с июля 2009 года действуют два многофункциональных центра (МФД) предоставления государственных услуг, которые призваны избавить нас от бюрократии и бумажной волокиты, стать связующим звеном между простыми гражданами и чиновниками из различных городских ведомств.

Корреспондент «Невского Времени» отправился в один из центров с задачей оформить себе загранпаспорт и собрать документы на приватизацию квартиры.

Василеостровский район, улица Нахимова, дом №3, корпус 2. Светлое просторное помещение на первом этаже многоэтажного дома, евроремонт, кондиционеры. Холл-приемная, комната ожидания с мягкой мебелью и журнальными столиками. Рабочий зал на 4–5 мест, оборудованный компьютерами, разделен прозрачными перегородками. Ощущение, будто попал в типичный современный офис, дополняет приветливая девушка за стойкой регистрации, готовая ответить на любой возникший вопрос. Электронная система, которая автоматически распределяет посетителей на прием, показывает, что здесь способны встретить наплыв посетителей во всеоружии. Правда, никаких очередей нет в помине, а потому система отключена.

Сотрудница центра не без гордости объясняет, что у них в основу работы заложен принцип «одного окна», который исключает или максимально ограничивает участие граждан в процессе сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной услуги. Вся бумажная работа выполняется теперь сотрудниками службы и предоставляется клиенту, что называется, «под ключ».

Я преисполнился надежд: сейчас справки без утомительной беготни получу, и докажу всем маловерам, что программа интернетизации страны действительно меняет нашу жизнь.

Однако девушки быстро развеяли мои иллюзии. Запрошенные документы на квартиру оказались недоступны. Заявку на оформление загранпаспорта отправить также не удалось. А что тогда можно? Оказалось, что сейчас реально можно получить сведения о задолженности по алиментам (ко мне, к счастью, это не относится), информацию по постановлениям о взыскании штрафов и – заказать билет у авиационной компании «Трансаэро». Но только если вы льготник.

Такой набор услуг, признаться, удивил. Дело в том, что все списки должников по штрафам и алиментам висят на сайте службы судебных приставов, куда можно зайти с любого домашнего компьютера или из интернет-кафе. Точно так же со своего компьютера можно заказать авиабилет – причем любой компании и без всяких льгот. Выходит, что все это затеяно для старушек, у которых нет дома интернета? Может и так. Но старушки, как правило, не платят алиментов. Да и самолетами летают нечасто.

Еще раз подчеркну, что персонал центра был вежлив, предупредителен и хотел мне помочь – даже зная, что помочь не сможет. Как объяснили девушки, из запланированных 70 видов услуг центр предоставляет пока 22, да и то большинство из которых носит справочный характер.

Но, может, мне просто не повезло с центром, может, он еще не подключен к нужным сетям, может, провайдер у него не тот? Не оставляя попыток добиться хоть какого-то результата от нашего «электронного правительства», я зашел на сайт «Электронная приемная Санкт-Петрбурга», который, судя по обещаниям разработчиков, тоже позволяет подавать запросы на получение загранпаспорта, ежемесячного пособия на ребенка и прочих нужных документов. Но и тут меня ждало разочарование. Заполнить и отправить заявления можно. Но ни в какую организацию, ответственную за те услуги, они переданы не будут. Так и останутся в электронной памяти «приемной».

Так в чем же проблема? Почему есть центры, сайты, но нет обещанных услуг? Компетентные люди объяснили мне, что это проблема с большой буквы. Оказывается, в городе, да и в стране, нет нормативно-правовых документов, которые позволяли бы официально рассматривать заявления, поданные через интернет. И неизвестно, когда они будут. Законы ведь не за один месяц пишутся.

Да и не только в законах дело. Технология выдачи бумажных справок у нас отлажена столетиями. А вот электронной технологии попросту нет. К примеру, если вы посылаете запрос на загранпаспорт с домашнего компьютера – как чиновник проверит, что вы – это вы? Или другой вопрос – как будут ведомства пересылать друг другу ваши запросы? Сейчас мы в каждый департамент приходим лично со всем ворохом уже подписанных бумаг. А в электроном виде кто будет выполнять функции ходока?

Сама по себе идея электронного сбора и оформления документов – прекрасная. Не нужно человеку мотаться по разным концам города, сидеть в очередях, просто зашел в специальный центр и все сразу получил. Но мне ни у кого не удалось узнать, когда эта система появится. И тогда следующий вопрос: зачем администрация города ставит лошадь впереди телеги, открывая «электронную приемную», которая ничего не делает, открывая и оснащая центры, которые не оказывают, по сути, никаких услуг? По планам чиновников, в 2010 году заработают новые центры в Приморском, Красногвардейском и Центральном районах. Всего в Петербурге планируется открыть 111 таких центров. Это сотни миллионов рублей на аренду помещений, технику, на зарплату персонала.

Может, открывая центры, чиновники хотят «приучить» людей пользоваться новыми технологиями? Думаю, эффект будет обратным. Посетив пару раз такой вот центр и потратив впустую время, в третий раз человек туда просто не пойдет. Есть такая штука – «эффект обманутого ожидания». Хотя, по данным Агентства социальной информации, более половины петербуржцев поддерживают данную программу, а 60 процентов респондентов готовы пользоваться новой формой общения с органами власти.

Вопрос: зачем все это создается, когда нет самого главного – законов и правил для новой технологии, конечно, риторический. Просто президент страны уделяет этой сфере особое внимание, а программа «Электронная Россия» является государственной. Надо же отчитываться об успехах на электронной ниве.

Роман Шиков

Источник: svobodainfo.org


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^