Вернуться к списку

01ноября 2007

Конференция «Осенний документооборот». Построение системы и хранение электронных документов на предприятиях

Автор: О.Степанцева

В конце октября компания Электронные офисные системы (ЭОС) провела пятую традиционную конференцию «Осенний документооборот». В ее тематику были включены наиболее актуальные освещаемые вопросы:

  • построение системы юридически значимого электронного документооборота;
  • архивное хранение электронных документов.

На конференцию были приглашены ведущие российские специалисты в этих областях. Они рассказали, каким образом в современных условиях можно решать задачи обеспечения юридической значимости и хранения электронных документов. Участники конференции смогли ознакомиться с успешными примерами реализации систем электронного документооборота.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И АУТСОРСИНГ

А. Рыков, руководитель отдела ДОУ и архивной обработки документов ЗАО «ОСГ Рекордз Менеджмент» в своем выступлении на тему «Совершенствование информационного доку-ментационного обеспечения управления организации с применением аутсорсинга» отметил, что практически любая компания, любое предприятие для осуществления своей деятельности в той или иной форме имеет центр, в котором сосредоточены выработка и принятие основных решений и размещены руководящие органы. Это офис.

В прошлом такие центры назывались иначе, в зависимости от исторической эпохи, географического расположения, сферы деятельности (приказы в допетровской Руси, коллегии в начале истории Российской империи, министерства и ведомства, заводоуправления, конторы, канцелярии и т.п.), но во всех них осуществлялись действия по информационному и документа-ционному обслуживанию управленческой деятельности, применялись соответствующие времени и месту средства и методы обработки данных.

До настоящего времени основные усилия в области совершенствования этой работы были направлены на решение довольно сложных, но отдельных, локальных проблем:

- разработка и совершенствование систем и технологий обработки собственно документов (в основном, на традиционных носителях) в отрыве от процессов управления;

- разработка и совершенствование компьютерных технологий выполнения различных работ с управленческими данными вне связи их друг с другом и без учета существующих систем организации документационного обеспечения и хранения документов;

- разработка и внедрение правовых и нормативных документов по организации документационного обеспечения управления без полного учета возможностей и проблем автоматизированных информационных технологий.

ПЕРЕДАЧА ФУНКЦИЙ ДОУ НА ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

 На современном этапе развития средств информационного и документационного обеспечения управления возникает новая тенденция – тенденция передачи ведения соответствующих функций на внешнее управление – «аутсорсинг документационного обеспечения управления». Аутсорсинг – это модная тенденция в мире современного бизнеса. Передача непрофильных функций в специализированную компанию становится обычной практикой: организация питания сотрудников, охрана офиса, обслуживание компьютерной сети,расчет заработной платы специализированными компаниями и так далее – все это примеры аутсорсинга, с которыми мы встречаемся каждый день и к которым мы уже привыкли.

Аутсорсинг документационного обеспечения управления (ДОУ), от разработки номенклатуры дел и положений о подразделениях службы ДОУ до вывода архива организации на внешнее внеофисное хранение и уничтожение документов с истекшими сроками хранения – это новая разновидность аутсорсинга, активно развивающаяся в России. На определенном этапе развития любой компании наступает момент, когда становится очевидна необходимость управления процессом роста количества документов, обеспечения их правильного учета и безопасного хранения.

Для организации эффективного процесса управления экономической системой необходимо соответствующее информационное обеспечение: поиск, сбор, хранение и своевременное представление требуемой информации по тому или иному запросу. Функцию предоставления информации можно представить как своего рода логическое дополнение процесса хранения данных. На сегодняшний день подавляющее число коммерческих организаций используют в своей деятельности традиционные системы документационного обеспечения управления, основанные на работе с данными не на электронных носителях, а всего лишь обеспечивающие обработку «бумажных документов». Таким образом, в процессе функционирования организации возникает значительная совокупность разнородных неструктурированных документов, упорядоченных разве что только по структурным подразделениям (причем, чем больше организация, тем больше объем документооборота).

Согласно действующему законодательству, все организации обязаны хранить свои документы в течение установленного законом периода времени, причем, как показывает практика, многим из них требуется, чтобы документ не пропадал в недрах архива, а был доступен для просмотра в любое время. Кроме того, необходимо иметь возможность менять список сотрудников, имеющих доступ к тем или иным документам.

ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ВНЕ ОФИСА

Хранить документы вне офиса законом не запрещено – со стороны государства просто есть некоторые требования, как правильно это делать:

  • в Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  • в Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне».
  • в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
  • в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ. Статья 13.20 – «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов».
  • в Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года.
  • в Приказ Росархива от 27 ноября 2000 года №68 «Об утверждении «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
  • в Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Росархива 6 октября 2000 года.

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. Одобрено коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 года Приказ Главархива СССР от 25 мая 1988 года №33.

ГОСТ Р 51141-98. делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

ГОСТ 7.50-90 Консервация документов. Общие требования.

ГОСТ Р ИСО 15489-1- 2007 Information and documentation. Records management. General.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СИСТЕМЕ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

  • Занесение документов в архив;
  • классификация документов по логическим структурам;
  • просмотр архивных документов;
  • составление сводок и отчетов о документах, находящихся в архиве;
  • изменение прав доступа к архивным документам;
  • 1 назначение и изменение срока хранения архивных документов согласно перечню типовых управленческих документов организаций;
  • удаление документов из архива;
  • протоколирование основных действий с архивными документами.

При прочих равных условиях, данная система должна обеспечивать минимальные затраты на организацию процесса хранения документов, которые в современных условиях в основном складываются из затрат, связанных с арендой помещений, затрат на техническое, кадровое и методическое обеспечение функционирования архива.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕОФИСНОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. ЭТАПЫ

  • Оформление заявки на депозитарное хранение документов. На этом этапе собственник документов оформляет соответствующий договор, в котором указывается условия обслуживания документов, передаваемых на внеофисное хранение. По желанию клиента в организацию направляются специалисты для составления описи документов (развернутого научно - справочного аппарата к фонду). Каждая учетная единица (короб с документами, дело (папка), документ) идентифицирует ся специальной штрих-кодовой наклейкой. Это позволит вдальнейшем протоколировать все действия, совершаемые с
    документами (поступление, изъятие, удаление из архива...).
  • Вывоз документов из организации. На данном этапе,транспортная служба вывозит из организации описанные документы, находящиеся в коробах со штрих кодовыми на клейками и доставляет их в хранилище. Регистрация документов при поступлении в хранилище производится специализированной компьютерной системой учета, хранения и
    движения документов, которая позволяет предоставить раз личные виды отчетов. При поступлении в хранилище, архивные короба с документами размещаются по стеллажам в произвольном порядке. Специальным сканером считывается девятизначные штрих-кодовые наклейки с каждого документа, шестизначный штрих-код с архивного короба и
    штрих-код со стеллажа, на котором размещается данный ко роб. По завершении процедуры сканирования сканер интегрируется с локальной компьютерной сетью и происходит передача данных.
  • Изъятие документов по запросу их владельца либо предоставление справочной информации. Периодически, собственнику документов приходится запрашивать те или иные документы, переданные на хранение. Это происходит в случае, если по ним, например, проводится ревизия, или если требуется выдача справки сотруднику, или если идет судебное разбирательство по вопросам, связанным с предметом документа. В этом случае собственник имеет право заказать необходимый короб (или иную, оговоренную в договоре и проштрихкодированную учетную единицу), и транспортная служба в течение одного дня доставляет его. В данном случае совершается аналогичная (по отношению к поступлению документов в архивное хранилище) процедура сканирования штрих-кодовой наклейки изымаемой учетной единицы. В базу импортируется информация о лице, заказавшем данную услугу и о различных опциях заказа. В договоре может быть оговорен еженедельный вывоз и соответствующая доставка документов. Большинство документов, образующихся в результате деятельности организации, хранятся 5 лет, реже – 10 лет. Документы по личному составу хранятся 75 лет. Соответственно, документы с истекшими сроками хранения следует изъять из архивного хранилища, запротоколировать изъятие и в присутствии (при желании) владельца уничтожить.
  • Уничтожение документов. В соответствии с п. 3.7.24 «Основных правил работы архивов организаций» отбор документов на уничтожение и составление на них акта производится после подготовки описей дел постоянного и временного хранения за этот период. Акт о выделении документов к уничтожению рассматривается на заседании Экспертной комиссии организации. Как правило, специализированные аутсорсинговые компании, оказывающие услуги по внеофисному хранению документов, также предлагают дополнительный сервис в обозначенной сфере. Это позволяет поддерживать полный жизненный цикл документа – от его создания до уничтожения.

В целях обеспечения конфиденциальности и предоставления доступа к документам только авторизованному персоналу компании клиента, применяется система авторизации сотрудников компании. Авторизованный сотрудник сам назначает себе персональный идентификационный номер (ПИН), который будет запрашиваться для подтверждения любого заказа вместе с его подписью. Главный координатор заверяет список авторизованных сотрудников своей подписью и печатью компании. Этот список впоследствии может быть дополнен либо отменен.

Итак, аутсорсинг документационного обеспечения управления позволяет передавать (и как показывает практика, весьма результативно) часть традиционных функций управления, таких как, например, регистрация и поиск информации сторонней организации. При четкой организации правовых отношений (и в частности, заключении договора) собственник документов гарантирует себе (опять же договором) четкую и бесперебойную работу всей обеспечивающей подсистемы управления.

ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Как отметил С. Афанасьев, исполнительный директор «Гильдии управляющих документацией»: российский рынок предлагает потребителю более 70 программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию делопроизводственных процессов. Не поддается учету системы, созданные силами ИТ-служб предприятий и организаций. Как разобраться в море коммерческих предложений специалисту, перед которым поставлена задача выбора единственного программного продукт, соответствующего требованию конкретного аппарата управления, конкретной технологической задаче, конкретного делопроизводственного процесса.

В любом аппарате существует устоявшаяся и привычная система управления документацией, которая, в конкретном случае, обеспечивает управленческие задачи, стоящие перед предприятием. Однако такие системы формируются спонтанно и не выдерживают экспертной оценки качества, соответствия принятым внутренним и международным требованиям. Зачастую беспорядок и бессистемность делопроизводственных процессов воспринимается их обладателями как собственный индивидуальный путь в решении проблемы документационного обеспечения.

Существует ли шаблон, приложив к которому систему делопроизводства, можно определить чего не достает, что следует усилить или расширить, где решения слишком громоздки и не достаточно эффективны? Существует ли национальный стандарт, который в полном объеме формулирует требования к бумажному документообороту и автоматизированным системам, по крайней мере, для органов государственной власти.

К сожалению, такого стандарта не существует, и каждый производитель программного продукта по автоматизации ДОУ может без зазрения совести сообщать в своих рекламных проспектах об уникальности своего детища и его абсолютной универсальности и качестве. Пользователю сложно разобраться в истинности такой информации.

Как помочь руководителям общих отделов и секретариатов выбрать систему электронного документооборота, доработать технологию управления документацией, согласно российским и международным требованиям, как добиться полного соответствия системы делопроизводства потребности самого аппарата управления, государственной структуры, предприятия, банка?

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПО РАБОТЕ С ДОКУМЕНТАМИ,

В советское время существовала Единая государственная система по работе с документами и ее требования выполнялись всеми без исключения, существовал шаблон, сравнивая с которым ту или иную систему документооборота можно было определить проблемы или наоборот, абсолютное соответствие нормативным требованиям. Однако это касалось традиционного, бумажного документооборота.

Нужна ли такая система сегодня? По всей видимости, нужна. Для государственных учреждений весьма важно иметь единые подходы к формированию делопроизводственных процессов, электронного документооборота.

Принят национальный стандарт на базе ISO 15489, который определяет только общие рамки существования делопроизводственных процессов и технологий. Вместе с тем единых национальных требований по формированию систем электронного документооборота до сих пор не существует.

Системы автоматизации делопроизводства существуют уже более двадцати лет, однако каждый их создатель играет на рынке по собственным правилам или по правилам, произвольно установленным рынком.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА. ИГРА ПО ПРАВИЛАМ 

Какой видится выход из создавшегося положения? Есть два пути: первый – разрабатывать самостоятельно стандарты и принимать их в качестве национальных стандартов; второй -изучать международные стандарты, брать их за основу и после определенной доработки, а может быть, и без доработки делать их национальными стандартами. Есть сторонники обоих решений.

По мнению специалистов Гильдии управляющих документацией, альтернативы планомерной интеграции в международное правовое и интеллектуальное пространство не существует. Думается, исключительный путь развития, по крайне мере, в делопроизводственной сфере заканчивается, пора идти в ногу с мировым сообществом.

Сегодня начата работа с европейскими «Типовыми требованиями к автоматизированным системам электронного документооборота» (MoReq). Первые выводы, сделанные экспертами после изучения российских автоматизированных систем, показали абсолютную адекватность к требованиям MoReq при определенных, вполне разумных, дополнительных доработках и усовершенствованиях.

Требования европейского сообщества к системам автоматизации, применяемых в государственных учреждениях, обязывают разработчиков создавать программные продукты, соответствующие MoReq. Думается, такая практика могла бы быть применена и в России. Помимо применения в органах власти MoReq вполне мог бы применяться как некий шаблон при формировании пакета функций в системах делопроизводства, применяемых в любой другой сфере: промышленности, образовании, банковской сфере и т.д.

В текущем году подписан договор с Еврокомиссией, предоставляющий право применения русского перевода MoReq в России, начата работа с рядом компаний по экспертной оценке их систем автоматизации ДОУ на соответствие европейским требованиям.

К сожалению, четкая государственная позиция в отношении развития стандартной базы в управлении документацией отсутствует. В связи с этим профессиональным сообществом начата работа по переводу международных стандартов, приведению их в статус «стандартов организации» и их дальнейшему использованию в практической деятельности. Если такие стандарты уживутся на российской почве, будут предприняты дальнейшие шаги по их легализации и приданию им статуса национальных стандартов с соблюдением установленной процедуры. Рынок наводнен множеством программных продуктов и делопроизводственных технологий без каких либо ссылок на общепринятые нормы и требования. Маркетинговая политика компаний скрывает недостатки и несет потребителю недостоверную, искаженную информацию. Существующие и будущие стандарты не являются обязательными для исполнения и поэтому не могут влиять на качество представляемых на рынке программных продуктов. Необходимы системы оценки качества, какие применяются во всем мире и не плохо себя зарекомендовали. Должен существовать независимый орган, объединяющий экспертов, предоставляющих объективную оценку тому или иному продукту. Даже не обязательные для исполнения стандарты могут и должны стать тем клише, с которым будет осуществляться сравнения и экспертная оценка.

МЕХАНИЗМ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Должен существовать государственный или общественный орган, отражающий качество продуктов и технологий делопроизводственной сферы. Как включить этот могучий инструмент повышения качества программного обеспечения и технологий. В настоящее время получено свидетельство о регистрации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии системы добровольной сертификации Документаци-онное обеспечение управления (ДОУСЕРТИФИКАТ), которая призвана привести в соответствие единых требований рынок программных продуктов и технологий в области ДОУ.

Начаты работы по экспертным оценкам программных продуктов, представленных на российском рынке на соответствие европейским требованиям MoReq. Появились первые ласточки: Суал-холдинг, Электронные Офисные Системы. Осуществлено первоначальное тестирование, которое предполагает определенные доработки. Надеемся на лучшие результаты при повторном тестировании.

Однако создать механизм экспертной оценки недостаточно, следует заставить его работать. Думается, ведущие производители программных продуктов должны быть весьма заинтересованы в сертификации своих автоматизированных систем с тем, чтобы сертификаты соответствия стали своего рода знаком качества их продуктов, который будет их отличать от необоснованно ретивых конкурентов. Покупатели или пользователи вправе требовать сертификат соответствия, для того чтобы быть уверенными в качестве товара и соответствии его международным нормам. Целесообразность сертификации очевидна, осталось дело за малым: применить ее в практике.

К сожалению, нет инструментов, обязывающих производителей выбрасывать на рынок только сертифицированный продукт. Нужна твердая позиция пользователей программных продуктов. Следует применять только сертифицированный программный продукт, настаивать, чтобы установленная система прошла сертификацию.

На очередной конференции прозвучал поразительно актуальный вопрос: как выбрать систему электронного документооборота, если вышестоящим органом установлен конкретный программный продукт. Следует ли применять ту же систему или выбрать самостоятельно другую и добиваться в последствии взаимодействия различных систем? Такой же проблемой озабочено большинство аппаратов федеральных, муниципальных и региональных органов власти, коммерческие структуры со сложным территориально-организационным делением. Как увязать делопроизводственные процессы различных государственных аппаратов с целью создания единого информационного пространства в органах государственного управления, системы полноценного взаимного информирования органов власти и населения о принятых решениях, общественно значимых событиях, рассмотренных обращениях граждан.

В настоящее время это сделать невозможно, поскольку не существует единого алгоритма функционирования различных систем, обеспечивающих автоматизацию документооборота в рамках общего информационного пространства. Правительством недавно подтверждена необходимость реализации такого решения с тем, чтобы, по крайней мере, федеральные органы власти могли общаться в пределах электронного документооборота, обмениваясь информацией как по горизонтали, так и по вертикали.

ПРАВИЛА И РЕГЛАМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ 

Есть два пути решения этой задачи: или создать единый для всех программный продукт, или установить правила или регламенты взаимодействия различных систем электронного документооборота. Технологически и экономически второй путь, безусловно, предпочтительней, поскольку создать единый и в тоже время совершенный программный продукт, отражающий особенность каждого отдельного аппарата, практически невозможно и весьма дорого. Представьте себе, что все созданное по обеспечению в аппарате электронного документооборота будет уничтожено и будет предложен универсальный продукт, предполагающий начинать всю работу заново: это установка, наладка, обучение персонала и др. Тогда возникает вопрос, почему такой стандарт взаимодействия систем автоматизации ДОУ до сих пор не внедрен? Поразительная судьба разработки, осуществленной по инициативе Гильдии управляющих документацией группой специалистов из ведущих компаний разработчиков программных продуктов, среди которых IBS, IT, ЭОС, ИнтерТраст, НТЦ ИРМ, Гранит-Центр. Разработанные регламенты, в конечном счете, могли бы позволить создать единое информационное пространство, т.е. сделать реальным взаимодействие различных систем, установленных в различных государственных учреждениях и имеющих различные принципы и платформы построения. Стандарт разработан в 2004 году, но оказался не нужным. Проблема взаимодействия систем автоматизации ДОУ стоит исключительно остро, однако, как и многие государственные вопросы, решается зачастую из коммерческих интересов чиновников.

Какой выход из создавшегося положения? Процесс внедрения затянулся на долгие три года. Однако есть другой выход: объединиться профессиональным сообществом и начать использовать предлагаемый стандарт как корпоративный. В случае успеха, дорабатывать его и расширять сферу применения. Сделать стандарт рабочим и жизнеспособным, что определит его место в системе других стандартов.

Что даст применение стандарта «Взаимодействие автоматизированных систем ДОУ»? Вопрос: «какую выбирать автоматизированную систему ДОУ?» не будет решаться в пользу менее качественной и только потому, что вышестоящий орган власти навязывает именно этот продукт. Можно выбрать любое программное обеспечение, адаптированное к требованиям стандарта. И главное, создаются предпосылки к созданию единого информационного пространства, по крайней мере, для органов власти всех уровней.

Одним из путей исправления рынка может стать аудит программных продуктов и информирование пользователей об анализе и сравнении рекламируемых производителем систем. Продолжается работа по информированию профессиональной общественности о состоянии рынка программных продуктов по автоматизации делопроизводства. Готовится к переизданию справочник, в котором будет более глубокий анализ систем, рекомендации пользователю, выбирающему или модернизирующего систему электронного документооборота. Справочник имеет ряд ценных преимуществ, поскольку стал плодом труда независимых экспертов. Очевидно, что пособие, выпущенное одной фирмой-участником рынка, преследует определенные корпоративные цели и дает информацию под определенным углом зрения. Во втором издании будет увеличено количество препарируемых программных продуктов, будет представлено углубленная оценка их качества.

Нужен ли Закон о ДОУ? Эта проблема обсуждалась на многих заседаниях нашей организации. Что должен закон нести и к чему должен обязывать? Первая версия закона была отклонена правовым департаментом Государственной Думы из-за отсутствия предмета законодательного регулирования. Существуют полярные мнения о направленности и целесообразности такого закона.

Факт, что стандарты имеют рекомендательный характер и их применение необязательно даже для государственных учреждений. Разве это не нонсенс, когда любая государственная структура, административное формирование любого уровня: администрация субъекта Федерации, муниципальное административное формирование или федеральное министерство при желании может иметь собственные, характерные только для них особенности делопроизводства, разноцветье названий структурных подразделений, отличаться так называемыми корпоративными изысками. «Единая государственная система по работе с документами» из советского времени четко регламентировала деятельность общих отделов, и это вносило строгую определенность, порядок в работе делопроизводственных служб. Государственные органы любого уровня не могут не иметь единых правил работы с документами, поскольку являются элементами единого механизма управления. Формированию единого порядка в ДОУ мог бы способствовать закон «О делопроизводстве в органах государственной власти».

На конференции были представлены новейшие продукты и технологии компании ЭОС. Особое внимание было уделено eDocLib 2.0 – системе нового поколения, предназначенной для хранения, систематизации и коллективного доступа к электронным документам (данным, знаниям) организации, с помощью которой пользователи смогут сами конструировать различные системы управления электронным содержанием.

Были продемонстрированы новые средства защиты электронных документов и интеграционные решения, созданные совместно с партнерами. Все это позволило представить на конференции новый уровень решения задач работы с электронными документами.

В холле конференц-зала прошла выставка-демонстрация современных программных и аппаратных решений для автоматизации документооборота технологических партнеров компании. В числе приглашенных представители корпораций Microsoft, ORACLE, Цифровые технологии, Крипто-Про, ABBYY, ПИРИТ, Aladdin, Сигнал-КОМ, Interface, Softline, а также ведущие системные интеграторы: ФГУП НИИ «Восход», ТехноСерв А/С, КРОК, Ай-Теко и другие. Конференция обеспечивалась информационной поддержкой ведущих профессиональных СМИ.

При подготовке статьи использовались материалы компании «Электронные Офисные Системы».

Ольга Савко

Начальник группы телемаркетинга

Закажите демонстрацию системы
Мы свяжемся с вами, проконсультируем по интересующим вопросам, подготовим персональную демонстрацию в удобное для вас время.

Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использования АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

16декабря

Защита от несанкционированного распространения конфиденциальной информации в СЭД

Узнать больше

26апреля

«Весенний документооборот-2021»: развитие экосистемы ЭОС

Узнать больше

11февраля

Об электронной подписи простым языком: компания ЭОС проведет вебинар для школ

Узнать больше

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^