Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

12 веб - услуг, которые могут оказать госорганы

Интернет - технологии в настоящее время мало используются федеральными органами власти России для предоставления услуг гражданам и организациям. Аналогичная ситуация наблюдается и в работе органов госвласти других уровней. Развитие этой сферы тормозится, прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В то же время, в странах ЕС определены четкие индикаторы для оценки достигнутого прогресса на пути к «электронному правительству».

Успехи в этой сфере измеряются (1), в лучшем случае, только двумя начальными фазами: публикацией информации на интернет-сайтах органов государственной власти и односторонним взаимодействием «власть-общество». В то же время, концептуальные основы информационного общества предполагают двусторонний информационный обмен и полную реализацию транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

В Концепции управления государственными информационными ресурсами (2) записано, что важнейшим механизмом управления процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов должен стать надзор за осуществлением услуг в области информатизации (3).

Пока же для органов государственной власти характерно отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов, что вызывает справедливые нарекания со стороны граждан.

Несмотря на широкие возможности интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости (4) органов государственной власти. Можно констатировать, что Россия находится на начальном этапе создания электронного правительства.

На веб-сайтах федеральных органов государственной власти, как правило, имеется только фрагментарная информация. Но и она в основном труднодоступна: в большинстве случае отсутствуют карта сайта и поисковая система, а информация практически не структурирована. Использование инструментов интерактивного взаимодействия, в лучшем случае, исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти после регистрации на его веб-сайте, голосованием по различным вопросам в режиме онлайн и участием в тематических форумах.

Граждан и организации, прежде всего, интересует возможность получать государственные услуги с меньшими затратами, как для себя, так и для органов государственной власти. Возможности интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом не используются даже там, где это взаимодействие осуществляется с одним органом государственной власти и заключается в произведении простых операций, не предусматривающих задействования межведомственных или многоступенчатых внутриведомственных механизмов.

Россия: государственные услуги на основе ИКТ

В России, в отличие от ЕС, не определены четкие индикаторы для оценки достигнутого прогресса на пути к «электронному правительству». Ниже приводится перечень государственных информационных услуг оказываемых органами государственной власти РФ на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и прогнозные показатели роста доступности и доли госуслуг, оказываемых в электронном виде.

Напомним, что концепция проведения административной реформы в РФ на 2006-2010 гг. . предусматривает повышение удовлетворенности граждан качеством госуслуг с 14% на сегодняшний день до 70% к 2010 г. «Эта цифра измеряемая, например, через социальные опросы граждан», – считает замминистра МЭРТ РФ Андрей Шаров. Другой целью дальнейшего проведения административной реформы является, по его словам, радикальное снижение издержек бизнеса от пользования госуслугами. В частности, в МЭРТ считают, что на сегодняшний день (осень 2005 г.) малый бизнес направляет на оплату госуслуг 8,5% от выручки. Предполагается, что до 2008 г. данные издержки сократятся до 5%, а до 2010 г. – до 3%. Развитие госуслуг, оказываемых на основе ИКТ является одним из центральных направлений, которое позволит достичь этих показателей.

Услуги на основе ИКТ, предоставляемые органами власти гражданам (G2C)(5):

1. Подоходный налог: подача декларации, уведомление о результатах проверки деклараций (6).

2. Услуги по поиску работы, предоставляемые департаментами труда (7).

3. Выплаты из фонда социального страхования.

4. Выдача документов (паспортов и водительских прав).

5. Регистрация автомашин (новых, бывших в употреблении или импортированных из-за границы).

6. Подача заявлений на выдачу разрешений на строительство.

7. Заявления в милицию (например, о краже, угоне и т.д.).

8. Публичные библиотеки (доступность каталогов, инструментов поиска)(8).

9. Акты гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерть): запрос и получение.

10. Подача заявления на поступление в вуз.

11. Регистрация по месту жительства.

12. Услуги здравоохранения (например, интерактивное информирование о предоставлении услуг в различных больницах; направления в больницы)(9).

Услуги на основе ИКТ, предоставляемые органами власти бизнесу (G2B):

  • Выплаты в фонды социального страхования за сотрудников (10).
  • НДС: декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций (11).
  • Регистрация новой компании.
  • Предоставление информации в статистические органы.
  • Подача таможенных деклараций.
  • Разрешения, связанные с охраной окружающей среды, включая отчетность.
  • Поставка товаров и услуг для государственных нужд (12).

В Мининформсвязи РФ считают, что в ближайшие году существенно увеличится доступность услуг, оказываемых государством в электронном виде.

Министерство разрабатывает проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на рассмотрение на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. Эти работы ведутся в рамках реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года» и ФЦП «Электронная Россия». 

Виталий Солонин
19.10.05.
http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2005/part4/#9#9
Источник: svobodainfo.org


 
(1) Анализ уровня представленности информации федеральных органов государственной власти Российской Федерации и эффективности использования ими интерактивного взаимодействия (интернет) с гражданами и организациями выполнен CNews Analytics. Исследование проводилось в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и в апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.).  Вернуться

(2) Рекомендована правительством Российской Федерации для использования при разработке федеральных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов. Вернуться

(3) Ожидается, что для этого в ближайшее время будет создана нормативная база для оценки состава и качества информационных услуг, оказываемых на основе государственных информационных ресурсов и оценки других видов использования этих ресурсов. В частности, требуется разработать информационные стандарты (в том числе на федеральном уровне), определяющие гарантированный государством состав, объем и форму предоставления информации, необходимой гражданам и организациям для реализации их законных прав в экономической, социальной, культурной, образовательной и других. Вернуться

(4) В настоящее время в России не существует полноценного нормативно-правового обеспечения механизмов реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов, а также право граждан обжаловать действия и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на ограничение их права на доступ к информации. Возможно, что в 2005 г. в этой сфере произойдут качественные изменения – Минэкономразвития и торговли РФ в 2004 г. внесло в правительство проект закона «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Законопроект определяет порядок и общие условия доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направлен на обеспечение доступности и открытости информации для граждан и организаций, а также осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления. С утверждением данного закона федеральные органы власти только начнут разбираться с тем, какую именно информацию требуется «выставлять» на свои интернет-сайты. И уж только потом, спустя годы (если темпы информатизации органов власти останутся на прежнем «черепашьем» уровне) можно будет ожидать и двустороннего информационного обмена «бизнес-власть» и полных транзакций в режиме онлайн. Вернуться

(5) При подготовке использованы данные аналитического доклада «Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития», 2004 г., – доклад подготовлен Институтом развития информационного общества. Вернуться

(6) Такая услуга в России функционирует в виде предоставления информации. Интернет-представительства региональных управлений Федеральной налоговой службы России функционируют во всех Субъектах Федерации. Информация предоставляется в виде инструкций, форм и программ для автоматического заполнения деклараций. Вернуться

(7) Услуги 2-7, 9-12 реализуются в виде предоставления информации. Вернуться

(8) Для пользователей интернета доступны каталоги большинства крупных государственных библиотек. Существует возможность поиска, а в некоторых библиотеках – и заказа книги или ее копии. Вернуться

(9) В некоторых регионах создаются интерактивные консультационные центры. Вернуться

(10) Услуги 1-7 реализуются в виде предоставления информации, причем услуга 3 «Выплаты из фонда социального страхования» реализуется пока что не на всех региональных сайтах (услуга реализована в виде предоставления информации). Вернуться

(11) Осуществление двухсторонних транзакций находится в режиме тестовых испытаний. Вернуться

(12) На некоторых сайтах созданы системы для приема предложений от коммерческих организаций на участие в тендере.  Вернуться



Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^