Вернуться к списку

01августа 2007

Актуальные проблемы рынка систем электронного документооборота с точки зрения разработчиков

Как бы вы охарактеризовали структуру потребления СЭД в отраслевом разрезе?

В последнее время произошли существенные и глобальные изменения на рынке систем электронного документооборота (здесь и далее СЭД), в первую очередь, это касается структуры заказчиков. Наряду с тем, что органы гос. управления различных уровней продолжают активно внедрять электронный документооборот, число предприятий среднего и малого бизнеса, интересующихся СЭД так же заметно выросло. Средний и малый бизнес пришел к необходимости оптимизации своих ресурсов, и в первую очередь за счет внедрения автоматизированных систем. Существенное увеличение расходов на информационные технологии в последний год стало одним из знаковых моментов развития ИТ таких компаний. Если еще несколько лет назад ИТ- подразделения были заняты закупкой компьютеров, прокладыванием сетей и подключением к Интернету, то сейчас приоритетным для них стало внедрение автоматизированных систем управления бизнес-процессами. В первую очередь – это финансовые, кадровые и бухгалтерские программы, системы электронного документооборота. Специфичным тут является то, что используются совсем небольшое количество функций, заложенных в современных СЭД. Безопасность, Web-доступ, мобильность, гибкость и простота настройки – вот те преимущества, которые оцениваются сегодня малым и средним бизнесом на рынке СЭД. Например, некоторые клиенты компании ЭОС из числа небольших компаний работают с системой «ДЕЛО» через Palm PC (КПК).

Несмотря на то, что число внедрений систем электронного документооборота в секторе крупного бизнеса начал бурно расти еще 5 лет назад, сегодня  эта тенденция не только сохраняется, но и показывает хорошую динамику.  В основном это предприятия топливно-энергетического комплекса, промышленные, производственные, торговые компании, банковские и финансовые структуры. 

Интересно, что порядка 40% продаж компании ЭОС приходится на предприятия промышленного сектора. К примеру, систему внедрили:  Газпромэнерго, Мострансгаз, Росспиртпром, Ростоппром,  Машиностроительный завод в Электростали, Тульский комбайновый завод, Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод, Барнаульский вагоноремонтный завод, Алтайский трансформаторный завод, Казанский вертолетный завод, ФГУП УАП Гидравлика.

В сегменте крупных заказчиков СЭД, большинство из которых уже давно внедрили СЭД в головной компании, на сегодняшний день активно идет автоматизация дочерних структур, удаленных филиалов, с целью оптимизировать делопроизводственные процессы и взять под контроль движение и исполнение документов. При этом вопросы защиты информации заказчики ставят во главу угла, как минимум это применение ЭЦП.

Появляются и новые требования заказчиков, связанные с необходимостью соответствия СЭД международным стандартам. Такая потребность объясняется, в том числе и процессами внедрения систем менеджмента качества (СМК) и процессного управления. Хотелось бы отметить, что компании, использующие систему «ДЕЛО», сейчас успешно внедряют СМК, ведь в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 процессы компании должны быть документированы.

Так же хочется отметить рост спроса на специализированные решения, такие как средства автоматизации ведомственных архивов. За время использования автоматизированных систем документооборота в крупном бизнесе накопилось огромное количество электронных документов.  Документы выходят из оперативного делопроизводства, хотя по-прежнему требуют учета, хранения и работы с ними. Ручная обработка бумажных хранилищ становится узким местом. Соответственно возрос спрос на автоматизированные системы, которые предоставляют такие возможности. Но на сегодняшний день, как это ни парадоксально, на рынке крайне мало специализированных систем, позволяющих в полном соответствии с требованиями Росахрива хранить документы и работать с ними. Компания ЭОС в марте 2007 года выпустила новую систему «АРХИВНОЕ ДЕЛО». Система разработана на базе решений для автоматизации ведомственных архивов выполненных в Совете Федерации Федерального собрания РФ, в Счетной палате РФ, в ОАО «Мосэнерго». Решение о выпуске «коробочного» продукта «АРХИВНОЕ ДЕЛО» было продиктовано чрезвычайной востребованностью рынка. Система «АРХИВНОЕ ДЕЛО» заняла первое место в номинации «Электронный архив» конкурса ИТ – решений «Продукт года – 2006», проводимого в рамках выставки Softool-2006.

Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных за прошедший год?

В 2006 году компания ЭОС продолжала осуществлять работы в рамках проектов по созданию Государственных автоматизированных систем  (ГАС) «Правосудие» и ГАС «Выборы». В 2007 году предполагается продолжение работ по расширению функционала подсистем, их технической поддержки и обеспечению более тесной интеграции с другими подсистемами этого проекта.

Продолжалось расширение масштабов внедрения и использования системы «ДЕЛО» в Банке России (19000 р.м.), на предприятиях ОАО «Татнефть» (3500 р.м.), в банке «Возрождение» (2000 р.м.), в ОАО «Мосэнерго» (750 р.м.), что говорит о расширении применения СЭД в промышленном и финансовом секторах.

В 2006 году получил активное развитие и проект по созданию единой автоматизированной системы электронного документооборота и электронных архивов во множестве различных органах гос. власти Московской области (МО). Сотрудничество ЭОС и Правительства МО началось в 2001 году и сейчас внедрено уже около 600 р.м. системы «ДЕЛО».

По нашим расчетам рост объема продаж в 2006 году по сравнению с 2005 – превысил 60%, а рост объема дилерских продаж – 39%. Еще интереснее данные исследования независимой группы DSS Consulting (www.dssconsulting.ru): Система «ДЕЛО» – абсолютный лидер на рынке СЭД – 46 % от общего количества проектов внедрения СЭД в России за 2006 г.

Основные тенденции российского рынка СЭД по итогам 2006 г.  

По итогам 2006 года можно выделить следующие тенденции. Во-первых, уже несколько последних лет продолжается расширение рынка СЭД в регионах. В связи с этим активно развиваются и партнерские сети производителей СЭД. Компания ЭОС уже больше 70% своих проектов осуществляет через партнерскую сеть.

Во-вторых, можно отметить процесс расширения использования СЭД внутри организаций. Как правило, организации, ранее внедрив у себя несколько рабочих мест СЭД и оценив повышение эффективности работы, увеличивают количество мест, охватывая новые подразделения и включая новые бизнес-процессы. Этому способствует постоянное расширение функционала систем. Например, с выходом системы «ДЕЛО» версии 8.8 с поддержкой многопунктовых документов, появилась возможность контролировать работу сложных бизнес-процессов, например, при подготовке конкурсных заявок, которые требуют сбора целого пакета документов.

По-прежнему остается вопрос с описанием функционала СЭД. Какие функции являются обязательными для СЭД, и каким параметрам система должна удовлетворять? На Западе уже давно существуют стандарты СЭД, и производители обязаны придерживаться этих стандартов при разработке своих систем. В России эта практика только зарождается. Например, в 2006 году компания ЭОС провела сертификацию новой системы «АРХИВНОЕ ДЕЛО 3.0» на соответствие европейскому стандарту MoReq.

Динамика рынка за последние годы

Тормозящий фактор – здесь неопределенность с возможностью использования ЭЦП. Снижение темпов роста рынка СЭД кажется искусственным. Очевидно, что рынок еще далек от насыщения и это снижение обусловлено следующими причинами:

  • недостаточная осведомленность потенциальных пользователей о тех задачах, которые решают СЭД. Создается впечатление, что СЭД нужны только ограниченному числу крупных компаний или государственных учреждений, большинство из которых уже используют такие системы. Организации малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, еще в достаточной мере не оценили те преимущества, которые предоставляют СЭД и не стремятся их использовать.
  • разрозненность форматов данных СЭД и отсутствие единого стандарта представления документа. В настоящее время нет возможности осуществлять обмен документами между организациями, использующими различные СЭД, что существенно замедляет темпы роста рынка. Еще в 2002 году компании – производители СЭД – члены Гильдии Управляющих Документацией подписали соглашение о создании стандартов и протоколов взаимодействия систем автоматизации ДОУ. В настоящее время система «ДЕЛО» компании ЭОС полностью поддерживает предложенные стандарты. Когда стандарты будут реализованы всеми производителями, появится возможность электронного документооборота между организациями.
  • непонятный юридический статус электронного документа. Юридически значимый электронный документ переведет использование СЭД на новый уровень и значительно расширит области применения таких систем.

Основные сложности в работе с дистрибьюторами ПО

Основные сложности в работе с дистрибьюторами связаны с тем, что большинство компаний дистрибьюторов воспринимают СЭД как простой коробочный продукт. Т.е. достаточно продать клиенту коробку, он сам поставит ее на рабочие места и будет работать. Но как показывает практика, даже самый простой в установке и настройке продукт требует проведения специального процесса внедрения, который предполагает анализ документопотоков в организации, создание регламентов работы, определение задач, а следовательно и прав, каждого пользователя и другие процедуры. Редко, когда клиенту удается самостоятельно провести всю необходимую работу. Эту задачу и призваны решать региональные поставщики ПО, которые помогают своим клиентам настроить работу СЭД.

Только глубокое знание продуктов, постоянное изучение проблем клиентов и опыта их решения, позволяет дистрибьюторам успешно работать на этом рынке. Те дистрибьюторы, которые изначально ориентировались на качественное внедрение систем, смогли достичь успеха. Те же, кто просто продавал коробки, постепенно уходят с рынка.

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

28января

Новые возможности наглядной визуализации в СЭД «ДЕЛО»

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^