Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Доклад на круглом столе «Электронная коммерция в России: стратегия и практика» в Государственной Думе РФ заместителя директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ц.В. Церенова 6 июня 2005 года

Проблемы развития электронной торговли можно разделить на две группы:

  • проблемы взаимоотношений частных компаний при совершении сделок в электронной форме, и

  • проблемы взаимоотношений частных компаний и государства, куда входит совершение сделок с государством (государственные закупки), а также предоставление налоговой и иных форм отчетности.
     

Мой доклад посвящен второй группе вопросов.

И начать хотелось бы с самой важной, главной проблемы, которая будет препятствовать развитию электронной торговли. Сам факт электронной сделки – это еще не вся электронная торговля. Основной объем действий приходится на период после заключения сделки, об этом скажет любой специалист. Торговля – это, прежде всего, учет товаров, учет движения средств. Все трудности возникают тогда, когда государство накладывает свои особые требования на этот процесс. А сейчас эти требования такие, чтобы «бумажному» государству было удобно, чтобы первичные документы были оформлены в бумажном виде.

Увы, государство в своем развитии пока отстает от рынка и требует соблюдения правил «бумажной торговли», чтобы иметь возможность ее контролировать. Вот это, в первую очередь, и нужно менять. Чтобы соответствовать требованиям современного рынка либо «бумажному» государству надо отказаться от контроля за торговлей (что идет вразрез с фискальными требованиями), либо самому государству стать электронным, чтобы догнать общество в развитии его институтов. Пока государство само не перейдет на электронный учет, будут возникать проблемы по связи бумажных официальных систем учета (в судах, налоговых органах и т.д.) и электронных систем учета торговых операций.

Поэтому, с нашей точки зрения, акцент надо делать не столько на самой электронной торговле, сколько на адаптации государства к ее развитию. 
    
2. Мы непосредственно столкнулись с этими проблемами при реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В рамках этой программы Минэкономразвития России разрабатывает систему государственных закупок с применением средств электронной торговли.
 
Проект стартовал в 2002 году, была заказана разработка программного решения, настроенного под процессы закупок, разрешенные действующим законодательством. Параллельно разрабатывалось типовое решение для регионов, которое было апробировано в ряде регионов (республика Чувашия, Челябинская область, республика Мордовия).
 
Однако в процессе реализации проекта стало понятно, что проблема создания электронной системы госзакупок не технологическая, а связана, в первую очередь, с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, регламентирующей возможность проведения госзакупок в электронной форме.

3. И дело не только в законодательстве о госзакупках, а в том, что применение информационных технологий в органах власти практически ограничено справочно-информационными задачами. Сегодня официальные документы готовятся и создаются на компьютере, но официальными их делают бумага, на которой они напечатаны, подпись и печать – и они хранятся уже где - то рядом с компьютером, в шкафах. Компьютеры используются как пишущие машинки, как клавиатура и память к принтерам, не более.
 
Здесь мы имеем дело с частным проявлением общей закономерности. Опережающее развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе, технологий электронной коммерции в частном секторе экономики, создало разрыв между правовой системой, общественным сознанием и технологическими реалиями. Поэтому одну из главных задач «Электронной России» мы видим в том, чтобы изменить правовую систему таким образом, чтобы поместить новые информационные отношения в правовое поле. И в настоящее время основной упор делается на разработке необходимой нормативно-правовой базы.
 
4. На наш взгляд, необходимо инициировать разработку пакета законопроектов о внесении изменений и дополнений в федеральное гражданское законодательство и законодательство об электронной цифровой подписи (ЭЦП).
 
Серьезный толчок развитию электронной торговли может дать работа по совершенствованию законодательства об ЭЦП путем исключения противоречивых положений ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и двойного (лицензионно-разрешительного и сертификационно-разрешительного) регулирования оборота средств ЭЦП. Не менее важно определить ответственность третьих сторон (операторы и разработчики систем электронной торговли), выработать порядок представления отчетно-оправдательной документации участниками электронной торговли в электронном виде органам налогового контроля и органам таможенного контроля (возможно, в рамках специального законодательства об электронном документе или электронном документообороте).
 
5. До тех пор, пока не определен статус электронного документа, не работает ФЗ об ЭЦП, не развернута инфраструктура удостоверяющих центров, говорить о полномасштабном использовании механизмов электронной коммерции в госзакупках невозможно. Но даже в рамках действующего законодательства можно закладывать основу для будущего функционирования электронных систем государственных закупок.
 
Минэкономразвития России реализует концепцию поэтапного перехода к осуществлению закупок в электронной форме. И первый этап – самый важный – обеспечение информационной открытости и прозрачности процесса государственных закупок. В ходе реализации первого этапа учет информации по закупкам станет электронным, административные процессы организуются так, чтобы снимать конфликты интересов и обеспечивать проверку обоснованности принятых решений благодаря открытому доступу ко всей информации и т.д.

У государства не должно быть лишних тайн, в том числе и коммерческих. Государство должно делать свои дела открыто для налогоплательщиков, тем более закупать товары и услуги на их деньги. Решение этих задач относится не столько к электронной торговле, сколько к реформированию системы государственного управления вообще. Прозрачное, подотчетное и оперативное государство имеет иммунитет к коррупции. Для того чтобы оно таким стало, в нем должен быть электронный учет, электронные административные процессы, электронный доступ к информации, независимый аудит, адекватные уровню общественного и технического развития законы. Электронная торговля отлично с этим будет сочетаться.

Для обеспечения открытости и прозрачности процесса государственных закупок в 2004 году нами введен в эксплуатацию Портал государственных закупок, задачей которого является сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках. Портал создан как часть Единой информационной системы госзакупок, поэтому он может собирать и публиковать сведения из разных источников, в том числе, из региональных электронных систем государственных закупок и отраслевых торговых площадок. В 2004 году была проведена опытная публикация извещений о конкурсах и результатах их проведения из электронной системы государственных закупок Республики Чувашия, апробирован механизм передачи и публикации извещений на отраслевые электронные торговые площадки (Медпром.ру, Агробизнес.ру). В 2005 году этот список будет расширен.
 
6. При создании Портала нам важно не только повысить открытость и прозрачность закупочных процедур. Нам нужна система, которая сможет предоставлять данные для сопоставления результатов конкурсов, мониторинга цен на закупаемую продукцию, практического применения критериев оценки эффективности проведенных закупочных процедур, оперативного выявления некоторых видов нарушений процедур и правил проведения конкурсов. Потому что следующим этапом развития системы электронных госзакупок станет построение аналитических систем на основе представляемых государственными заказчиками сведений. К этим работам также мы приступаем в 2005 году, создавая первую очередь системы мониторинга цен на закупаемую продукцию. Создание системы государственного мониторинга цен хорошо укладывается в общую логику развития Единой информационной системы государственных закупок, связывая работы первого этапа – обеспечение прозрачности и сбор данных о государственных закупках, и начало второго этапа – построение аналитических систем с учетом региональных, сезонных и других различий.
 
7. Наконец, после принятия необходимой нормативной правовой базы, когда само государство станет «электронным», можно будет приступить к третьему этапу создания системы электронных госзакупок – совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме. При этом электронная система госзакупок будет распределенной, может быть сколько угодно электронных торговых площадок. Но в основе всей системы должен быть один информационный портал госзакупок, стандартизированная информация на который поступает от различных электронных систем и торговых площадок или даже в бумажном виде от государственных заказчиков. Мы видим будущее системы электронных госзакупок не в централизации (когда один закупочный агент), а глобализации (когда много закупочных агентов из разных регионов государства получают доступ к поставщикам из разных регионов, и даже разных стран), в создании единого информационного пространства по государственным и даже муниципальным закупкам. Когда поставщик из Вологды знает, какие конкурсы проводит администрация Иркутской области. 
    
Нынешние электронные торговые системы являются больше системами электронного содействия бумажной торговле. Пока не изменится государство, которое невидимо держит свечку в каждой сделке, пока коренным образом, качественно не изменятся основные государственные институты (учета, контроля, принятия решений и т.д.) сложности у электронных торговых систем сохранятся. Кроме того, в стране еще не существует массовой и дешевой «инфраструктуры доверия» - инфраструктуры удостоверения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Без этого никакие законы, в т.ч. в сфере электронной торговли работать не могут. Но такая инфраструктура может появиться лишь в конкурентных условиях, что, свою очередь, требует либерализации регулирования гражданской криптографии в России.

МЭРиТ 
http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=2603

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^