Вернуться к списку

25ноября 2021

Российский рынок СЭД/ECM: уроки пандемии

https://www.itweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=221254

Вот уже почти два года наша страна, как и весь мир, живет в особых социально-экономических условиях, характеризуемых одним словом — «пандемия». Эта ситуация во многих отношениях отличается от уже довольно привычных периодических экономических кризисов прошлых лет, в том числе и тем, что, как показывают события нынешней осени, пандемия еще далека от завершения и сегодня эксперты даже не пытаются давать прогнозы о ее возможном завершении. Старый проверенный шаблон бизнес-поведения «переждать трудности, а потом работать как раньше» сейчас уже явно не годится, всем участникам рынка — и заказчикам, и поставщикам — нужно формировать долгосрочную стратегию своей деятельности в новых условиях.

Не секрет, что во время любого кризиса на рынке действуют разнонаправленные тенденции, как негативные, так и позитивные, но в сумме все же обычно получается отрицательное влияние. Однако в отношении ИТ-рынка в условиях нынешней эпидемии намного сильнее, чем при обычных экономических осложнениях, проявились определенные позитивные аспекты, связанные с форсированным переходом на дистанционную работу и удаленные методы деловых взаимодействий.

Чем реально изменился рынок, какие тенденции проявили себя как актуальные, а какие — как «хайповые», что поменялось в законодательной сфере и насколько рынок готов к их применению на практике? Эти и другие вопросы itweek обсудили с экспертами из числа представителей ведущих российских поставщиков решений СЭД/ECM.

Комментарии руководителя направления современных ECM-решений ЭОС Сергея Полтева читайте ниже.

Сергей Полтев

Общие итоги пандемийного периода

Как и в условиях любого кризиса, на ИТ-рынке действуют две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, компаниям нужно развитие автоматизации, чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям и повышать производительность труда, с другой — экономические трудности не позволяют делать инвестиции в новые проекты в нужных объемах. Однако оценивая итоги последних двух лет, наши эксперты выражают единодушное мнение: направление СЭД/ECM получило в этот период ускоренное развитие, и скорее всего темпы рыночного роста останутся высокими в видимой перспективе. По мнению руководителя направления ECM-решений компании ЭОС Сергея Полтева, можно говорить о росте объемов этого рынка на 15–20% по сравнению с 2019 г., с перспективой ежегодного увеличения на 10% в ближайшие несколько лет. Но при этом он отмечает, что общий тренд увеличения объемов включал порой противоположные составляющие — например, какая-то часть начатых два года назад проектов была заморожено, а другая наоборот, реализовывались с кратно большей скоростью. Хотя конечно же развитию рынка способствовала общая нацеленность государства на ускоренную цифровизацию.

В многочисленных комментариях по поводу ситуации на ИТ-рынке в целом еще весной 2020 г., когда много было не очень оптимистичных прогнозов относительно ближайших перспектив экономики страны, уверенно говорилось, что вынужденный быстрый переход на использование дистанционных методов взаимодействия (речь шла не только об удаленной работе, но и о разного рода деловых и личных отношениях) позитивно скажется на повышении спроса на средства коммуникаций и автоматизации деловых процессов, а также ускорит переход от бумажных документов к электронным. Эти прогнозы вполне оправдались, но эксперты подчеркивают, что пандемия лишь ускорила тенденции, уже существовавшие ранее.

Основные тенденции

Расширение сферы применения СЭД/ECM, увязка ранее самостоятельных систем в единый комплекс, переход к полностью электронным форматам документов и удаленному взаимодействию, снижение сроков внедрения и возможность быстрой адаптации уже внедренных систем к меняющимся рыночным условиям — таковы сегодня основные тенденции данного рынка, которые, впрочем, трудно назвать новыми.

Говоря о том, что поддержка мобильной работы сегодня стала обычным требованием, Сергей Полтев отметил, что применение систем документооборота должно базироваться на менее формализованных методах взаимодействия (инструменты для обсуждений, чатов и пр.). В то же время для «сохранения управляемости» в условиях удаленной работы необходимо применять более сложную и многомерную аналитику по работе сотрудников. Кроме того, он говорит о том, что сегодня «второй шанс» получили технологии VDI, при этом общая тенденция централизации инфраструктуры сопровождается повышением спроса на внешние дата-центры.

Нормативно-законодательная база

В течение практически всей почти тридцатилетней истории российского рынка СЭД/ECM экспертное сообщество почти единодушно сходилось во мнении , что отечественное законодательство отстает от потребностей заказчиков и возможностей технологий и потому зачастую тормозит развитие этой отрасли. Однако сегодня аналитики в целом согласны, что взятый руководством страны курс на цифровизацию в последние годы и особенно в период пандемии подкрепляется довольно решительными шагами в нормативной сфере, — более того, сейчас в какой-то мере встает вопрос, будут ли успевать разработчики и заказчики за быстро расширяющимися на стороне регулятора возможностями.

Сергей Полтев отмечает, что сегодня еще далеко не все организации ставят себе задачу реализовать у себя новшества законодательства, многие занимают выжидательную позицию — дескать, пройдет несколько лет, посмотрим, как будет применяться, тогда, может, и мы будем в электронный вид всё переводить».

Тактика и стратегия заказчиков и поставщиков

Сергей Полтев, напоминая о том, что методология Agile имеет не только плюсы, но и свои минусы, говорит, что заказчики зачастую были поставлены перед непростым выбором между скоростью, удобством и надежностью работы систем, так как далеко не все используемые решения имели запас по надежности и отказоустойчивости. Соответственно заказчикам приходилось в очень сжатые сроки перестраивать и архитектуру, и набор используемого ПО. Не удивительно, что именно СЭД стали основой для контура удаленной работы: надежность, отказоустойчивость и безопасность всегда были ключевыми критериями в этом сегменте. Что касается поставщиков, то многие из них быстро отреагировали на изменение ситуации, предложив еще весной 2020 г. бесплатные лицензии или максимально льготные условия на свои услуги и сервисы.

Рекомендации заказчикам

Каким образом заказчикам выстраивать стратегию и тактику развития своего ECM-хозяйства в современных рыночных условиях? Какие краткосрочные и долгосрочные тренды нужно при этом учитывать?

По мнению Сергея Полтева, пандемия еще не закончилась, а главное, нужно понимать, что подобные катаклизмы могут происходить и в будущем. Поэтому стоит ориентироваться на использование гибридной инфраструктуры и прорабатывать резервные решения для обеспечения бесперебойности в том случае, если будут повторяться сценарии локдауна. Нужно планировать инфраструктуры с учетом растущей нагрузки, ориентироваться на применение новых инструментов для автоматизации обработки данных (но с необходимой осторожностью), уделять внимание развитию механизмов интеграции, обеспечению безопасности и сохранности электронных документов. «И еще: изучайте лучшие практики по внедрению и масштабированию решений в новых условиях», — советует он.

Комментарии других экспертов читайте на сайте  https://www.itweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=221254

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

Партнерская конференция «Весенний документооборот - 2022»

Уважаемые коллеги и друзья! Мы с радостью сообщаем, что очередная партнерская конференция ЭОС «Весенний документооборот – 2022» состоится. Впервые в истории наших конференций встреча друзей-партнеров ЭОС пройдет на территории Сибири, в городе Красноярске.

С 23 по 27 мая мы будем обсуждать актуальные темы, подводить итоги работы партнерского сообщества. А также надеемся успеть увидеть местные достопримечательности и неформально пообщаться.

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^