Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

В 2010 году гражданам откроют двери и залы, где заседает власть. Так по крайней мере утверждает новый федеральный закон

Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления», подписанный президентом Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ 9 февраля, обязывает чиновников всех рангов предоставлять гражданам и юридическим лицам любые запрашиваемые сведения: будь то бюджетные расходы на строительство дороги, ремонт мэрского кабинета или порядок начисления заработной платы губернатора.

Такой закон принят в России впервые, хотя в развитых странах аналогичные механизмы успешно работают уже не первый год. Единственным недостатком принятого документа эксперты считают введение «переходного периода» – закон вступит в силу 1 января 2010 года, и до этого дня у чиновников будет время для того, чтобы «подчистить» свою нормативную базу и засекретить те сведения, которые им невыгодно разглашать. Значимые сведения покроют служебной тайной

Закон открывает для граждан доступ к любой информации, «созданной в пределах полномочий» того или иного органа власти. Речь идет обо всех нормативных актах – законах, решениях, распоряжениях чиновников, в том числе тех, которые не подлежат официальному опубликованию. Причем в данном случае чиновник не сможет отделаться простой отпиской или справкой – на запрос должна быть предоставлена полная копия документа. Исключение составят нормативные акты, содержащие персональные данные, а также государственную, коммерческую, служебную, врачебную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, суда и следствия. Самым неоднозначным понятием, по мнению юристов, является служебная тайна. Законодательство определяет, что служебная тайна – это защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

- Какого-либо законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, никогда не было и нет, – пояснил «КВ» директор юридической фирмы «Юрикон» Василий КРОЛЕВЕЦ. – Получается, что, используя неточность определения служебной тайны, чиновники смогут отказывать гражданам в выдаче какой-либо информации об их деятельности. Что в принципе делается и сегодня. Таким образом, ставится под сомнение эффективность самого закона.

Что сейчас будут делать чиновники на местах? Проводить ревизию и накладывать «служебный» гриф на всю более-менее значимую и не предназначенную для посторонних глаз документацию. Впрочем предполагается, что федеральное правительство в течение текущего года разработает и утвердит полный перечень информации, которую власти обязаны будут предоставлять заявителям по первому требованию.

Еще один способ защиты от нового закона, который могут использовать власти, – уничтожить не нужные для деловых целей материалы с истекшими сроками хранения, в которых содержится какая-либо «неудобная» информация. По сведениям аналитиков, именно так поступили английские госорганы перед введением закона о доступе к государственной информации в 2005 году.

Как показывает зарубежная практика, обеспечение гласности деятельности госорганов стоит немалых денег. Работа с запросами потребует расширения штата органов власти, закупки дополнительного оборудования. Кое-какие затраты понесут и сами любопытствующие. До вступления в силу закона правительство России должно установить минимальный размер документа, который будет выдаваться гражданам бесплатно. Для того чтобы получить объемный пакет документов, заявителю придется оплатить расходы на бумагу, ксерокс и почтовую пересылку. Впрочем, за руб.ежом эти сборы едва достигают 1% от всех бюджетных затрат на работу с запросами.

Ущерб от ложной информации будет возмещать бюджет

Как показал опрос «КВ», предприниматели сегодня неохотно обращаются (а то и не обращаются вовсе) в органы власти за получением какой-либо информации. Связано это в первую очередь с бюрократическими проволочками, в то время как главное достоинство информации в бизнесе – этот оперативность ее получения. Куда проще воспользоваться «неформальными» способами достать нужные сведения – узнать сумму запланированных в бюджете средств на тот или иной контракт, получить список объектов, готовящихся к приватизации, через знакомых чиновников. Этим нередко пользуются приближенные к власти депутаты-бизнесмены. Именно поэтому информацию считают самым дорогим «коррупционным товаром», и Закон «О доступе к информации+» в каком-то смысле должен сбить цену на этот товар. Сама процедура получения тех или иных сведений не упрощается – срок рассмотрения запроса составляет 30 дней. Но чиновники в данном случае будут нести ответственность за предоставление ложной или неполной информации и серьезно наказываться – начиная со штрафа и заканчивая увольнением с дисквалификацией на несколько лет. Более того, если заявитель докажет в суде, что в результате непредоставления информации или ее несвоевременного предоставление ему был причинен ущерб, власти обязаны будут его возместить. А за сокрытие или несвоевременное обнародование информации о нарушении экологии, предстоящих погодных катаклизмах, ЧП чиновников может ждать уголовное наказание.

Еще одно важное нововведение – со следующего года власти обязаны будут открывать двери заседаний всех коллегиальных органов власти. К таковым относятся различного рода комиссии, комитеты, советы и штабы, созданные, например, при правительстве Омской области или администрации города. Сегодня журналисты могут проникнуть на их заседания разве что чудом. Антикоррупционные или антикризисные комиссии в областном правительстве проходят в засекреченном режиме, в то время как обсуждаемые на них вопросы касаются напрямую жителей области. Заседания регионального правительства также закрыты для СМИ (телевизионным каналам разрешена десятиминутная протокольная съемка). Причем решение об открытии первого вопроса повестки (иногда его разрешают послушать журналистам) принимается за несколько минут до заседания отдельными чиновниками, что говорит об отсутствии четко прописанной процедуры «закрытия» правительства. Впрочем областное правительство может не открыться и после вступления в силу закона, поскольку в региональном законодательстве этот высший исполнительный орган власти не назван коллегиальным, в отличие, кстати, от федерального правительства.

Надзор за соблюдением властями Закона «О доступе к информации+» возложен на органы прокуратуры – они обязаны будут разбирать все факты сокрытия чиновниками запрашиваемой информации и закрытия заседаний правительственных и городских штабов и комиссий.

Оксана Миронова
Источник: svobodainfo.org

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^