Вернуться к списку

08сентября 2021

Как создать мобильное приложение для бизнеса и не выкинуть деньги на ветер

Tadviser

Web-приложения сегодня становятся все более значимыми в любой сфере жизни, а идеология mobile first является едва ли не доминирующей. В деловой среде мобильные приложения также занимают значительное место. И если для универсальных ИТ-систем нередко ставится задача обеспечения их работы в мобильной среде, то мобильные приложения должны быть спроектированы так, чтобы их функционал мог играть роль ключевого для бизнеса.

Во многих ситуациях мобильное приложение уже переходит из категории дополнительных инструментов, повышающих эффективность бизнес-процессов, в разряд основных. Отсутствие мобильного приложения может существенно затормозить или вовсе приостановить работу специалиста. В частности, мобильные приложения становятся все более востребованными у менеджмента.

«Руководителям организаций, особенно в кризисное время, необходимо держать руку на пульсе практически круглосуточно, доступ к корпоративной информации у них должен быть в режиме 24/7. Один из самых быстрых способов организовать доступ к корпоративной СЭД «ДЕЛО» для активно работающего с документами и задачами руководителя – сделать это с помощью приложения EOSmobile,» - рассказывает начальник отдела проектирования корпоративных мобильных приложений «ЭОС» Артём Андреев.

EOSmobile

Удобство использования и простота освоения

Каким же должно быть современное мобильное приложение? Прежде всего – удобным для освоения и простым в эксплуатации. Чаще всего эти два качества воспринимаются как единое целое. Но на практике это могут быть разные вещи.

Так, легкость освоения важна для всех, но особенно в тех случаях, когда нужно обучить работе с мобильным приложением людей, которые ранее, возможно, вообще не пользовались таковыми, а также не имеют возможности потратить время на обучение

Что касается простоты в эксплуатации, то это уже про преемственность опыта сотрудника в работе с корпоративными ИТ-системами. Специалисту должно быть удобно выполнять в мобильном приложении привычные действия. Это особенно важно для среднего и высшего руководства. Конечно, у мобильных приложений есть особенности в части пользовательского интерфейса, функциональности и интеграции в корпоративную среду. Но если работа с приложением явно требует отдельного обучения - это может расцениваться как недостаток самой системы.

«Одна из ключевых задач нашего приложения - обеспечить низкий порог вхождения в продукт для пользователей, чтобы им не приходилось изучать документацию или проходить обучение. Поэтому мы постоянно совершенствуем интерфейс EOSmobile, стремимся сделать приложение еще более интуитивным и понятным,» - говорит Артем Андреев.

Интерфейс EOSmobile

Корпоративное против консьюмерского

Современные бизнес-приложения порой стремятся перенять интерфейсные возможности ИТ-систем с консьюмерского рынка, интерфейс которых более эргономичен. Но если мы говорим о мобильных разработках для корпоративного рынка, заимствовать интерфейс, равно как и подходы к решению функциональных проблем, нужно крайне взвешенно. В этом смысле полезно выделить несколько моментов.

Мобильное приложение для корпоративного рынка должно иметь лаконичный интерфейс, не перегруженный ни колористикой, ни количеством элементов управления, ни разнообразием их дизайна.

Несмотря на лаконичность интерфейса, возможность его кастомизации для корпоративного клиента нередко имеет очень большое значение.

В области представления функциональных возможностей корпоративных приложений все должно быть если и не аскетично, то предельно рационально. Достигается это, как правило, за счет существенной методологической проработки схем работы с информацией для конкретных задач и конкретных пользователей.

Существуют объекты и понятия, с которыми пользователь, быть может, нечасто сталкивался при работе с классическим вариантом приложения, но в мобильной системе они могут выйти на первый план. Вместе с тем, как было уже сказано, должна прослеживаться преемственность с интерфейсом и функциями, с которыми пользователь привык работать.

Как функции, так и интерфейс мобильных систем корпоративного уровня часто строго сфокусированы на конкретном пользователе с конкретными должностными обязанностями, объемом работы, с учетом его ближайшего профессионального окружения, а иногда даже его персонального стиля выполнения должностных обязанностей. В этом плане гибкость функций и интерфейсных возможностей мобильного приложения для бизнеса как раз приветствуется.

Так, в EOSMobile есть опциональные папки-фильтры, которые помогут еще лучше адаптировать рабочий стол под собственные цели и стиль работы каждого пользователя. В целом же Артем Андреев отмечает следующие аспекты, характерные для любого качественного мобильного приложения и EOSMobile в частности:

  • Удобная навигация - пользователь должен понимать, где он находится в системе координат приложения, как вернуться обратно, куда он может перейти дальше.
  • Понятная обратная связь – при необходимости нужно подсказывать и направлять пользователя. Например, пользователь указал срок исполнения поручения, но забыл указать контролера. В этой ситуации EOSmobile обратит внимание пользователя на отсутствие контролера прежде, чем отправит поручение на исполнение.
  • Постоянство – нельзя использовать для разных терминов (например, кнопок в интерфейсе) одинаковые иконки, нельзя для одного и того же термина использовать разные иконки и т.д. Такие моменты могут запутать пользователя и вызвать раздражение.
  • Акцент на главном – необходимо предоставить пользователю в первую очередь главную информацию. Например, в EOSmobile по умолчанию открывается поручение, адресованное пользователю, а не реквизиты по документу, связки или поручение по документу, не относящееся к пользователю.
  • Неперегруженный интерфейс – большое количество действий (кнопок) и информации разного уровня на экране, которая в ряде сценариев просто не нужна, затрудняет работу пользователя и делает ее малоэффективной. В EOSmobile действия (кнопки) подстраиваются под задачу.
  • Персонификация – персонифицировать интерфейс и функционал приложения можно индивидуально под каждого пользователя, причем без помощи службы технической поддержки.

Аспекты, характерные для мобильного приложения

Подсказки и ограничения

Мобильное приложение для корпоративного пользователя также не должно пренебрегать наличием подсказок, маршрутов по умолчанию, а если это необходимо, то и функциями расстановки ограничений. Причем даже в тех случаях, когда потенциальными пользователями являются представители высшего менеджмента. Баланс между эффективностью и юзабилити в этом аспекте должен очень тщательно соблюдаться.

Перед любым приложением, в том числе перед EOSmobile, в плане работы с информацией всегда стоят две задачи:

  • Правильно структурировать и представить информацию, чтобы сэкономить время и усилия пользователя; 

  • Направить внимание пользователя от наиболее важной к наименее важной информации. В том числе, постоянно сопровождать пользователя, давать ему обратную связь (например, в виде сообщений/подсказок). 

В составе корпоративной ИТ-инфраструктуры 

Корпоративное мобильное приложение, в отличие от консьюмерского, всегда интегрируется в некую инфраструктуру информационной поддержки бизнеса. Формально эта интеграция не является частью самого приложения, но без нее приложение в большинстве случаев будет неработоспособно.

В зависимости от объемов передаваемой информации, способов ее доставки (синхронная, асинхронная, потоковая или по запросу), параметров временной задержки и еще ряда характеристик, методы интеграции с корпоративной системой будут разными.

Мобильность и безопасность

Информационная безопасность всегда является предметом особого внимания как при создании мобильного приложения корпоративного уровня, так и при его дальнейшей эксплуатации.

«Мы не ограничиваем наших заказчиков в выборе ИБ-средств. Наши заказчики используют VPN, VipNet, различные MDM-решения и т.д. Сложностей с электронной подписью тоже нет: наши клиенты могут использовать ЭП как непосредственно на устройстве, так и на Рутокен ЭЦП Bluetooth,» - комментирует Артем Андреев.


Акция

Переход на отечественную АИС МФЦ

Скидка на право использование АИС МФЦ «ДЕЛО» при миграции с других решений по автоматизации МФЦ

Календарь мероприятий

30мая

Автоматизация документооборота девелоперских компаний. Контроль сроков и взаимодействие с подрядчиками

Узнать больше

01июн

Автоматизация управления архивом – от формирования дел до передачи на государственное хранения

Узнать больше

15июн

Обмен в электронном виде с контрагентами. Сценарии, варианты реализации, применение EDI-сервисов

Узнать больше
Все мероприятия

Наши клиенты

7 000 компаний

Наши партнеры

250

во всех городах России
и странах СНГ

^