Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Служебная тайна

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.
 
Попросту говоря, служебная тайна – это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.
 
Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна – это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление №1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.
 
Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации – «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.
 
Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.
 
Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.
 
В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной – персональными данными.
 
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.
 
Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
 
Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 №143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее – акты) – это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
 
В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.
 
Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными – нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).
 
Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
 
Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне – персональным данным.
 
Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».
 
В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, – это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.
 
Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch» («для служебного пользования»).
 
В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.
 
К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1.
 
Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

  • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
  • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.
 
В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.
 
Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

  • информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
  • информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;
  • информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;
  • информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.
 
Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами – владельцами и обладателями информации.
 
Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.
 
Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 №188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. №1233, 1998 г. №936 и 1999 г. №1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.
 
Служебная тайна – это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.
 
Возможны другие варианты: служебная тайна – несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.
 
С позиций документоведения служебная тайна – это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.
 
Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Источник: http://www.jobway.ru/articles/?id=212
Источник: Служба кадров и персонал №4, 2006

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^