Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

Право граждан на обращения в федеральные органы исполнительной власти: новые возможности, теория и практика

Впервые право граждан на обращения в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами на конституционном уровне было закреплено в Основном Законе СССР 1977 года (ст.49): «каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры».

За девять лет до принятия последней Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 12 апреля 1968 года утвердил Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, который долгое время служил механизмом реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти. Несмотря на почтенный возраст этого акта, он до сих пор не был отменен и формально является действующим, с учетом внесенных в него в 1988 году изменений. Согласно утвержденному Указом порядку, все государственные органы обязаны обеспечивать необходимые условия для осуществления права граждан на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в письменной и устной форме.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, среди других прав и свобод граждан Российской Федерации закрепляет право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

До последнего времени традиционной формой подготовки и направлений подобных обращений был письменный документ, отправленный адресату посредством почтовой связи либо переданный непосредственно в канцелярию государственного органа. Но с развитием информационных технологий и все более широкими возможностями, предоставляемых Всемирной глобальной сетью, стала очевидна необходимость совершенствования юридического института обращения граждан с учетом новых технических возможностей, в том числе, с учетом возможности направлений электронных сообщений.

28 июля 2005 года Правительством РФ был утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее Типовой регламент). Помимо регламентации общих организационных начал, деятельности, структуры федерального органа исполнительной власти, данный Типовой регламент устанавливает принципы работы органов власти с обращениями граждан и организациями. Большинство положений Типового регламента, касающихся порядка работы с обращениями, позаимствовано из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года. Новеллой стали положения, позволяющие заявителям обращаться в федеральные органы исполнительной власти посредством электронной почты. Юридическое закрепление такой возможности при увеличивающейся компьютеризации нашего государства делает процедуру обращения в государственный орган не только проще, но и быстрее.

Готовы ли ведомства и чиновники к таким нововведениям? Эту проблему начал исследовать Институт Развития Свободы Информации.

Так, в конце июля 2005 года Институт подготовил запросы во все имеющиеся в России федеральные органы исполнительной власти с просьбой предоставить нормативный правовой акт, изданный каждым ведомством во исполнение Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

Данный правительственный нормативный правовой акт предусматривает обязанность каждого федерального органа исполнительной власти открыть свой официальный сайт и разместить на нем определенную информацию о своей деятельности.

В запросах мы так же просили сообщить, зарегистрирован ли ведомственный нормативный правовой акт в Министерстве юстиции РФ и был ли он официально опубликован. С учетом новых возможностей, предусмотренных Типовым регламентом, запросы были подготовлены к отправке по электронной почте. Направляя таким образом запросы Институт преследовал две цели:

  • Во-первых, запрошенный ведомственный нормативный акт представлял для нас интерес, поскольку Институт с 2004 года проводит мониторинг содержания официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти.
  • Во-вторых, мы решили проверить, как федеральные ведомства относятся к запросам, полученным по электронной почте.

Первой проблемой, с которой мы столкнулись, стало отсутствие адресов электронной почты у многих ведомств (22 федеральных органов исполнительной власти). В отношении таких ведомств запрос был направлен в Аппарат Правительства РФ посредством все той же электронной почты. Из Аппарата Правительства наш запрос был переправлен на рассмотрение в Мининформсвязи России, с просьбой сообщить о результатах заявителю.

Меньше чем через месяц мы получили ответ из Мининформсвязи России. К сожалению, к рассмотрению нашего запроса специалисты Мининформсвязи России подошли весьма формально: информация была предоставлена не по тем ведомствам, по которым мы ее запрашивали.

Вторая проблема, вставшая у нас на пути – вместо адреса электронной почты некоторые федеральные органы исполнительной власти предлагали отправить запрос, путем заполнения формы обращения, расположенной в специальном окошке на официальном сайте ведомства. Таким образом, через электронную форму был отправлен запрос в 7 ведомств (МВД России, ФМС России, Роскультуры, Минобороны России, Рособрнадзора, ФСФР России и Роскосмос).

Ответ был получен только из Роскосмоса, в котором говорилось, что запрос был принят к рассмотрению, указывалось ответственное лицо. К сожалению, о результатах рассмотрения нашего запроса мы до сих пор не уведомлены. От остальных ведомств мы вообще не получили никакой информации о рассмотрении нашего запроса. Остается только гадать, куда ушли сообщения, отправленные посредством заполнения электронной формы. И не являются ли такие формы для отправки сообщений в федеральный орган окном в «черную дыру», чтобы исключить какие-либо следы получения обращения.

Остальным 54 федеральным органам исполнительной власти запрос о предоставлении информации был направлен непосредственно по электронной почте.

При этом некоторые ведомства (Роструд, Роскосмос) отказались принимать запрос по e-mail, указав, что все обращения принимаются исключительно на почтовый адрес. И только после нашего повторного обращения, в котором мы привели ссылки на соответствующее законодательство, позволяющее электронную переписку, в том числе Типовой регламент и концепцию ФЦП «Электронная Россия», нам пришли уведомления о принятии нашего запроса для рассмотрения. Любопытны некоторые детали. Так, Федеральная налоговая служба отказалась принимать запрос, в котором не указан ИНН. А Федеральная служба по труду и занятости все же настояла на том, чтобы мы продублировали свое обращение по обычной почте.

В итоге ответ был получен из 12 ведомств, 2 из которых дали ответ по электронной почте, остальные прислали результаты рассмотрения на наш почтовый адрес.

По электронной почте свой ответ прислали Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Ответ Росархива был единственным, который выдержан в деловом стиле. В электронном сообщении нам предлагалось ознакомиться с текстом запрашиваемого приказа на официальном сайте Росархива и была указана конкретная ссылка на документ. Кроме того, указывалось должностное лицо, подписавшее ответ.

От Ростехрегулирования был получен лаконичный ответ с предложением ознакомиться с интересующей нас информацией на их официальном сайте в разделе «Документы». После того, как мы безуспешно пытались найти необходимую нам информацию в указанном разделе официального сайта Ростехрегулирования, мы обратились с повторным запросом, в котором просили указать конкретную ссылку на документ либо выслать нам его в электронном виде. В ответ на повторный запрос нам пришло любопытное сообщение о том, что мы пишем «не по адресу». В результате дальнейшей переписки оказалось, что все это время мы обращались в Федеральный фонд национальных и международных стандартов, то есть в коммерческую организацию, а не в федеральный орган исполнительной власти. При этом адрес e-mail нами был взят с главной страницы официального сайта Ростехрегулирования, который до сих пор указывается там как официальный адрес электронной почты этого органа власти. Позже нам все же удалось найти персональный адрес руководителя Ростехрегулирования и направить свой запрос. В конце концов ответ на наше обращение все же поступил по электронной почте.

Такая же судьба была у нашего обращения в Рослесхоз. Адрес электронной почты, опубликованный на его официальном сайте в разделе «Контакты», оказался адресом электронной почты подведомственной коммерческой организации ФГУП «Рослесинфорг». После того как адрес электронной почты был все же найден и запрос направлен адресату, ответ на наше обращение пришло по обычной почте.

Ситуация с путаницей в информации об адресах электронной почты свидетельствует о том, что эти ведомства до сих пор не готовы к документообороту с использованием информационных технологий.

Как отмечалось выше только 2 из 84 существующих в настоящее время федеральных органов исполнительной власти ответили нам посредством электронных сообщений. С учетом, того, что даже по обычной почте мы получили ответы только от 10 ведомств, можно прийти к выводу о том, что федеральные органы исполнительной власти пока еще не до конца готовы к взаимодействию с гражданами и работе с их обращениями посредством электронной почты. А это значит, что до сих пор остается место для неоправданного затягивания сроков рассмотрения обращений. Остается только выразить надежду, что в скором времени эта ситуация изменится, и органы власти научатся пользоваться теми преимуществами, которые предоставляют современные информационные технологии.

Источник: svobodainfo.org

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^