Акция

Миграция с других систем

Скидка на систему «ДЕЛО» при миграции с других решений.

Получите бесплатную демоверсию и консультацию

+7(495) 221-24-31

«Нет более острой проблемы, чем оплата труда работников федеральных архивов»

Руководитель Росархива В.П. Козлов об итогах работы архивов в 2004 г. на заседании коллегии Минкультуры России

28 февраля коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации подвела итоги работы министерства за 2004 г. и наметила задачи на 2005 г. Аппаратами министерства подведомственных служб и агентств были подготовлены соответствующие объемные справки. 


В качестве важнейших результатов совместной деятельности министерства и Росархива отмечены вступление в силу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», приобретение в рамках подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001 – 2005 годы)» почти 1,5 тыс. подлинных документов XVIII – XX вв. из коллекции литературоведа И.С. Зильберштейна, проведение историко-документальных выставок в Выставочном зале федеральных архивов, открытие на сайте «Архивы России» тематического раздела «Победа» с фотодокументами периода Великой Отечественной войны.
 


Из предстоящих дел выделены международная конференция к 60-летию Победы, ожидаемое повышение заработной платы работникам федеральных учреждений и продолжение работ в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота и Российском государственном историческом архиве.
 


В этом году на Совете по архивному делу предстоит широкое профессиональное обсуждение проблем развития архивной отрасли; самые острые из них прозвучали в выступлении В.П. Козлова, которое публикуется в сокращении.

На состояние архивного дела в России в 2004 г. воздействовали и будут воздействовать в 2005 г. несколько объективных и субъективных факторов.

Первый фактор – законодательное регулирование постановки архивного дела в стране. Разработанный Росархивом Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» в октябре 2004 г. вступил в силу. Насколько я понимаю, это если не первый, то один из первых законодательных актов, реализующих принципы принятых в 2003 – 2004 гг. . федеральных законов, провозгласивших изменение механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями.

Разрабатывая законопроект, мы исходили из того, что нынешние политические и экономические реалии есть объективная данность. И к ней нужно было приноровиться. Дело в том, что архивы любого уровня, будь то государственные, муниципальные, ведомственные, в отличие от учреждений культуры, где очень высок элемент индивидуализации, творчества, импровизации, выполняли, выполняют и будут всегда выполнять стандартные действия и операции, которые лишь частично совпадают или пересекаются с некоторыми действиями и операциями библиотек и музеев. Поэтому регламентация их деятельности была (и не только в нашей стране) и будет более всеобъемлющей и более ответственной. Например, нельзя допустить, чтобы в одном субъекте федерации существовали свои правила использования архивных документов и доступа к ним, а в другом субъекте – иные. Государственные, муниципальные, ведомственные архивы как нервная система государства, пусть даже и периферийная, должны действовать по единым правилам. Новый закон провозглашает этот принцип единства, как бы нейтрализуя возможные негативные последствия новой организации архивного дела страны, основанной на разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Иначе говоря, он позволяет сохранить единство принципов хранения, формирования и использования архивных документов, прежде всего государственного и муниципального происхождения. Отсюда следует вполне конкретная задача, которую должны решить совместными усилиями Федеральное архивное агентство и министерство, – подготовка уже в этом году правил работы, единых для государственных и муниципальных архивов, конкретизирующих нормы принятого закона на уровне регламентации конкретных операций. Затем такие правила должны быть разработаны для ведомственных архивов. Перечень других нормативных актов и график их подготовки нами представлен в Минкультуры.

Одним из самых сложных и востребуемых уже сегодня является документ, определяющий порядок компенсации за хранение документов федеральной собственности в архивах субъектов федерации и архивах муниципальных образований, а также документов, отнесенных к собственности субъектов федерации, хранящихся в архивах муниципальных образований. Нормы нашего закона требуют денежных компенсаций за такое хранение либо, если это по каким-то причинам невозможно, принятия определенных организационных решений. Приведу всего лишь один пример. В субъектах федерации существуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Раньше их документы поступали в государственные архивы этих субъектов. Теперь, следуя нормам закона, соответствующий федеральный орган должен платить либо забирать свои документы в федеральный центр, либо вскладчину с другими федеральными органами, имеющими территориальные подразделения, профинансировать создание региональных объединенных архивов. А может быть, Федеральное архивное агентство создаст в регионах или в федеральных округах филиалы федеральных архивов.

Для того чтобы решение этой проблемы отвечало государственным интересам, необходима серия мероприятий, в том числе общероссийских совещаний. Росархив готов взять на себя их содержательную проработку, однако финансовую поддержку должно оказать министерство, поскольку Росархив лишен возможности проводить некоторые крайне необходимые, но затратные мероприятия, ныне не входящие в его компетенцию.

Второй фактор, оказавший воздействие на состояние архивного дела в стране в 2004 г., связан с административной реформой. На мой взгляд, не стоит по прошествии всего лишь одного года говорить о том, что она не состоялась: самая масштабная аналогичная реформа Александра I продолжалась десять лет и затем не меньше двух десятилетий корректировалась, и в конечном счете, с точки зрения функционирования государственного механизма, оправдала себя на протяжении столетия.

Несколько слов о влиянии административной реформы на состояние архивного дела в стране.
Во-первых, административная реформа на федеральном уровне потребовала срочной обработки свыше полумиллиона дел, накопившихся в архивах ликвидированных министерств и ведомств, причем сделать это надо было до конца 2004 г., чтобы освоить свыше 80 млн руб., выделенных на эти цели государством. Этой работой занимались около четырехсот архивистов, и в целом с поставленной задачей они справились. Обработка ведомственных архивов подтвердила высочайшую степень небрежения со стороны руководства ликвидированных министерств и ведомств организацией ведомственных архивных служб, о чем не раз на протяжении последних десяти лет Федеральная архивная служба информировала правительство. Соответствующие поручения и даже специальное запротоколированное решение правительства 1999 г. по налаживанию ведомственных архивных служб в большинстве министерств и ведомств не были выполнены.

Учитывая сложное состояние ведомственных архивных служб, по инициативе Росархива Минкультуры предложило правительству включить в качестве одного из типовых пунктов в положения о вновь созданных министерствах и ведомствах норму, связанную с организацией ведомственного делопроизводства и архивного дела. К сожалению, другое наше предложение – отразить в типовых регламентах министерства, службы, агентства вопросы организации делопроизводства и архивного дела – не было принято. Для исправления этого Росархив в настоящее время разрабатывает типовую инструкцию по делопроизводству. Через два месяца ее проект будет представлен в Минкультуры.

Во-вторых, как известно, вновь образованные в марте прошлого года министерства и ведомства не являются чьими-либо правопреемниками. Наше предложение внести в типовые положения о них норму преемственности в отношении архивов ведомств-предшественников не были услышаны. В результате эти архивы оказались «бесхозными» и должны поступить в федеральные архивы. Но те уже заполнены документами до предела, и проблема площадей для них сегодня является одной из острейших. Все попытки Росархива последних 10 – 15 лет добиться дополнительных площадей или ускорить завершение строительства нескольких, строящихся уже десятилетия объектов архивного хранения не получают поддержки. Инициированное Минкультуры поручение правительства закрепило за вновь созданными ведомствами архивы их предшественников. Однако это поручение лишь временно смягчило существующую проблему, но не решило ее.

В-третьих, реформа организации архивного дела на федеральном уровне не затронула архивные службы большинства субъектов федерации, что, по мнению Росархива, правильно. Однако в ряде субъектов такие изменения все же произошли. Они носили, на мой взгляд, хаотический, трудно поддающийся анализу характер. Сегодня архивные службы регионов фактически оказались изолированными от федерального центра, так как Росархив лишен полномочий по взаимодействию с ними, а в министерстве это направление деятельности будет оставаться периферийным, второстепенным минимум год. Созданный при Федеральном архивном агентстве Совет по архивному делу, думается, будет способствовать хотя бы общероссийской профессиональной корпоративности. Уже сейчас ему предстоит обсудить реально существующую проблему разграничения собственности на архивные документы.

И наконец, третий фактор, повлиявший на состояние архивного дела в нашей стране в 2004 г., – это социальная защищенность работников архивов. В целом по стране ситуация достаточно противоречива, но не настолько остра в сравнении с 1990-ми гг. ., когда коллективы государственных архивов бастовали от Архангельска до Хабаровска. В ряде субъектов федерации, например в городских архивах Москвы и Санкт-Петербурга, ее можно назвать даже хорошей. Руководство архивной службы города Москвы уже планирует ввести конкурсную основу для замещения вакантных должностей архивистов.

Катастрофическое положение сложилось в федеральных архивах, где средняя бюджетная заработная плата архивистов составляет 4 – 5 тыс. руб. в месяц. Подавляющее большинство этих архивов расположено в Москве и Санкт-Петербурге, т. е. в городах с высокой стоимостью проживания. С середины 2004 г. в коллективах отмечен рост социальной напряженности, а к началу 2005 г. возникла предзабастовочная ситуация. В течение февраля на встречах с ними нам удалось ее погасить, пообещав решить проблему с повышением заработной платы. Однако такое решение должно быть кардинальным, имеющим стратегическую цель не только сохранения, но и восполнения кадров федеральных архивов. Всего лишь два примера. Средний возраст их работников сегодня приближается к 60 годам. В прошлом году из крупнейшего в Европе Российского государственного исторического архива, для которого в Санкт-Петербурге строится сверхсовременное здание архивохранилища, уволились 79 человек. Кто будет работать в новом здании? Остались единицы специалистов, способных читать древнерусские рукописи, документы, написанные скорописью ХVII – ХVIII вв. Повышение зарплаты на 20 – 30 %, которое обещают в Минфине, стратегической задачи сохранения и восполнения кадров не решит. Поэтому очень важно, что в Минкультуры, в соответствующем департаменте правительства поддерживают предложение Росархива о приравнивании условий оплаты труда работников федеральных архивов к условиям оплаты государственных служащих. Такая система существует во многих странах мира, а также в ряде регионов Российской Федерации.

Конечно, мне бы очень не хотелось заканчивать выступление на столь грустной и тревожной ноте. Но итоговое заседание коллегии призвано обсуждать не только успехи, которые у всех нас, безусловно, имеются, но и проблемы. Сегодня нет более острой проблемы, чем оплата труда работников федеральных архивов. От ее разрешения зависит их деятельность не только в 2005 г., но и в ближайшие десятилетия.

Опубликовано в журнале «Отечественные архивы» №2 (2005 г.)
http://www.rusarchives.ru/ 


Возврат к списку

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^