Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

«Сама жизнь поставила перед нами вопрос о разработке законопроекта «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Интервью заместителя руководителя Федерального агентства по информационным технологиям Александра Виноградова корреспонденту агентства ПРАЙМ-ТАСС.

Корреспондент:

Александр Игоревич, в конце ноября Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов, направленных на защиту информации, в том числе и законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С чем связана необходимость обновления существующего на сегодняшний день федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»?

Александр Виноградов:

Дело в том, что за время, прошедшее с момента принятия закона «Об информации, информатизации и защите информации» прошло много времени, общество и страна развивались, многое изменилось, и сегодня требуется пересмотреть целый ряд положений этого закона. Таким образом, необходимость обновления связана с несоответствием действующего закона современным реалиям использования информационных технологий, с концептуальными недостатками действующего закона, противоречивостью и несогласованностью его основных положений и норм, которые стали очевидны на настоящий момент.

Кроме того, я считаю, что назрела необходимость устранения пробелов в праве, связанных, в том числе, с оборотом информации как объекта гражданских прав и отсутствием внятного регулирования общественных отношений, связанных с использованием Интернета и иных информационно-телекоммуникационных сетей. Законопроект поможет решить и эту проблему.

Разработка законопроекта направлена на решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования закона «Об информации, информатизации и защите информации» – например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно – телекоммуникационных сетей.

Еще одна проблема требует срочного решения. В самом деле, сама жизнь поставила перед нами вопрос об обновлении этого закона. Например, в последнее время в нашей стране участились случаи незаконного раскрытия баз данных самых разных организаций и учреждений, в том числе и государственных, что просто переполнило чашу терпения граждан в России. А в новом законопроекте говорится и о защите информации в интересах третьих лиц, кроме того, определено, кто несет ответственность за безопасность хранимой информации. Здесь же уточняется понятийный аппарат: обладатель информации – лицо, которое вправе на законных основаниях разрешать или ограничивать доступ к информации, идентифицируемой определенными признаками, вопросы правоприменительной практики, связанные с имущественными отношениями регулируются в рамках действующего гражданского и уголовного права.

Корреспондент:

Кем разрабатывался законопроект?

Александр Виноградов:

Работа над проектом велась экспертным коллективом под руководством министра информационных технологий и связи Леонида Реймана. В составе экспертов были представители научной общественности, Мининформсвязи, Минкультуры, Минюста, силовых ведомств, которые отвечают за вопросы безопасности информации (МВД, ФСБ) и некоторые другие специалисты.

Корреспондент: 

Что нового по сравнению с действующей редакцией предложено в тексте законопроекта?

Александр Виноградов:

Перед разработчиками в первую очередь стояла задача модернизации информационного законодательства, приведения его в соответствие с современными реалиями применения информационных технологий, неотъемлемым компонентом которых является сегодня использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.

Часть определений, которые есть в существующем на данный момент законе, например, «информация» или «информационная система», скорректирована с учетом практики применения закона и последних теоретических разработок в области информационного права.

Введены и новые термины. К примеру, впервые законодательное определение получили такие понятия, как «информационно-телекоммуникационные сети», «обладатель информации», «электронное сообщение», о чем уже говорилось в ответе на Ваш первый вопрос.

Работа с основными понятиями, используемыми в законопроекте, направлена также на устранение избыточности терминологии, лишенной собственного правового содержания. Например, из текста закона исчезло такое понятие, как «информатизация», вместо него вводится определение «информационные технологии», что больше соответствует объективным реалиям сегодняшнего дня.

Хочу еще отметить, что действующий закон «Об информации, информатизации и защите информации» носит, к сожалению, по преимуществу декларативный характер, а нам нужно ориентироваться на такое качество закона, как эффективная правоприменимость, ориентированность на решение наиболее актуальных и приоритетных задач для развития информационного общества в России задач.

На мой взгляд, важным нововведением законопроекта является предлагаемая категорированность информации. В проекте выделяются различные виды информации по критерию доступа и распространения. В частности, информация по критерию доступа подразделяется на общедоступную; информацию, доступ к которой ограничен законом; и информацию, доступ к которой ограничен ее обладателем. Информация, кроме того, может быть поделена на категории в зависимости от порядка распространения. Так, информация может быть свободно распространяемой ее обладателями; распространяемой по соглашению лиц, участвующих в соответствующих соглашениях; обязательно распространяемой (это относится, например, к несекретной информации, которую должны представлять госорганы). Кроме того, выделяется информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено (порнография и пропаганда наркомании, насилия, другая противоправная информация).

Используемая категорированность позволяет дать правовую определенность всем основным видам информации, что является необходимым и достаточным условием высокоэффективного применения закона.

Еще одним важным нововведением, я думаю, нужно считать установление принципов и правил, касающихся использования информационно-телекоммуникационных сетей. Эта тема особенно важна в связи с актуальностью вопроса о правовом регулировании Интернета. Вводимое в законопроекте понятие информационно-телекоммуникационной сети охватывает как собственно Интернет, так и другие, аналогичные сети. Как установлено в законопроекте, использование информационно-телекоммуникационных сетей не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, и не является основанием для освобождения от соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Наряду с установлением общих правил регулирования, законопроект устанавливает специальные правила в отношении основанных на использовании технологий способов организации и распространения информации, таких как «информационные системы» и «информационные сети».

Корреспондент: 

Известно, что защита информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну, защищается в соответствии с отдельными федеральными законами и Гражданским кодексом. Как будет защищаться информация о третьих лицах? Будет ли создана какая-нибудь служба, контролирующая процесс защиты информации о третьих лицах?

Александр Виноградов:

Информация о третьих лицах будет защищаться с помощью все тех же законов. Кроме того, после принятия законопроекта решением правительства России, может быть создан федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями, в том числе необходимыми для рассмотрения жалоб граждан о нарушении правил сбора и обработки их персональных данных, а также проведения соответствующих расследований.

Корреспондент: 

Соответствует ли новая редакция закона реалиям информационных отношений, российскому законодательству и зарубежной практике?

Александр Виноградов:

На мой взгляд, законопроект соответствует каждому из перечисленных Вами требований. В тексте законопроекта не только унифицированы принципы и правила регулирования информационных отношений, но и заложена правовая основа создания и эксплуатации информационных систем.

Перед разработчиками проекта стояла проблема соответствия законопроекта российской правовой системе в целом. Повторюсь еще раз, что например, законопроект в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации и с учетом закона «О коммерческой тайне» предусматривает использование понятия «обладатель информации», что позволяет в условиях действующего российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, разработан вопрос передачи информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию), либо частично (по лицензионному договору).

Принятие закона позволит приблизить законодательство Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений. Надо признать, что в зарубежном праве мы не найдем полной аналогии действующему закону или разрабатываемому законопроекту. Исторически обсуждаемый нами законопроект готовился еще в советские времена, но в силу ряда причин не был принят в адекватном виде. И только теперь, вследствие проявления политической воли руководством нашего государства и миниформсвязи, мы вернулись к разработке этого законопроекта. И я могу с полной ответственностью заявить, что обсуждаемый сегодня в законопроект учитывает все основные тенденции развития информационного и телекоммуникационного законодательства действующего в странах Европейского Союза и США.

А вот действующий закон «Об информации, информатизации и защите информации» входит в некоторое противоречие даже с российскими правовыми актами. В частности, в нашем законодательстве учитывается ставшее общепринятым и зафиксированное в законах понимание информации как объекта нематериального и, соответственно, независящего от формы выражения или представления, что исключает распространение на информацию правового режима собственности. Именно такая позиция нашла свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации. Действующий федеральный закон, рассматривая информацию как объект права собственности и элемент состава имущества, что фактически входит в противоречие с системой гражданского законодательства. Устраняя данное противоречие, законопроект позволяет не только прийти к взаимному соответствию, системной организации различных отраслей российского права, но также решает проблему гармонизации российского права с зарубежным правом, имея в виду общие тенденции и передовые достижения в сфере информационного права.

Корреспондент: 

Что может измениться для бизнеса и органов государственной власти с вступлением в силу закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»?

Александр Виноградов:

Я думаю, что наиболее значимыми для бизнеса станут нововведения, о которых я говорил выше – я имею в виду введение понятия «обладатель информации», что позволяет в условиях действующего российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя, а также вопрос передачи информации по договору другому лицу.

Что касается органов государственной власти, то здесь приоритетное значение получают нормы законопроекта, регулирующие создание и эксплуатацию государственных информационных систем, а также вопросы защиты информации. В положениях законопроекта, связанных с регулированием информационных систем, реализован ряд концептуальных идей, направленных на гармонизацию гражданско-правового и технического регулирования, сочетания государственных и коммерческих интересов. Некоторые статьи законопроекта устанавливают общие правила создания и функционирования информационных систем. В них прописан как сам предмет регулирования (информационные системы), так и соответствующие общественные отношения.

Корреспондент: 

Что, по вашему мнению, в законопроекте можно было бы сейчас улучшить или исправить?

Александр Виноградов:

По моим данным, уже сейчас есть определенные предложения и по корректировке технических погрешностей, и по терминологическим определениям в законе, которые в установленном законом порядке будут рассмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации.

Например, в статье N19 «Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации» в части 2 прописано, что лицо, виновное в нарушении конфиденциальности информации, несет установленную ответственность, а также обязано возместить убытки, связанные с разглашением или другим неправомерным использованием информации ограниченного доступа. Я считаю, что возмещать нужно не только убытки, но и упущенную выгоду, которая случилась вследствие разглашения информации.

Но это частный пример. Поправки, конечно, будут, сейчас идет активное их обсуждение в рамках этого законопроекта в различных комитетах и комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации, идет конструктивный диалог, который, в конечном счете, приведет к внесению поправок в законопроект, что, я уверен приведет к его улучшению.

Корреспондент: 

Обрисуйте, пожалуйста, дальнейшие шаги по развитию российского информационного законодательства?

Александр Виноградов:

Если говорить о ближайшей перспективе, то разрабатываемые сегодня в Мининформсвязи проекты законов, в первую очередь, «Об электронной подписи», «Об электронном документе», «О доступе к информации» войдут в корпус информационного права, реализуя основные положения базового законопроекта, который мы с Вами обсуждаем. Однако в качестве конечной цели следует рассматривать не умножение числа актов специального законодательства, а интеграцию действующих и разрабатываемых законов, и здесь речь может идти, например, о кодификации всего информационного законодательства в составе Информационного кодекса.


26.12.2005 11:44
Источник: http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=200&id=35227

Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^