Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Властный онлайн. Будет ли в нашей стране электронное правительство?

«Химера», «критическое состояние» - определения такого рода в последнее время сопровождают упоминания об электронном правительстве (ЭП) нашей страны. Еще его можно назвать «улыбкой Чеширского Кота». То есть улыбка (множество победных рапортов о проектах информатизации) есть, а самого Кота (реальной возможности граждан общаться с властью в электронном виде) нет. Почему за годы выполнения ФЦП «Электронная Россия» (с 2002 года) так и не создано «живое» ЭП?

Для того чтобы граждане могли общаться с госструктурами по электронным каналам, нужен не только портал, но еще информационные системы в каждом ведомстве, способные при необходимости доставлять друг другу какие-либо данные. Причем, отмечают в компании Microsoft, методология и основные принципы построения ЭП одинаковы для разных стран, и Россия вполне может воспользоваться успешным опытом других стран, например Канады, ФРГ, Бельгии, Великобритании, Австралии и пр. Этот опыт говорит об обязательном присутствии в таких проектах трех элементов: национальной программы, скоординированных действий всех уровней власти, построения интегрированного ЭП. Но в российском проекте ЭП, похоже, имеется только первый.

«По сути, к 2008 году был сформирован не связанный единым посылом набор документов как для совершенствования госуправления, так и для построения ЭП. Причем отдельно федерального и отдельно региональных правительств. А до муниципальных электронных правительств дело вообще не дошло», - говорит Владимир Дрожжинов, председатель правления Центра компетенции по электронному правительству. При этом бурно росло количество организаций-кураторов: Совет при президенте по развитию информационного общества в РФ, Правительственная комиссия по проведению административной реформы, Правительственная комиссия по федеральной связи и информтехнологиям, отдел электронного правительства в аппарате кабинета министров, Совет региональной информатизации и Совет главных конструкторов информатизации регионов. В общем, координация координаторов...

А в это время регионы, самостоятельно планирующие как бюджет, так и задачи информатизации, создавали свои ЭП. Более или менее удачные, но, конечно, не поддающиеся тиражированию. В частности из-за того, что единого стандарта передачи данных и обмена электронными документами у нас нет. Значит, не могут взаимодействовать между собой и ЭП разных уровней, а их более 80 региональных и более 20 000 муниципальных. При этом Минкомсвязь и Минэкономразвития предлагают регионам некоторые типовые решения создания ЭП, разработанные по их поручению. Причем чаще всего предлагают приобрести за деньги самих регионов. Результат - нестыковка уже существующей в регионе информационной системы с предлагаемым типовым решением и другими уровнями, зря потраченные деньги.

В ведомствах похожая ситуация. По оценкам Минкомсвязи, потери от дублирования функций в информационных системах разных ведомств составляют около 30 процентов от бюджетов информатизации. «Задача оптимизации консолидированного бюджета на информатизацию органов власти всех уровней вообще никогда не ставилась, - комментирует Владимир Дрожжинов. - Только в этом году начал создаваться федеральный Совет главных конструкторов по информатизации ведомств под эгидой Правительственной комиссии по федеральной связи и информтехнологиям».

Пока же в отсутствие единого координатора Минэкономразвития, ответственное за обеспечение административной реформы, кропотливо составляет реестр всех госуслуг и регламентов их предоставления. Их только на федеральном уровне порядка двух тысяч, и за три года подготовлены описания приблизительно трети из всех. Да и можно ли всерьез говорить об информатизации, если даже список основных социально значимых услуг, которые должны быть доступны в электронном виде, пересматривался уже раз 5-6, последний раз - в апреле этого года. Проблема в том, что популистски выбирают те, что чаще всего требуются людям (например, паспортно-визовые), забывая о технических ограничениях (далеко не все паспортные столы нашей родины подключены к Интернету).

Понятно, что, пожиная результаты неуправляемой информатизации российской власти, не стоит строить прожекты типа попадания к 2015 году в десятку или двадцатку стран - лидеров информационного общества. Пора сказать: «Электронное правительство. Перезагрузка».

Владимир Дрожжинов
председатель правления Центра компетенции по электронному правительству

Необходимо разрушить «вавилонскую башню» управления информатизацией государства, которая стихийно складывалась с 2002 года: громоздкую шестиуровневую структуру горизонтальной координации работ по электронному правительству, в которой смежные уровни не только не видят друг друга, но и не имеют единых стандартов обмена данными и электронными документами. И даже единого органа для координации соответствующих работ тоже нет.

Павел Ершов
директор департамента Microsoft в России

Необходимо выработать единую четкую стратегию развития электронного правительства, которая даст в том числе экономию за счет централизации IT-инфраструктуры. Тогда различные ведомства смогут фокусироваться на создании именно прикладных систем, обеспечивающих взаимодействие с населением и бизнесом, а не на построении инфраструктуры с нуля. А нынешний перекос в сторону внутренней информатизации госорганов будет и дальше приводить к дублированию инвестиций.

Андрей Жулин
руководитель направления, Институт госуправления ГУ - ВШЭ

Сегодня вполне реализуемой представляется только первая стадия - информационное наполнение портала, охватывающего все госуслуги. И правильная тенденция в этом направлении наметилась - идет возврат к инвентаризации всех необходимых для этого ресурсов, то есть создание реестров, кадастров, описаний функций и административных регламентов и т. д. Только после этого можно ставить следующую задачу - заполнение форм с сайта и отправка данных в госорганы.

Источник: svobodainfo.org


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^