Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Запрет иностранного ПО: открытое письмо Путину

Группа ученых институтов РАН и членов РАЕН обратились к президенту России, министру обороны и председателям обеих палат Федерального Собрания РФ с открытым письмом, где предлагается поддержать поправку «о недопустимости использования зарубежных программно-технических средств в стратегических отраслях и на особо важных (опасных) объектах Российской Федерации». Скандально известный журналист, а ныне – депутат, Александр Хинштейн и группа его коллег активно работают над продвижением инициативы.

Группа депутатов и научных сотрудников академических институтов – среди них нет членов РАН, но есть несколько академиков РАЕН – направили открытое письмо президенту Владимиру Путину (текст обращения и копия листа подписей), под предлогом обеспокоенности состоянием информационной безопасности нашей страны. «Глубокую тревогу научного мира России вызывает состояние информационной безопасности нашей страны», – такими словами авторы начинают свое обращение, в котором руководителей страны призывают поддержать депутатскую поправку. В письме отмечается, что «даже в Пентагоне в последние годы наблюдается рост применения собственного программного обеспечения в военных разработках».

Согласно тексту открытого письма, поправка в законопроект «предусматривает запрет использования западных программно-технических средств в стратегических отраслях и на особо важных (опасных) объектах». Несмотря на то, что перечень этих объектов, «должен быть установлен правительством РФ в течение одного года с даты принятия закона», депутаты заблаговременно предлагают включить в этот список энергетику, транспорт, военный комплекс, государственные информационные системы и т.д. Поправку предлагают принять в прошедший первое чтение проект Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и их защите».

«За счет активного участия зарубежных фирм в процессе информатизации органов государственной власти практически все информационные ресурсы страны, включая «ресурсы критических систем», оказались под контролем соответствующих иностранных структур, – обращаются к президенту авторы письма. – Нельзя не отметить, что этим наносится огромный урон и национальной экономике – ведь за наши государственные деньги развиваются не отечественные, а частные западные компании». При этом они ссылаются на указ президента «О концепции национальной безопасности РФ» от 10 января 2000 г. и Доктрину информационной безопасности, в том же году утвержденную президентом и развивающую эту концепцию применительно к информационной сфере. Здесь отмечается, что «Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также ... обеспечению эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:

  • закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам ...;
  • создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий».

Обратившиеся с письмом к главе государства сожалеют, что «положения данной Доктрины не имеют обязательного характера, вследствие этого не принимаются государственными чиновниками во внимание».

Если инициатива группы депутатов увенчается успехом, значительное число государственных структур – органы государственной власти, госпредприятия и госкомпании – не смогут использовать зарубежное ПО во многих ключевых направлениях деятельности. Это может произойти в силу расширения официальных трактовок понятий «стратегических отрасли и особо важные (опасные) объекты», а так же по причине широкого запрета на применение «программно-технических средств с недокументированными функциями» в госструктурах.

Возможно, таким образом, сотрудники НИИ хотят возобновить давно прекращенное финансирование собственных разработок по созданию отечественной операционной системы и другого ’национального’ ПО. Предложенное средство улучшения «информационной безопасности нашей страны» – хуже самой болезни. Вследствие элементарного незнания, или по каким-либо иным причинам, не имеющим ничего общего с развитием страны и ее национальной экономики, Александр Хинштейн «сотоварищи» и «примкнувшие к нему» деятели науки обращают внимание лишь на результат, но причины сложившейся ситуации остаются вне сформулированных предложений.

По данным CNews Analytics, зарубежное офисное ПО производства Microsoft активно и повсеместно используется в госструктурах, кроме ряда силовых ведомств и Минобороны. В последних значительно большее распространение получили программные продукты с открытым исходным кодом – ОС Linux. Некоторые не силовые региональные госорганы России также используют Linux, но на высоком уровне политика в этой сфере все еще остается скорее несформулированной, в отличие от ряда зарубежных, в том числе европейских стран. При этом, все органы власти должны следовать букве закона и использовать для обеспечения информационной безопасности только аппаратные решения, сертифицированные в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Сертификация означает, что в этом решении не содержатся незадекларированные возможности.

Что касается «тяжелых» решений класса ERP, то здесь активно используются зарубежные интеграционные платформенные решения. Однако, прикладное ПО, во многих случаях является отечественным, в том числе – разработанным на заказ. Правда, в последнее время госструктуры все больше отдают предпочтение зарубежному прикладному ПО – именно на это следовало бы обратить внимание депутатам и призвать государство к здоровому протекционизму.

По оценкам CNews Analytics относительный прирост рынка госзакупок в сфере ИТ в 2005 году опередил рост ИТ-рынка России в целом. В абсолютном выражении совокупные расходы российского государства на внедрение и использование ИТ в органах государственной власти всех уровней в 2004 г. увеличились не менее, чем на 20% по сравнению с 2004 г. и, по оценкам Минэкономразвития, составили 60 млрд рублей. Некоторую часть этих расходов, но весьма небольшую, составляют затраты на информационную безопасность, существенно больше тратится на приобретение ПО.

Проблемы слабого обеспечения информационной безопасности госструктур иного рода. Необходимо, что бы эта сфера ответственности находилась в компетенции заместителя руководителя госструктуры. Требуется разработка и принятие Концепций обеспечения информационной безопасности во всех органах государственной власти. Между тем, этот документ отсутствует не менее чем у трети федеральных госорганов. Более того, законодательную базу по тематике информатизации в России образуют документы, во многом принятые более пяти лет назад на совершенно ином этапе развития информационных технологий в нашей стране. «В настоящее время, в силу частого смешения различных категорий, систем, понятий, – ее развитие идет во многом бессистемно, – отмечал еще год назад специалист в этой области права Денис Савельев и в 2005 году не произошло каких-либо существенных изменений. – Этими двумя факторами и объясняется колоссальное количество противоречий в действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с информационными технологиями, в том числе – в органах государственной власти. Из более чем 500 правовых актов, принятых в России и относящихся к тематике информатизации, лишь единичные акты можно считать достаточно долгосрочными и универсальными, то есть имеющими значительный нормативный характер». Очевидно, именно здесь – исконная сфера приложения депутатских усилий.

Значительная часть проблем в сфере надлежащего обеспечения информационной безопасности в госструктурах связана с тем, что лишь в некоторых из них уделяется значительное внимание использованию различных баз данных, находящих все более широкое межведомственное применение.

Далеко не все госструктуры используют аппаратные средства разграничения доступа, а многие – вовсе никак себя не защищают, ни аппаратно, ни программно, от несанкционированного доступа. В области обеспечение информационной безопасности в госсекторе существует немало и других проблем, в целом ситуация в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, скорее, не улучшилась, а ухудшилась. Но подобными открытыми письмами и призывами к запрету зарубежного ПО вопрос не решить (не случайно, что никто из авторитетных специалистов не поставил подпись под упомянутым письмом).

Напомним, что и раньше, весьма активно со второй половине 90-х годов, допущенные в круг высокопоставленных чиновников высказывали аналогичные предложения – начать финансирование создания собственной операционной системы (и в госсекторе полностью отказаться от MS Windows), профинансировать создание национальной инфраструктуры корневых DNS-серверов и, даже, всерьез говорилось о необходимости создать собственную сеть, аналогичную интернет.

12.05.06, Пт, 11:30, Мск
Источник: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/05/12/201063

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^