Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Государственные услуги в электронном виде

Резкая критика Президента Российской Федерации о развитии ИКТ в России, высказанная на первом в 2009 году заседании Совета по развитию информационного общества в России, относилась и к сфере оказания государственных услуг в электронном виде: «Мы должны были создать единый портал государственных и муниципальных услуг, он должен был заработать с 1 января наступившего года. Этого тоже не произошло».

Еще указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была определена трехступенчатая система федеральных органов государственной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, разграничив их сферу деятельности.

Федеральное министерство занимается нормативно-правовым регулированием. Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере. На федеральное агентство возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Интересная ситуация складывается именно в сфере государственных услуг.

Вышеназванный указ Президента Российской Федерации, ориентируя на определенную систему органов государственной власти, разъясняет, что под «функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами».

Итак, данный указ ориентирует на федеральные агентства как органы государственной власти, уполномоченные на оказание государственных услуг.

На практике же в отсутствии самого понятия «государственная услуга» все ведомства, по-своему его трактуя, пытаются ориентироваться на существующие у них полномочия, закрепленные соответствующими нормативными правовыми актами, и разрабатывать собственные административные регламенты предоставления государственных услуг. Показательно то, что такие административные регламенты уже существуют, и не только у федеральных агентств, которые напрямую должны заниматься их предоставлением, но и у министерств, и у служб. Следует проиллюстрировать это примерами действующих в настоящее время административных регламентов.

Приказом Федеральной миграционной службы от 08.11.2007 № 430 утвержден «Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства», согласно которому государственную услугу предоставляет Федеральная миграционная служба, ее территориальные органы и их структурные подразделения.

Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 20.05.08 № 5853 утвержден «Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг», согласно которому государственную услугу предоставляют Министерство иностранных дел и его представительства на территории Российской Федерации.

Итак, государственные услуги сейчас – это услуги отнюдь не только федеральных агентств.

Продолжением идеи административной реформы по строгой регламентации процесса предоставления любой государственной услуги в целях повышения, в том числе ее качества, явилась идея перевода государственных услуг в электронный вид. Для единообразия подходов различных ведомств в этом нелегком процессе постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» признано необходимым обеспечить с 1 января 2008 года переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ).

Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации (сейчас: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) вышеназванным актом поручено подготовить перечень государственных услуг, оказываемых на основе информационного взаимодействия.

Создание такого перечня облегчит задачу перевода государственных услуг в электронный вид. По-видимому, централизованное понимание того, является ли государственной услугой закрепленный в административном регламенте ведомства процесс, будет формироваться только в момент, когда государственная услуга попадет в такой перечень.

Возможно, создание такого перечня задерживается именно в связи с необходимостью детально проработать момент разделения функционала органа государственной власти на ориентированный на пользователя и не связанный с такой ориентацией.

Согласно официальной информации, озвученной представителем Министерства экономического развития Российской Федерации, в настоящее время ведется активная работа по таким типам государственных услуг как лицензирование и регистрация. Какие конкретно административные регламенты будут рассматриваться в этих типах, неизвестно. К концу 2008 года планировалось разработать план-график перевода этих услуг в электронную форму и обоснованные расчеты возможных затрат. К середине 2009 года – представить эти проекты Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации для решения вопроса об их реализации. Почему выбраны именно эти государственные услуги? Такой вопрос возникает резонно и противоречие усугубляется, если обратиться к рубрикатору государственных услуг, представленному на портале ОГИЦ, который на данный момент типизирует услуги по направлениям: связь, образование, здравоохранение, экология и т.д.

Необходимость «первого шага» – преобразовании конкретного административного регламента в электронный – уже назрела. Остается вопрос: с какой услуги начать? Одно несомненно – этот процесс должен реализовываться с учетом использования ОГИЦ, как существующего технологического и правового механизма, обеспечивающего взаимодействие органов государственной власти в интересах оказания государственных услуг.

Источник: http://www.astera.ru/news/?id=71450

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^